ГОНОЧНАЯ ЛИДЕРА: КЛАСС 10 СМ3

ГОНОЧНАЯ ЛИДЕРА: КЛАСС 10 СМ3

В этой статье мы расскажем о конструкции рекордной модели автомобиля класса 10 см3, построенной мастером спорта Вячеславом Соловьевым. На Всесоюзных соревнованиях 1965 года эта модель установила два всесоюзных рекорда: на дистанции 500 м она развила скорость 195,652 км/час, а на дистанции 1000 м — 190,476 км/час.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ

Общая длина - 450 мм

База - 295 мм

Колея ведомых колес - 140 мм

Колея ведущих колес - 146 мм

Диаметр ведущих колес - 110 мм

Передаточное число редуктора - 1,875

Вес - 2,650 кг

На скоростные качества автомодели большое влияние оказывает общая ее компоновка: размещение двигателя, зубчатой передачи, топливного бака. Схема компоновки типа «Стрела» (рис. 1) характерна тем, что двигатель расположен вертикально, а перед ним— топливный бак. Передача вращения от вала двигателя на ведущие колеса осуществляется через конические шестерни. К нижней части кузова крепятся двигатель, передний и задний мосты, бак и другие детали. Особое преимущество эта схема приобретает в классе 10 см3.

ГОНОЧНАЯ ЛИДЕРА: КЛАСС 10 СМ3
РИС. 1. МОДЕЛЬ ГОНОЧНОГО АВТОМОБИЛЯ КЛАССА 10 см3 (построенная по типу «Стрела»): 1—рама; 2 — топливный бак; 3 — обтекатель; 4 — антенна остановочного приспособления; 5 — двигатель; 6 — маховик; 7 — корпус редуктора; 8 — упорный костыль; 9 — топливная трубка; 10 — конусная втулка; 11 — упорная шайба; 12 — винт крепления маховика; 13 — упорная втулка; 14 — распорная втулка; 15 — резьбовая втулка; 16 — подшипник; 17 — установочный винт; 18 — ведомое зубчатое колесо редуктора; 19 — сегментная шпонка; 20 —_ведущее зубчатое колесо; 21 — вал ведущего зубчатого колеса; 22 — шпилька; 23 — ведущая ось; 24 и 32 — шины; 25 и 27— диски заднего колеса; 26 —винт; 28 — кордовая планка; 29 — подшипник; 30 — гайка; 31 и 33 —диски переднего колеса; 34 — цапфа; 35 пластина передней подвески.

Алюминиевая (сплав АЛ9) рама 1 модели отлита и имеет специальные приливы для крепления двигателя, корпуса редуктора, переднего моста и других деталей.

Корпус редуктора изготовлен из дюралюминия Д16Т. Подшипники ведущей оси фиксируются в нем дюралюминиевыми (марка Д16Т) втулками с резьбой 2М30х1,5. Этими же втулками регулируется рабочий зазор шестерен. В нужном положении шайбы стопорятся винтами М2,6. Подшипники оси ведущей шестерни запрессованы в упорную втулку 13, фланец которой привернут к корпусу редуктора четырьмя винтами М4. Корпус крепится на раме тремя винтами М5.

Ведущая и ведомая шестерни имеют соответственно 16 и 30 зубьев, m= 1,5, Они изготовлены из стали 38ХМЮА, азотированы и закалены(HRс= 58÷62).

Ведомая шестерня 18 фиксируется на ведущей оси 23 при помощи сегментной шпонки 19 и установочного винта 17 с резьбой М5. Вал 23 вращается в двух подшипниках (№ 7000101) 16. На концах вал имеет конусные поверхности и отверстия под болты с резьбой 1М8х1 для крепления ведущих колес.

Ведущая шестерня 20 насажена на конусную часть валика 21, и они вместе вращаются в двух шарикоподшипниках с размерами 12х28 мм и 9х22 мм. Другой конец валика 21 является диском муфты, передающей вращение от вала двигателя на ведущую шестерню. В этом диске имеется паз, в который входит стальная шпилька 22 диаметром 5 мм, жестко закрепленная в маховике двигателя.

Шина ведущего колеса 24 вулканизируется из маслобензостойкой резины средней твердости и зажимается между двумя дюралюминиевыми (марка Д16Т) дисками 25, 27.

Передний мост модели состоит из пластины 35, сделанной из пружинной стали толщиной 1,5 мм и двух цапф 34, которые заклепками крепятся на концах пластины. Подшипники ведомых колес 29 фиксируются на цапфах гайками М5.

Шина ведомого колеса 32 вулканизирована из маслобензостойкой резины высокой твердости и имеет ширину беговой дорожки 1,5 мм. Диски колеса 31, 33 выточены из дюралюминия Д16Т.

Верхняя часть корпуса модели — обтекатель 3 изготовлен из липы. Для охлаждения двигателя, а также для выхода выхлопных газов в обтекателе имеется несколько отверстий. Внутренняя и наружная его поверхности окрашены синтетической эмалью.

Бак 2 для топливной смеси изготовлен из луженой жести толщиной 0,3 мм. В бак впаяны две дренажные трубки с внутренним диаметром 3 мм. Заправляется он через правую (по движению модели) дренажную трубку.

На задней стенке бака смонтирован краник остановочного приспособления (рис. 2) поршневого типа. В корпусе 2 краника просверлено глухое отверстие диаметром 4 мм, притертое по поверхности поршня 1. Перпендикулярно к нему просверлено другое отверстие, в которое впаяна трубка 3 для отвода горючей смеси к двигателю.

ГОНОЧНАЯ ЛИДЕРА: КЛАСС 10 СМ3
РИС. 2. ОСТАНОВОЧНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ: 1 — поршень; 2 — корпус краника; 3 — отводная трубка; 4 — пружина; 5 — втулка; 6 — фиксирующая планка; 7 — антенна.

Краник работает следующим образом. Открытое положение его фиксируется планкой 6 и втулкой на стержне антенны 7. Когда нижняя (конусная) часть втулки попадает в маленькое отверстие планки — краник открыт. Втулка, выведенная из этого положения, проскакивает через большое отверстие в планке, и под действием пружины 4 поршень опускается вниз, перекрывая доступ топлива.

Кордовая планка 28 (см. рис. 1) изготовлена из листовой стали толщиной 1,5 мм и крепится тремя винтами М4 на приливе рамы.

На модели установлен двигатель «Дулинг-61» с рабочим объемом цилиндра 9,95 см3. Мощность двигателя с калильным зажиганием — 1,5 л. с. при 17 500 об/мин.