В поисках золота человек лезет во все более глубокие колодцы... Легкого золота в мире больше нет, все это было добыто давным-давно, поэтому искать его нужно глубоко под землей, придумывать какие-то невероятные технологии, извлечение золота из породы, которую раньше даже не считали потенциально интересной, выдалбливать вечную мерзлоту и исследовать пространства, совершенно непригодные для нормальной жизни человека.
Мы также добрались до арктической тундры на Чукотке. Здесь, на краю земли, под одним из холмов золотоискатели нашли месторождение золота. Но жилы находятся глубоко под землей (откуда они узнали?), поэтому им пришлось построить подземный рудник.
Теперь из него 364 дня в году в режиме 24/7 забавными плоскодонками вывозят миллионы тонн породы, чтобы выковыривать из нее золото буквально по крупицам.
Причем особое золото природа спрятала там, где условия жизни и работы не самые подходящие для человека: полярные ночи, агрессивный арктический климат, полное отсутствие дорог, коммуникаций, удаленность от цивилизации и миллионы голодных жирных комаров.
Самое интересное, что Майское месторождение в 187 км от Певека открыто еще в 1972 году, входит в пятерку самых богатых в России, но разрабатывается только в последние 10 лет. Почему? Все дело в том, что золото здесь не явное, а буквально растворенное в миллионах тонн породы, и раньше просто не было технологий, позволяющих его добывать. И чтобы стоимость добычи 1 условного грамма оказалась дешевле стоимости реализации его на рынке.
Как только появилась эта технология, петербургская компания «Полиметалл», которой принадлежит это месторождение, высадила десант в чукотскую тундру, построила вахтовый поселок, о котором я недавно рассказывал, и запустила подземные буровые установки, экскаваторы и самосвалы.
Подземные машины полностью отличаются от обычных карьерных: все машины выглядят плоскими и обладают высокой маневренностью, чтобы поворачивать практически на месте. Обычные грузовики и погрузчики в подземных работах просто не повернутся. Только если они короткие и шустрые, как гусеницы (на что некоторые из них похожи)
Армия подземных грузовиков
Подземный груз
Вы попадаете в сердце шахты через почти километровый подземный туннель. Он опускается ниже уровня вечной мерзлоты, и в какой-то момент начинаешь чувствовать себя крошечным муравьем в каком-то большом подземном городе. Здесь невероятное количество уровней, галерей, туннелей, переходов и этажей, и первые несколько часов вы будете просто поражены тем, как водители перемещаются по этому муравейнику.
Естественно, здесь все подчиняется определенному порядку и расписанию. Правила очень строгие, несоблюдение их может привести к серьезным трагедиям. Здесь запрещено ходить по рабочему месту, рабочих подвозит к месту работы специальный гусеничный автобус, а во время взрывных работ абсолютно весь персонал и технику отрывают от земли.
Пассажирский автобус в подземной шахте
По сути, вся шахта представляет собой компьютерную 3D-модель для инженеров и диспетчеров, а чтобы диспетчер знал, кто и где он находится, перед уходом под землю каждый рабочий получает фонарик с личным чипом, который передает его положение на Диспетчерская в режиме реального времени.
Наряду с фонариком у каждого есть самоспасатель, который обязательно нужно всегда иметь при себе. Причем это правило распространяется абсолютно на всех, будь то рядовой оператор или повседневный менеджер в компании. Самоспасатель – единственное, что может спасти работника от дыма или пыли в случае крупного обрушения. Если оставить в машине, оставить на минуту, до машины уже не добраться в случае чего.
Прежде чем я спустился в шахту, чтобы сделать эти снимки, мне показали, как пользоваться самоспасателем, что заставило меня все повторить и очень серьезно отнестись к этой проблеме.
Самоспасатель справа от рабочего
Протяженность всех подземных тоннелей на Майском месторождении составляет более 27 километров. Каждый день она увеличивается еще на 10-15 метров: снимается серая порода и отрабатываются золотоносные пласты.
Если вы думаете, что огромные землеройные машины роют тоннели на шахте, то это не так. КПП осуществляется взрывным способом. Причем развитие подземных работ происходит одновременно в разных местах, и все происходит по следующему алгоритму:
Сначала геологи определяют, куда уходит золотоносный пласт, чтобы по нему построить направление движения рудника. Затем приезжают маркшейдеры и отмечают места бурения для последующей закладки взрывчатых веществ.
Разметка мест для размещения взрывчатых веществ.
После разметки привозится буровая установка, которая бурит породу для закладки взрывчатых веществ по четко заданным геодезистами параметрам. Здесь требуется ювелирная точность, чтобы заряды идеально разделили запланированный объем каменной или золотой руды. Качество взрыва напрямую зависит от точности сверления. При ошибке могут понадобиться либо дополнительные буровзрывные работы (а это потеря 0,5 суток), либо вместе с пустой породой отделят богатую золотом и вывезут на свалку.
Дразнить на работе
В скважины закладывают взрывчатую смесь и производят взрыв пласта. Взрывные работы проводятся два раза в день. Перед взрывом из шахты вывозят всю технику и людей, а пока взрывчатка делает свою часть работы, у рабочих дежурят смены. Как только на всех участках будут проведены взрывы и вентиляция удалит образовавшийся газ, начнет работать новая смена. Вахта длится 10 часов, а их на шахте двое. В течение 2 часов между сменами проводятся взрывы и газоудаление.
После взрыва в эти места отправляются погрузчики и самосвалы для вывоза отсепарированной породы или золотой руды (в зависимости от того, какой пласт находился в это время).
Пустая порода вывозится на полигон, а полезная руда вывозится на рудный двор для дальнейшей переработки. При проведении работ с золотоносным пластом на месте присутствуют геологи, которые с помощью специального оборудования проводят анализ содержания золота в пласте и руководят работами на этом горизонте (для дальнейшей работы маркшейдерами, бурильщиками и опять по тому же алгоритму)
Отколовшуюся после взрыва породу или руду вывозят довольно быстро, буквально за пару часов, а погрузчики с самосвалами заменяют крепёжной машиной. Он фиксирует своды и стены шахты, чтобы можно было продолжать работу в тоннеле в случае оползней и чрезвычайных ситуаций. На Майском камень в подземелье очень хрупкий, поэтому большинство стен и сводов буквально покрыты металлической сеткой, которую сначала закрепляют специальными анкерами, а затем заливают бетоном.
В прошлом застежки производились давно, потому что изготавливаются вручную. Теперь все делает машина, напоминающая огромный степлер.
Когда крепления закончены, сюда снова привозят маркшейдеров, которые отмечают места для бурения, буровая вышка готовит скважины к закладке зарядов, они будут взорваны и снова грузовики, погрузчики и крепежи...
В среднем в каждом месте, где идет разработка, можно пройти около 3 метров за один раз.
Мертвая порода вывозится на свалку, а ценная руда поднимается на поверхность и складируется на так называемом рудном складе. Кстати, его не сваливают в общую стопку, а раскладывают по разным стопкам, в зависимости от содержания в ней золота: в одном месте беднее, в другом богаче. В дальнейшем он будет перемешиваться при обогащении, чтобы иметь возможность работать с требуемым средним значением по разработанной технологии.
Сейчас там одни горы каких-то серых и черных камней, и сложно представить, что в этой огромной куче спрятаны килограммы золота. Но до этого еще очень далеко: сначала руда должна быть обогащена на специальной фабрике, затем обогащенная руда должна быть переработана и из нее выплавлены слитки Доре. И только потом на НПЗ их будут отливать в блоки уже в тесте 999.9..
--
Больше интересных статей здесь: Производство.
Источник статьи: В погоне за золотом человек забирается все глубже и глубже под землю.