Многие сигналы показывают, что технологии, основанные на искусственном интеллекте (ИИ), могут лишить людей работы, особенно в позициях, которые легко автоматизировать. Но руководители всех уровней должны адаптироваться к миру интеллектуальных машин. Дело в том, что искусственный интеллект может вскоре взять на себя административные задачи, которые потребляют значительную часть времени менеджеров, и сделает это быстрее, лучше и дешевле.
Как менеджеры – от линейных менеджеров до директоров – справляются с конкуренцией ИИ? Чтобы выяснить был проведён опрос 1770 менеджеров из 14 стран, в котором приняло участие 37 директоров, ответственных за цифровую трансформацию в своих организациях . Основываясь на полученных данных, было определено пять практик, которые должны быть освоены эффективными менеджерами.
Исследование показывает, что менеджеры на всех уровнях проводят более половины своего времени, координируя административные задачи и контролируя их. (Например, типичный менеджер магазина или медсестра отдела в доме престарелых должны постоянно корректировать график работы из-за болезни персонала, праздников или непредвиденных случаев). Это задачи, которые, по мнению этих менеджеров, будут в наибольшей степени затронуты искусственным интеллектом. Их прогнозы правильны: ИИ автоматизирует многие из этих видов деятельности.
Еще одним важным примером является подготовка отчетов. Использование программного обеспечения для искусственного интеллекта позволило агентству Associated Press увеличить число отчетов по квартальным результатам примерно с 300 до 4400. Таким образом, благодаря технологиям, журналисты получили больше времени на расследования и интерпретации задач.
Менеджеры, которые участвовали в опросе, считают это изменение положительным. 86% из них подтвердили свою готовность использовать поддержку ИИ в деятельности по мониторингу и отчетности.
Многие решения требуют проницательности, которая недоступна для искусственного интеллекта на основе самого анализа данных. Менеджеры используют свои знания об истории и организационной культуре, а также используют свое собственное сочувствие и моральную рефлексию. В этом суть человеческой оценки – это применение опыта в отношении ключевых решений и деловой практики. У менеджеров, участвовавших в опросе, было чувство перемен, которое происходит в этом направлении. Они признали концептуальные навыки, связанные с творческим мышлением и экспериментированием, применением программ по управлению персоналом http://psychology.unic.edu.ru/hr/, анализом и интерпретацией данных, а также созданием стратегии для трех из четырех новых навыков, которые определят их успех в будущем.
Лейн Томпсон (Layne Thompson), директор по планированию ИТ-ресурсов в американской военно-морской компании, сказал, что большинство руководителей считают, что то, что они делают, требует суждения,, опыта, навыков импровизации, а не простого соблюдения правил. Если одно из потенциальных преимуществ машинного обучения состоит в том, чтобы помочь принимать более правильные решения, мы должны рассматривать технологию как нечто, чтобы поддержать и не заменить [менеджеров].
Менеджеры, которые подходят к искусственному интеллекту в некотором смысле как к коллеге, поймут, что нет необходимости «соревноваться с машиной». Хотя оценки ситуации вряд ли будут автоматизированы, интеллектуальные машины могут значительно помочь в этой области, помогая в принятии решений, имитации данных и выполнении задач поиска и обнаружения. Оказывается, 78% менеджеров, участвующих в опросе, считают, что они будут доверять советам интеллектуальных систем в принятии бизнес-решений в будущем.
Одной из компаний, которая пытается использовать эти возможности, является Kensho Technologies, поставщик инструментов анализа инвестиционного анализа последнего поколения. Системы компании позволяют инвестиционным менеджерам задавать вопросы инвестирования на английском языке, например, «какие отрасли достигли лучших результатов за три месяца до и после повышения процентных ставок?» И получить ответы через несколько минут. Можно себе представить, как этот тип технологий может помочь отдельным лицам и командам менеджеров в оценке последствий решений и рассмотрении возможных сценариев.
Искусственный интеллект не только увеличит работу менеджеров, но и позволит им взаимодействовать с интеллектуальными машинами посредством разговора или интуитивно понятных интерфейсов. ИИ всегда будет доступным помощником и консультантом.
Хотя творческие способности, которыми обладают менеджеры, важны, способность использовать творчество других людей может быть еще более важной. Дизайнер-менеджер сочетает в себе различные идеи, создавая интегрированные, реализуемые привлекательные решения. На практике его команды и организации применяют дизайнерское мышление. Треть руководителей в исследовании рассматривали творческое мышление и эксперименты как ключевую область навыков, которыми они должны овладеть, так как административные задачи перехватываются искусственным интеллектом.
Менеджеры, среди которых был проведён опрос, видели ценность концептуальной работы. Однако они недооценили глубинные социальные навыки, необходимые для создания сети контактов, коучинга и сотрудничества, и помогли им выделиться в мире, где искусственный интеллект возьмет на себя многие из административных и аналитических задач, которые они выполняют сегодня.
Принимая цифровые технологии для использования знаний и мнений партнеров, клиентов и сообщества, они также должны иметь возможность распознавать и связывать различные точки зрения, способы рассуждения и опыт.
ИИ в конечном итоге окажется более дешевым, более эффективным и потенциально более беспристрастным в использовании, чем люди. Но такие события не должны вызывать опасения менеджеров. Это только означает, что их работа изменится – она будет сосредоточена на задачах, которые могут делать только люди.
Одно дело – создавать отчеты о результатах, что-то совершенно другое, что дано только людям, подготовка контента, который может мобилизовать сотрудников и дать им смысл делать свою работу лучше. Графики мониторинга и ресурсы могут вскоре стать областью машин, но разработка стратегий, несомненно, будет на совести людей. Проще говоря, необходимо использовать ИИ для автоматизации административных и вспомогательных задач, но не для замены человеческого понимания.
Чтобы ориентироваться в неопределенных водах будущего, руководители должны проверять искусственный интеллект и применять выводы в последующих циклах экспериментов.
ИИ представит новые критерии успеха: способность сотрудничать, обмениваться информацией, экспериментировать, эффективно обучаться и принимать решения, способность делать выводы основываясь на анализе внешней среды.
Лидеры должны создавать разнообразные группы сотрудников и менеджеров, которые обеспечивали бы баланс между опытом и творческим и социальным интеллектом, чтобы каждая сторона дополняла друг друга, усиливая коллективный смысл.