ХОДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭКСКАВАТОРОВ

Ходовое оборудование экскаватора — это устройство для его перемещения и устойчивого опирания на грунтовое основание во время работы. В многоковшовых экскаваторах ходовое оборудование обеспечивает подачу машины на величину срезаемой стружки и относится к рабочему оборудованию.

Общие требования, предъявляемые к ходовому оборудованию экскаваторов цикличного и непрерывного действия: достаточные сила тяги, скорость передвижения и маневренность; способность преодолевать заданные подъемы и уклоны; небольшая масса при обеспечении заданных давлений на основание (средних и максимальных); устойчивость машины при всех возможных изменениях положения ее центра тяжести и отсутствие больших динамических нагрузок в конструкции всей машины при передвижении; малые сопротивления при передвижении; минимальное число быстроизнашивающихся элементов, удобство в эксплуатации и долговечность.

К ходовому оборудованию многоковшовых экскаваторов предъявляют специфические требования по обеспечению точности перемещений, а также малых давлений на основание, что помогает исключить разрушение грунта при многократных проездах по одному месту.

Типы ходового оборудования. В зависимости от условий работы и назначения применяют следующие типы ходового оборудования: гусеничное, шагающее, рельсовое и шагающе-рельсовое.

Гусеничное ходовое оборудование обладает высокой устойчивостью (особенно у многогусеничных машин), высокими тягово-сцепными качествами, способностью преодолевать большие уклоны (до 23°), хорошей проходимостью, малыми давлениями на основание, универсальностью. Его недостатки — большая масса (с нижней рамой до 50 % общей массы машины); сложность устройства и быстрый износ ходовых элементов, относительно невысокая маневренность у многогусеничных машин.

Гусеничный ход применяют на экскаваторах всех типов (кроме мощных драглайнов), не требующих больших и частых перемещений с высокой скоростью.

Шагающее ходовое оборудование обеспечивает низкие давления на основание (до 0,1 МПа), небольшую массу (10...12% массы машины), высокие маневренность и устойчивость машины на базе при работе. Его недостатки: цикличность и малая скорость передвижения; необходимость подъема машины при шагании; волочение передней части базы по опорной поверхности при шагании, сопровождающееся смятием грунта и высокими затратами мощности. Это ограничивает область применения шагающего хода на драглайнах и от-валообразователях, работающих на поверхностях (грунтах) с относительно низкой несущей способностью.

Рельсовое ходовое оборудование обеспечивает низкое сопротивление перемещению, плавность, высокую скорость, направленность движения при перемещении машины, малый износ и высокую долговечность его элементов. Его недостатки: необходимость и сложность переноса железнодорожных путей, малая маневренность, ограниченность нагрузки на колесо (до 0,25 МН), значительные линейные размеры ходовой части, малые величины коэффициентов сцепления колес с рельсами и преодолеваемых уклонов (до 6°) — ограничивают область применения рельсового ходового оборудования, которое используется главным образом на цепных многоковшовых экскаваторах, работающих с транспортно-отвальными мостами, отвалообразователями и аб-зетцерами.

Шагающе-рельсовое ходовое оборудование обладает высокой маневренностью, возможностью дозированного перемещения машины с высокой скоростью и плавностью, малыми давлениями на опорную поверхность, сопротивлениями при перемещении и низким износом элементов и деталей, высокой устойчивостью при работе на базе. Его недостатки: большая масса (с нижней рамой до 50 % общей массы машины); необходимость подъема машины при шагании; цикличность шагания. Шагающе-рельсовое ходовое оборудование применяют на мощных роторных экскаваторах, отвалообразователях и драглайнах при работе на грунтах со слабой несущей способностью.

Пневмоколесное ходовое оборудование обеспечивает высокие скорости передвижения (до 70 км/ч) и маневренность, обладает небольшой массой, малым сопротивлением передвижению, простой конструкцией и универсальностью. Однако быстрый износ пневмошин в условиях карьеров, высокая стоимость (20... 40 % от стоимости машины), повышенное давление на основание, а также ограниченность нагрузки на колесо определяют область их применения преимущественно в гидравлических экскаваторах.