Помыть самолет достаточно просто, если у вас есть большое количество воды, парочка энтузиастов и лестницы. Теоретически, это можно сделать даже обычной тряпкой. Однако с двигателями справиться сложнее. Если с автомобилем все понятно – открываешь капот и моешь, то с воздушными судами не все так однозначно. Никто не полезет в силовую установку с ведром и шваброй. И уж тем более никто не захочет разбирать двигатель. Так как авиакомпании справляются с этой проблемой?
Зачем мыть двигатель самолета
Авиационные двигатели требуют особого внимания, и обращаться с ними нужно куда аккуратнее, чем с другими частями самолётов. Причин тому несколько.
Во-первых, двигатель – самая сложная часть авиалайнера, от которого зависит весь полет. Без силовых установок самолёт можно считать огромным металлическим пресс-папье с удобными плоскими сиденьями. Так что, любое обслуживание или очистка двигателя должны выполняться с особой осторожностью. Одно неловкое движение и судно никуда не полетит.
Во-вторых, двигатели находятся на свежем воздухе 24/7, в отличие от, например, шасси. Последние входят и выходят из фюзеляжа, как воздушный шарик ослика ИА из горшочка с медом. Силовые установки должны работать без проблем в любых погодных условиях: хоть в пустыне, хоть в снежную бурю, хоть в тропической влажности или туманным утром, в каплях росы. Таким образом, двигатель самолета подвергается воздействию множества факторов и должен бесперебойно выполнять свою работу, несмотря ни на что.
И, наконец, двигатель уязвим для таких объектов как пыль, лед и даже птицы. Он работает при высоких температурах. Вода, например, испарится. Вот только могут оставаться остатки, как, например, жир или кристаллы песка. Ну или в собственной ванной все видели похожее явление. Вода испаряется со стен и остается неприятный налёт. Такие остатки могут скапливаться и приводить к поломкам. Поэтому очень важно держать двигатель самолёта в чистоте.
Как моют двигатель самолета
Двигатель самолета моют бережно и аккуратно.
Наиболее распространенный способ очистки - это когда с самолета снимают двигатель (заменяют, чтобы фюзеляж продолжил лететь), промывают и ремонтируют. После того, как инженеры проверят силовую установку и выдадут зеленый билет, команда проведет ее тщательную очистку.
Иногда двигатель не снимается (потому что самолет находится в удаленном аэропорту), но его все равно нужно почистить. В этом случае инженеры выносят к самолету все необходимое оборудование для уборки и проводят SPA для самолёта прямо на месте.
Инженеры открывают корпус, который оберегает двигатель. Это делается для того, чтобы вода смогла вытечь, и переходят на медленный цикл вращения лопастей. Пресная вода закачивается в турбину и проходит через нее, как в стиральной машине.
Очистка считается завершенной только после того, как вода, выходящая из задней части агрегата, станет чистой.
Затем техники проверяют мощность двигателя с помощью специальных систем мониторинга. Производительность и мощность должны увеличиться.
Чем моют двигатели самолета
Несмотря на то, что вода чувствительна к электрическим компонентам, один из лучших способов очистить двигатель - использовать проточную воду с моющим средством.
Для устранения стойких отложений некоторые аэрокосмические фирмы предлагали отказаться от натуральных отшелушивающих средств, таких как измельченная скорлупа грецкого ореха или перемолотые абрикосовые косточки.
Так что, фактически, двигатель принимает SPA-процедуры. Смесь ПАВ и абразивных частиц по своему воздействию похож на скраб для лица.
Однако сегодня химическая промышленность ушла далеко и для двигателей используют специальные растворы, которые способствуют разложению загрязняющих частиц, не затрагивая компоненты двигателя.