Как цикличность истории Китая проявляла себя до династии Чжоу

В истории древнего мира особое внимание уделяют династиям, их сменам и распрям внутри них. Именно из-за этих событий мы наблюдаем изменения положения различных стран и цивилизаций. Смена династий в Месопотамии определяла главенство города, победившего царя в регионе. Египетские династии при смене зачастую меняли весь уклад жизни и культуру. Ханьские (древнекитайские) династии также представляют немалый интерес. Не скрывается от взгляда наблюдателя одна особенность древнекитайской истории - цикличность, вплоть, до удивительного повторения. Однако, несмотря на это, история Китая, его культуры поразительно уникальна. Замкнутость, в которой начинал развиваться Древний Китай немало этому послужила.

Легендарная династия Ся

Фото взято с https://aminoapps.com/c/mdzs/page/item/dinastiia-sia/pXzn_LQmipIqabm82nN5jLw4nBzp3gWgB4

В прошлой статье про Китай упоминалось как отражалась китайская философия в их мифологии. В тех мифах можно было встретить отголоски реальных событий и реальных царей, пусть в форме легенды. И однажды, около 2205 году до н.э. развитие, отражённое в этих легендах привело к появлению династии Ся. Безусловно, она тоже считается в какой-то мере легендарным родом правителей, и это при том, что археология всё-таки владеет остатками города и дворца некой династии. Но легендарной она считается, потому что на сегодняшний день нет доказательств о существовании тех личностей, которых описывает историк Сыма Цянь - главный источник по этому вопросу. Многие сведения, по сути - перенесение устной традиции в письменный вид просто в собранном виде. Цари этой династии предпочитали наследственному праву выбор достойных преемников. В отличие от Месопотамской равнины им не угрожали варвары и их врагом были они сами. По легенде, Юй, тот самый из легендарных мудрых царей, и основателей династии помог людям справиться с наводнением, строя дамбы, каналы и плотины. Юй правил деревнями культуры Луншань, управляемыми старейшинами сильных домов. Эти старейшины и патриархи, объединяющие их имели влияние и на царя. Так случилось как раз в момент, когда Юй согласно древнекитайской традиции решил выбрать в наследники не сына, а человека на его взгляд достойного. На его решение старейшина наложили “вето” и поддержали сына царя. С этого момента и началось наследование по крови, следовательно, и династический Китай. Переход на наследственную передачу власти не проходил как по маслу. Претенденты сталкивались с несогласием, мятежами и убийствами. Принцип, заложенный мудрыми царями, оказался под угрозой. Цари убивали друг друга, соперничали за власть, вели разгульный образ жизни и стали меньше уделять времени справедливому правлению. Впоследствии произошла узурпация власти одним из глав деревенского дома, которую остановил Шао Кан. После этого, страна как-то существовала, но ситуация становилась всё хуже и хуже. Власть по случайности рождения, сменившая качественный выбор и послужил запуску механизма цикличной истории Древнего Китая. Завершением цикла, а значит концом династии Ся Китай обязан царю Цзе. Он приближал это событие как мог. Например, разбазаривал сокровищницу, портил отношение с двором, строил дорогие дворцы, оттолкнул от себя народ, выбрав в жёны ненавистную народом женщину и тратя на неё казну, в то же время, всех, кто мог представлять угрозу сажал в темницу или убивал. Старосты деревень тоже были от него не в восторге. Конец Цзе наступил, когда тот сначала арестовал патриарха Чен Тана из рода Шан, а затем зачем-то отпустил его. Мнение народа об этих двух личностях различалось диаметрально. Цзе считали злом, а Тана добродетельным человеком, что очень ценилось китайцами. В 1766 году до н.э. он прогнал нерадивого царя и занял его место. Эта дата считается началом правления династии Шан. Тан осел в столице Эрлитоу и начал новый цикл для своей страны. Примечательна эта династия тем, что при ней столица менялась 5 раз, что говорит о неустойчивом её положении. Инь, Сян, Йен, Бо и Сяо располагались относительно близко друг к другу, образовывая своеобразный овал, перечёркнутый рекой Хуанхе.

Династия Шан-Инь

Династия Шан. Фото взято с https://azialand.ru/dinastiya-shan/

И Инь (Хэн) - чиновник при Тане с неясной историей продвижения к власти, подозрительно пережил всех наследников почившего царя. По одной версии, крестьянин-мудрец, проведший работы с землёй в тогда столичном городе Бо, по другой повар, готовивший прекрасные блюда уже давал повод относиться к себе с подозрением, когда переметнулся к врагам Тана, пусть и с возвратом. Но несмотря на это он был неплохим администратором и хитрым политиком. И Инь понимал, что его как царя не примут из-за его происхождения, поэтому поддержал внука Тана - ребёнка, Тай Цзя. взявши по сути регентство. Он наставлял юного царя, пока тот не проявил себя “тираном”, представляющим угрозу добродетельности трона. После чего, И Инь отослал царя в заточение, пока сам возглавлял администрацию от царя и по сути решал все вопросы. Безусловно, царь был слишком молод, чтобы проявить себя столь неразумно при таком советнике, отчего можно прийти к выводу о том, что это был спланированный ход советника. Через три года царь вернулся, “осознав свои ошибки” и теперь был готовой марионеткой в руках опытного кукловода. Это была версия Сыма Цяна. В других версиях Тай Цзя убежал, а позже вернулся и казнил своего советчика. И это единственная подробная история про династию Шан, которая сохранилась. Остальные рассказы вели свою историю о перемещениях столицы, которую правители объясняли давней традицией, привитой самим Небом. Сила заключалась в отсутствии желания покоя, которая и проявлялась в вечных миграциях столицы. Реальные причины могли быть связаны с беспорядками, которые цари не могли контролировать. Для решения этих проблем они выбирали необычный способ. Реализовывали его они даже тогда, когда их чиновничий аппарат был явно против. В итоге столица добралась и до города Инь при Пан Гэне. На этот раз она закрепилась относительно надолго.

Обратите внимание: Этот день в истории.

При этом правителе Китай отличался спокойствием.

Следующим выделяющимся среди других правителей был Ву Динь, правивший во второй половине XIII века до н.э. и происходивший на этот раз не из царского рода. Он первый из подтвержденных источниками царей (ванов) Китая. Его считали очень мудрым, добродетельным и трудолюбивым государем. Близость к народу из-за его происхождения немало сыграла роль в народном “рейтинге”. Есть даже надпись говорящая, что при нём не было ни одного убийства. Несмотря на такой чересчур положительный образ Ву Диня хроники говорят о ведении им трёхлетней войны с соседними племенами, которые восстали против него. Да и вообще, можно говорить об активной внешней политике и участие во множестве военных экспедиций. Так он и усилил свою власть и влияние столицы Инь. При нём Древний Китай и, в частности, столица преуспели в искусстве работы с бронзой и этот период оставил великолепные примеры культуры того времени - оружие, посуда в форме легендарных и реальных животных, украшения, инструменты для обработки земли, маски и так далее. И в это же время китайцы развивали появившееся в 4 тысячелетии до н.э. письмо, которое отразилось, в том числе и в изделиях в виде различных гравировок с надписями, а также в различных священных текстах. Распространённым явлением было гадание. По лопаткам животных или по черепашьим панцирям местные жрецы гадали с помощью ритуала.

Цзы Чжоу (Ди Синь). Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%8C

После смены столицы и её закрепления усилилась власть и хоронить ванов стали в глубоких подземельях. Захоронения и праздники сопровождались человеческими жертвами путём обезглавливания. Жертв выбирали из военнопленных и жрец спрашивал у богов как поступить с пленными путём как раз таки гадательных костей. Местные чиновники и знать формально правили от лица царя, но зачастую принимали самостоятельные решения. Территория условно разделилась на центральную зону, где власть государя была максимальной и непосредственной, на промежуточную, где он правил как-раз таки через знать и внешнюю, где правители, признавая авторитет царя правили самостоятельно. Чиновничий аппарат был разделён на высшие эшелоны, на низшие распорядительные министерства и на людей, отвечающих за военную подготовку и охоту. Так и проходило царствование Ву Диня и его последователей в новой столице. Остальные ваны не пользовались такой успешностью и любовью народа. Например, Ву И ударила молния за кощунства, которые он допускал в отношении богов и люди сочли это справедливым наказанием. Но худшее было впереди. На престол сел Цзы Чжоу (Ди Синь), правнук того самого Ву И. Когда он начинал свой путь, то отличался острым умом и речью, убедительностью и силой. Однако, позже его тёмная сторона начала возобладать. Этот период отличился кризисным состоянием в Китае. Примечательно, что это состояние наблюдалось и в Месопотамии. Только во втором случае кризис был вызван вторжениями извне, а в первом всё происходило внутри. В шестистах пятидесяти километрах от Инь находилось племя Чжоу, находящееся в формальной зависимости от Шан, но фактически более лояльное местному правителю. Отношение династии Шан с чжоусцами вылилось в получение правителями последних титула си-бо, т.е. "Властитель Запада". Царь Шан-Инь Цзы Чжоу после нескольких лет царствования и многообещающего начала зарекомендовал себя как жестокий царь, которого мало интересовала жизнь простого народа. Он предпочитал упиваться вином в компании своей жестокой наложницы Дацзи, единственного человека, которого он слушал. Всех нелояльных даже на уровне мыслей он жестоко пытал и казнил. До него дошли слухи, что Вэнь, правитель племени Чжоу недоволен его поступками и царь арестовал вождя. Племя любило его и отправило кучу даров и женщин царю, чтобы тот отпустил их правителя. Вэнь понимал, что его народ может пострадать от Ди Синя и предложил ему уговор, по которому если ван прекратит репрессии, то Вэнь подарит ему свои земли. Ди Синь согласился. Но Вэня любили у себя на родине и тот вернувшись не сильно напрягался, чтобы набрать армию восставших, которая уже можно сказать была готова сразу. К началу восстания ему было уже около ста лет и возглавить поход на столицу он не успел. Но его было кем заменить. Той самой заменой стал его сын Ву. Народ и феодалы последовали за ним в Инь. Битва состоялась при Муе, в тридцати двух километрах от столицы. Царь выставил по хроникам 700 тысяч человек, что безусловно может быть сильно преувеличено. При этом факт остаётся фактом, армия Ди Синя была больше. Но армия Ву нивелировала это своей тактикой и моральным настроем. Моральная сторона вопроса выражалась в любви к своему правителю чжоусцев и нелюбви к своему правителю шанцев. В итоге, восставшие победили и сожгли дворец. Необычно то, что исчисление новой династии началось не с победившего Ву, а с его отца Вэня, получившего поддержку знати, жрецов и народа. И новый цикл начал именно он. Эта эпоха получила название Западное Чжоу и длилась с 1027 по 771 год до н.э.

Вэнь-ван из династии Чжоу. Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8D%D0%BD%D1%8C-%D0%B2%D0%B0%D0%BD_(%D0%A7%D0%B6%D0%BE%D1%83)

Возможно, не всё из этой истории правда и она так же, как и многие может быть выдумана предками китайцев, в виде собранных отдельных случаев из их исторической памяти. Также не маловероятно, что такой рассказ служит объяснением легитимности правления династии Чжоу, бывшей по сути, захватчиками власти, узурпаторами, пусть и поддерживаемыми людьми. Но так или иначе начался новый цикл. Истории смешения династии Ся и Шан во многом совпадают. Может быть, это заимствование, а может и реальный факт повторяющихся событий в Древнем Китае, который ещё не раз проявит себя и позже. Безусловно, скорее всего, первое. Но повторяемость смены власти всё равно можно обнаружить и он удивляет.
А как вы считаете, что стоит за столь ярко выраженной цикличностью китайской истории? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, если было интересно. Спасибо за внимание.

#история #древний китай #древний восток #история древнего мира #древность

Еще по теме здесь: История.

Источник: Как цикличность истории Китая проявляла себя до династии Чжоу.