Нефтепереработкой получают более 600 различных нефтепродуктов. Основное использование нефти - это производство топлив и масел (около 0,7-0,8 т/т нефти). Кроме того, при переработке нефти производят парафины, церезины, воски, вазелины, пластические смазки, битумы, нефтяной кокс, а также ароматические углеводороды, нефтяные растворители, осветительный керосин, жидкие парафины, смазочно-охлаждающие жидкости, присадки к топливам и маслам, технический углерод (сажа) и другие нефтепродукты различного назначения. Но к числу важнейших задач современной нефтепереработки относится также и обеспечение сырьем нефтехимических производств. Если ряд основных топлив может быть в принципе замещен в будущем альтернативным топливом (водород, природный газ, сжиженный газ, синтетическое топливо на базе метанола или переработки угля и др.), то замена нефтяного сырья для получения многочисленных важнейших нефтехимических продуктов в обозримой перспективе маловероятна (рис. 2.1). Более того, доля нефти, а точнее, наиболее ценных и дорогостоящих нефтяных фракций, используемых для производства нефтехимического сырья, имеет тенденцию к увеличению в большинстве развитых стран.
Современная газопереработка ориентирована на максимальное извлечение из добываемых углеводородных газов газовых, нефтяных и газоконденсатных месторождений этана, пропана, бутанов, пентанов для дальнейшего
их использования в виде нефтехимического сырья. Сюда также вовлекаются заводские углеводородные газы НПЗ: парафиновые углеводороды (алканы) первичной переработки нефти и парафиновые и непредельные углеводороды (алканы и алкены) вторичных процессов переработки нефтяных фракций (газы термических и термокаталитических реакционных процессов).
Товарные нефтепродукты и газовые фракции по своим физико-химическим свойствам должны соответствовать требованиям действующих стандартов. За рубежом в большинстве стран используют стандарты ASTM (American standard test method, American society for testing materials), также действуют стандарты Европейского союза, Японии и других ведущих стран. Требования к физико-химическим показателям товарных нефтепродуктов и газовых фракций, а также других продуктов и полупродуктов переработки нефти и газа объективно изменяются по мере развития новой техники и потребительских свойств продукции, а также под давлением экологического законодательства мирового сообщества. Мировые показатели на нефтепродукты (как и на некоторые двигатели внутреннего сгорания) сильно отличаются от российских. В настоящее время некоторые российские стандарты (прежде всего на высокооктановые автобензины, дизельные топлива, топочные мазуты, высокоиндексные моторные масла) подлежат изменению в связи с необходимостью их соответствия международным стандартам. С этой целью как начало длительного этапа Правительство России, согласно Постановлению № 118 от 27.02.08, утвердило Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».