Гиппопотамы в Древнем Египте

Гиппопотамы непредсказуемые и могучие животные, которые—когда чувствуют угрозу—становятся чрезвычайно агрессивными; сегодня гиппопотамы убивают в Африке больше людей, чем любое другое крупное животное. Бегемот может обогнать человека на короткое расстояние, они часто переворачивают лодки и травмируют их пассажиров.

#история древнего египта #боги египта #египетские боги

Древние египтяне тоже подвергались нападению бегемотов, но доказательства того, что люди после этого выжили, можно найти в древнеегипетском медицинском рецепте для лечения ран, нанесенных укусами бегемота.

Бегемоты в воде.

Бегемоты-травоядные животные и обычно пасутся ночью, когда они могут безнаказанно опустошить поля. Это было проблемой в Древнем Египте; есть надпись о неудачах земледельца: “червь взял половину, а бегемот сожрал остальное”.

К сожалению, вымершая сегодня в Египте популяция гиппопотамов уже сильно пострадала в древние времена, поскольку человеческая экспансия ограничила их среду обитания, и на них начали охотиться. Сокращение их численности продолжалось на протяжении всей истории, пока в начале девятнадцатого века в Египте не были замечены последние дикие гиппопотамы.

Охота на бегемота.

Древние египтяне охотились на бегемотов по разным причинам.

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В дополнение к их мясу, коже и жиру египтяне использовали зубы гиппопотамов, особенно их впечатляющие клыки, которые могут достигать полутора футов в длину. Такие вот палочки были обычным явлением в погребениях позднего Среднего Царства. Обычно они были вырезаны из клыка гиппопотама. Эти зубы являются самым мощным оружием бегемота и делают животное наиболее опасным:

Магическая палочка, примерно 1981-1640 гг. до н. э.

Охота на гиппопотама изображается начиная с додинастического периода (около 4400-3100 гг. до н. э.).

В таких сценах охотник чаще всего изображается на небольшой лодке; вытянув руку назад, он держит гарпун и собирается его бросить.

Египетские гарпуны состояли из деревянного древка с металлическим или костяным наконечником, который отделялся от древка после того, как животное было поражено, но оставался в плоти животного. Веревку, соединенную с этим наконечником, часто можно увидеть свисающей с гарпуна.

В другой руке охотник часто держит моток из нескольких веревок, которые уже прикреплены к бегемоту от предыдущих успешных бросков. К веревкам прикреплены небольшие поплавки, чтобы указать местоположение бегемота на случай, если он погрузится и уйдет в воду. На изображениях охоты на бегемота животное обычно изображается с широко открытым ртом. Когда бегемоту угрожает опасность, он открывает пасть и обнажает зубы перед своим противником, давая охотникам возможность ударить бедное животное там, где оно наиболее уязвимо.

Охота на гиппопотама.

В ранних обществах акт охоты и убийства такого опасного животного был признаком мужества, силы и власти—всех качеств, которые ожидались от лидера. Образ царя, успешно охотящегося и убивающего животное, выражал победу над хаосом и способность поддерживать мировой порядок, что было главной задачей правителя.

Начиная с Нового царства (около 1550-1070 гг. до н. э.) гиппопотам был связан с богом Сетом, а в более поздние времена Сет считался злым персонажем.

Бог Гор был мифологическим прототипом царя, и в мифе Гор побеждает Сета и восходит на трон, за который они сражались. На стенах храма, в Эдфу, Гор гарпунит Сета в форме гиппопотама:

Гор поражает Сета в виде гиппопотама.

Но древние египтяне также признавали гиппопотамов позитивными существами. Бегемоты жили в реке Нил, источнике жизни, поэтому они тоже были связаны с жизнью. Они часто погружаются в воду на несколько минут, всплывают, чтобы вдохнуть, затем снова погружаются; такое поведение исчезновения и повторного появления было связано с регенерацией и возрождением.

Обратите внимание: Во что верили в Древнем Египте.(2 часть).

Иногда видна только спина бегемота, которая напоминает землю, окруженную водой, образ, который египтяне связывали с первобытным курганом и началом творения.

В одном египетском мифе о сотворении мира есть вода, из которой появляется первобытный курган и на которой впервые восходит солнце. В другой версии этой истории бог солнца впервые появляется на вершине цветка лотоса, который возникает из первозданной воды. Таким образом, первобытная вода, первобытный холм и цветок лотоса были связаны с творением и жизнью.

Бог Солнца рождается из лотоса.

Еще одно интригующее поведение бегемотов заключается в том, что они рычат утром на восходе солнца и вечером на закате. Египтяне, возможно, интерпретировали это поведение как приветствие и прощание с солнцем. И путешествие солнца рассматривалось как вечный цикл перерождений, к которому человек надеялся присоединиться. Таким образом, гиппопотамы ассоциировались с жизнью и возрождением. Их изображения, такие как статуэтки или маленькие амулеты с печатями, могли волшебным образом передавать эти качества своим владельцам.

Этот очень маленький предмет-амулет с печатью в форме лежащего гиппопотама. На его плоской нижней стороне есть три иероглифа, которые можно прочитать как пожелание: "Жизнь, стабильность и процветание":

Древние египтяне также наблюдали, что самки гиппопотамов яростно защищают своих детенышей. Опасный, но в то же время защитный аспект бегемотов, вероятно, был одной из причин, по которой Таурт, богиня, которая защищает матерей и детей, имела в своём "сложном составе" и часть от бегемота.

Ее угрожающий образ, предназначенный для отпугивания демонов и других смертоносных существ, сочетает в себе черты человека, гиппопотама, крокодила и льва:

Богиня Таурт.

Тот факт, что самки гиппопотамов обычно вынашивают только одного детеныша, как и люди, возможно, является еще одной причиной. Подобные богини-бегемоты известны под именами Опет и Ререт.

Солнечный младенец, бог Бэс и богиня-бегемотиха Опет.

Египтяне иногда проводили различие между доброй белой бегемотихой женского пола и злым красным бегемотом мужского пола, но это различие непостоянно, поскольку существуют изображения красных бегемотих женского пола, а бегемотихи женского пола не всегда воспринимаются как положительные:

Амулет в виде красной бегемотихи.

Примером негативного восприятия бегемота, как опасного, является Аммат (Пожиратель) в сценах Загробного суда: если будет установлено, что умерший не смог вести нравственную и мудрую жизнь, это существо, имеющее части тела самых опасных обитателей Долины Нила ( льва, крокодила и гиппопотама), сожрет его или ее сердце, и человек перестанет существовать:

Аммат.

До наших дней дошло огромное количество древнеегипетских изображений бегемотов, статуэток:

Фигурка гиппопотама 780-525 до н. э.,Поздний Период

и зарисовок:

Остракон с эскизом бегемота.

но самым известным, несомненно, является замечательный фаянсовый гиппопотам:

Гиппопотам, около 1961-1878 гг. до н. э., Среднее Царство.

Почти сто таких фаянсовых фигурок хранятся в коллекциях по всему миру. Точный археологический контекст для подавляющего большинства этих статуэток, к сожалению, неизвестен. Один из гиппопотамов музея Метрополитен является бесценным исключением, поскольку был найден в обертках мумии:

Гиппопотам, около 1810-1700 гг. до н. э.

Тела большинства фаянсовых бегемотов украшены изображениями закрытых и открытых цветов лотоса.

Присутствуют и другие растения, различные нильские существа, такие как лягушки, бабочки, птицы, стрекозы.

Фигурка гиппопотама , около 1981-1550 гг. до н. э.

Декор фаянсовых бегемотов представляет естественную среду обитания животных, но, кроме того, эти растения и животные также имели много положительных ассоциаций с ростом и жизнью. Цветок лотоса был особенно популярным символом возрождения, так как он открывается утром, когда появляется солнце, и закрывается вечером.

Фаянсовые гиппопотамы были связаны с темами жизни, возрождения и обновления через множество различных слоев смыслов, которые включали поведение и образ жизни самих животных, а также украшения этих статуэток. Когда их помещали в гробницы, они предназначались для того, чтобы снабжать умершего регенеративной силой и гарантировать его возрождение.

Еще по теме здесь: История.

Источник: Гиппопотамы в Древнем Египте.