Истребитель — вид авиационной техники, относящийся к стратегической — фронтовой, способный уничтожать противника в воздухе. По своей скорости, маневренности и скороподъемности превосходит другие виды самолетов.
В XIX в. в период бурного развития науки и техники начинается массовое создание различных видов оружия и боевых машин. Появляется необходимость создания военного летательного аппарата, способного стрелять с воздуха и быстро передвигаться, что сделало бы данную машину менее уязвимой. В 1885 г. А. Ф. Можайский выкатил странное сооружение: лодку с деревянными ребрами, обтянутыми шелковой тканью и прикрепленными прямоугольными крыльями. Это был первый летательный аппарат, который в дальнейшем начнут модифицировать и создавать из него различные виды самолетов и амфибий.
Первый в мире истребитель С-16 был построен на Русско-Балтийском заводе в 1915 г. Именно на этом истребителе летчик П. Н. Нестеров отрабатывал тактику возможного воздушного боя. Данный истребитель применялся для сопровождения и охраны бомбардировщиков «Илья Муромец».
Самолеты-истребители используются во время боевых операций. В 1917 г. в России истребители составляли половину состава военно-воздушных сил, в Англии и США — около 41%, а в Австрии и Германии — около 37%. В этот период создаются как скоростные, так и маневренные истребители: И-5, И-15, И-153 («Чайка»), И-16.
В 1940 г. истребители МиГ-1, МиГ-3, Як-1 и Лагг-3 были признаны лучшими в мире, так как мощность их мотора составляла до 2400 л. с. при скорости 720 км/ч. Истребитель мог за пять минут подняться на высоту до пяти километров и участвовать в боевых операциях по радиусу до 400 км. Каждый истребитель был вооружен 4—6 пулеметами калибром 11—13 мм или 2— 4 пушками калибром 20—23 мм. В этот же период в Англии и США имелись свои истребители повышенной дальности, такие как «Мустанг», «Лайтнинг» и «Тандерболт».
Большую популярность истребители получили в период Второй мировой войны.
В годы Великой Отечественной войны советская авиация ярко проявила себя в битвах под Москвой и Сталинградом, где добилась господства в воздухе. Это привело к тому, что уже в 1943 г. немецкое командование начало сокращать налеты бомбардировщиков и приступило к усилению истребителей. В конце Второй мировой войны благодаря применению реактивных двигателей истребитель стал развивать скорость до 1000 км/ч. Его подъем на высоту 10 км мог совершаться за 6 мин при вооружении 4—6 пулеметов или пушек. Дальность полета истребителя стала доходить до 2000 км.
Оборудование современных истребителей состоит из автоматических приборов самолетовождения, компьютерного контроля работы двигателя самолета, его радиолокационных установок, электрооборудования, сигнализации, освещения и питания механизмов.