КА-50 «Черная акула» — боевой вертолет, созданный и запущенный в серийное производство в СССР в 1977 г.
В США в это время приступили в разработке новейшего вертолета АН-64А — Apache. Противопоставить этому вертолету какой-либо из уже существующих Советский Союз не смог, поэтому вышла директива о начале разработок самолета, основные показатели которого должны превзойти показатели американского вертолета.
КА-50 «Черная акула» оборудован противотанковой управляемой установкой, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами «Вихрь», область поражения которых составляет до 10 000 м, пушкой 2А42, системой аварийного принудительного покидания вертолета, которая явилась первой в мире катапультной системой для вертолетчиков. Численность экипажа — один человек. Размеры жизненно важных частей вертолета уменьшены, усилено их бронирование, что позволило увеличить живучесть вертолета.
Благодаря использованию литой стальной брони, вес вертолета не сильно отличается от веса вертолетов того же класса, а его защитные качества выросли в разы.
Вертолетчик защищен лучше, чем в других вертолетах, что уменьшает и смертность, и травматичность вертолетчиков. Рулевой винт, характерный для вертолетов, у КА-50 «Черной акулы» вообще отсутствует, что позволяет ему продолжать бой даже после попадания снаряда в хвостовую часть вертолета.
Тактико-технические показатели КА-50 «Черной акулы» позволяют вертолету совершать многие пилотажные фигуры, доступные только ему. К ним относится, например, пилотажная фигура «воронка», в ходе которой вертолет перемещается по кругу вокруг своей цели и обстреливает ее с разных сторон. «Черная акула» при выполнении этой пилотажной фигуры не теряет своих стрелковых качеств, как остальные вертолеты, т. е. сохраняет меткость даже в таких условиях, чего трудно достичь даже при разработке современных типов вертолетов с учетом новейших технологий. Эта фигура также позволяет все время перемещаться вокруг своей цели, что делает практически невозможным попадание этой цели в вертолет.
Защита вертолетчика в КА-50 «Черная акула» более чем достаточная, так как даже повреждение внутренних частей вертолета изолируется от пилота, а защита кабины выдерживает несколько прицельных попаданий из орудия калибром до 20 мм. Скорость вертолета при движении вперед составляет 310 км/ч, при движении назад — 90 км/ч, при перемещении боком — 80 км/ч.
Все эти качества сделали КА-50 «Черная акула» передовым вертолетом, способности которого предопределили современное вертолегостроение. Создание «Черной акулы» значительно усилило военно-стратегический потенциал Советского Союза.
Этот вертолет применялся в боевых действиях во время войны в Афганистане, где доказал свою эффективность. Тактико-технические показатели КА-50 позволяли использовать его там, где вертолеты других серий не могли быть применены по каким-либо соображениям. Сейчас этот вертолет используется и как учебный, и как основа для разработок новых вертолетов.
На основе КА-50 создан вертолет КА-52, уже с двумя членами экипажа. Этот вертолет может рассматриваться в качестве учебного к вертолету КА-50 «Черная акула».