В городах со сложным рельефом и в горных местностях для достижения мест притяжения необходимо преодолевать крутые подъемы и спуски. Для обеспечения возможности посещения труднодоступных мест, вызывающих интерес, были призваны особенные транспортные средства, в основе движения которых лежит канат.
Идея использовать канатную тягу для подъема грузов зародилась задолго до нашей эры. Такие приспособления широко использовались в древнем Китае при строительстве крепостей. Весьма вероятно, что и египетские пирамиды возводили с помощью примитивных канатных подъемников.
Также есть свидетельства использования канатной тяги для перевозки людей. На средневековой японской гравюре изображена переправа через пропасть. Приспособление устроено по тому же самому принципу, что и многие сегодняшние подъемники: две большие корзины, в каждой из которых сидит человек, скользят над пропастью в противоположных направлениях. Тем, кто тянет канат, стоя у края ущелья, не требуется особого напряжения сил: каждой из корзин помогает двигаться вперед инерция движения соседней. В монастыри святой горы Афон и скал Метеоры осуществлялся подъем как грузов, так и людей, также в корзинах на ручной канатной тяге. Эта методика, только усовершенствованная, действует до сих пор.
Подобные приспособления долго служили жителям многих горных районов, однако особой надежностью не отличались – делались они в основном из конопли или лиан и быстро изнашивались. Положение дел в корне изменилось после того, как в 1834(27) году немецкий инженер В. Альберт Фогтс предложил изготавливать новый тип каната – из переплетенных друг с другом стальных проволок.
В 1866 году на севере Швейцарии, возле Шаффхаузена, появилась первая подвесная проволочно-канатная дорога (die Drahtseilbahn) для перевозки пассажиров. Она стала частью транспортной системы для развивающейся промышленности Шаффхаузена и соединяла берег Рейна с турбинной станцией посреди реки. Система, построенная Johann Jakob Rieter & Cie., Töss, была с ручным управлением, использовалась работниками турбины и не была публичной.
Два сотрудника водопроводной станции Шаффхаузен, не зная того, открыли новую главу истории транспорта: они сели на первую четко управляемую канатную дорогу, чтобы добраться до работы через Рейн. Турбинная станция находилась посреди реки, и к ней нельзя было добраться другим путем. В Европе это была первая канатная дорога подобного рода, а может быть, даже первая в мире.
Можно выделить два основных вида канатных транспортных средств. Первый – это собственно канатная дорога (англ. cableway, ropeway) – вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что перемещаемые объекты не касаются земли.
Второй вид транспортного средства, в механизме движения которого используется канат, получил название фуникулер. Фуникулерная система включает в себя рельсы, канат, двигатель и вагон. Двигатель обычно находится вне вагона.
Существовал еще третий вид канатных транспортных средств – канатный трамвай. С фуникулёром канатный трамвай роднит то, что двигатель расположен вне вагона, привод осуществляется через трос от расположенного статически двигателя. В отличие от фуникулёра, вагон канатного трамвая не прикреплён намертво к тросу – закрепление осуществляется при помощи специального захвата. Таким образом, вагон может останавливаться независимо от движения троса и других вагонов. В настоящее время уже не актуально говорить о канатном трамвае, как об особом транспортном средстве – в мире осталось только одно место, где такой трамвай действует – город Сан-Франциско (США).
Понятие канатная дорога часто включают в понятие фуникулер. Но это неверно. Канатная дорога и фуникулер – самостоятельные виды транспорта, имеющие принципиальное различие. Вагон канатной дороги движется по канату. Вагон фуникулёра движется по рельсам. Смешение понятий возникло вследствие латинского происхождения термина фуникулер – от funiculus – канат, веревка. Этот термин сохранил свое звучание во многих языках – funicular – в английском, funiculaire – во французском, funicolare – в итальянском, funicular – в испанском. В немецком языке другое звучание – die Seilbahn, в чешском – lanová dráha, но прежний смысл – канатная дорога.
Старейший из известных фуникулеров это подъемник Reisszug подробно изученный бельгийским исследователем М.Азема. Он был построен в Зальцбурге (Австрия) в 1504 (1495?) году для подъема из монастыря Ноннберг, основанного в 712/715 гг., к крепости Хоэнзальцбург. Ныне это старейший действующий монастырь к северу от Альп. В этом транспортном феномене впервые соединились рельсы и канат. Рельсы до XIX века были деревянными. Когда произошла замена на рельсы из металла точно неизвестно.
Дорога длиной 190 м идет под уклоном 67%. Изначально фуникулер Райзцуг (Reisszug) действовал при помощи мускульной силы человека. Был период, когда использовались животные – быки и лошади. В XIX веке Reisszug был переведен на электротягу. Остальные характеристики фуникулер сохранил до сих пор – расположение привода на верхней станции, один путь, открытый вагон с отделением на двух человек и водителя, а также с отделением для грузов. Подъемник не используется для целей публичной перевозки и является частным.
Этот фуникулер можно считать также одним из старейших образцов железной дороги, а возможно и первым. Но только появление стального каната дало возможность распространению этого средства транспорта во всем мире и использования его для пассажирских перевозок.
Через несколько столетий в Зальцбурге для подъема в крепость Хоэнзальцбург всех желающих был построен новый, технически более совершенный фуникулер Фестунгбан (Festungbahn). Но это уже совсем другая история.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как родился фуникулер.