«КАЛЬМАР»

«КАЛЬМАР»

Наверное, не один читатель, увидев этот материал на страницах нашего журнала, недоуменно скажет: «Давно прошло лето, наступила зима, скованы льдом реки и озера, а редакция вдруг предлагает строить… мотолодку?» Хочется сразу предупредить: Не спешите с выводами, товарищи! Ведь чтобы хорошо провести отдых будущим летом, надо уже сейчас к этому готовиться, и особенно тем, кто любит путешествовать по водным просторам родного края. Взяв за основу проект «Кальмара», в него можно внести при постройке самой мотолодки много интересного и нового, воплотить свои задумки. Так как это только проект наших читателей, то здесь налицо хорошая почва для творчества, для проявления своих конструкторских способностей.

Получив этот номер журнала, приступайте к детальной разработке конструкции и строительству мотолодки.

Будьте уверены — ваш труд даром не пропадет. Выйдя с наступлением весны в первую прогулку, а затем во время отпуска отправившись в путешествие по заранее выбранному маршруту, вы с удовольствием будете вспоминать длинные зимние вечера и время, с пользой проведенное у верстака.

Чем должны заниматься школьники на уроках труда? Этот вопрос я неоднократно задавал многим преподавателям труда в разных школах. И все, с кем мне довелось встречаться, говорили:

— Учиться пилить, строгать, точить, соединять детали на клею, гвоздях или в шип, красить, шпаклевать, учиться читать чертежи, моделировать…

Да, точно так записано и в программах. Все это хорошо. Но хорошо только для первого года занятий на уроках трудового воспитания. Ну, а как быть дальше, как использовать приобретенные уже навыки в практической, интересной для самих учащихся работе?

В калининградской школе №8 Московской области до недавнего времени в учебных мастерских делали то же самое, что и в большинстве наших школ: простые скамейки и табуретки, разные полочки и подставки для цветов, всевозможные шкатулки и ящички, иногда простейшие модели. Интересно? Вряд ли. Скорее всего скучно и однообразно. И самое главное — никакого творчества.

То, что ребята без интереса относятся к подобной программе на уроках труда, давно уже замечал заведующий мастерскими Петр Васильевич Феоктистов. «Неужели нельзя придумать что-то более увлекательное и интересное?» — думал учитель. Оказалось, что не только можно, но даже очень нужно.

Когда после летних каникул, загорелые и отдохнувшие, пришли ребята на свой первый урок по труду, Петр Васильевич, посоветовавшись предварительно с юными конструкторами нашего Дома пионеров и школьников, предложил им посвятить уроки труда конкретному делу — строительству мотолодки. Видели бы вы, как загорелись у них глаза, с каким энтузиазмом и желанием взялись они за это дело.

Шли дни. Вместе с Петром Васильевичем ребята ломали голову над тем, какой должна быть лодка. Какие выбрать обводы, длину, ширину ее? И самое главное — как и где потом использовать свое судно? Идей было много. Один за другим ложились на рабочие верстаки эскизы, чертежи. И вот проект готов. За дело, друзья!

Моторная лодка «Кальмар» предназначается не только для прогулок и туристских походов, но и для рыбной ловли, изучения родного края, путешествий по маршрутам красных следопытов. По проекту на лодке установлен подвесной мотор, а на случай его поломки она оснащена веслами. Форма днища дает возможность легко маневрировать и выходить на глиссирование. Выбранная конструкция носовой части способна хорошо отражать подрезанную волну. Обводы днища, начиная от миделя (середины корпуса) и до кормы, имеют обратную килеватостъ, то есть напоминают тип днища «морские сани».

Основные размерения мотолодки для команды в 2 человека следующие: длина — 3 м; ширина — 1,5 м; высота борта (на миделе) — 0,45 м.

При строительстве четырехместного варианта величину шпации (размер между шпангоутами) нужно увеличить — от шпангоута № 3 до шпангоута № 10 — на 100 мм. Тогда общая длина мотолодки будет 3,7 м.

№п/пВысота от основнойПолуширотаШпации
бортскулакильДПскулаборт
0450450_0
1/2445390265460125405125
1440320200470240560125
2430215120490390710250
342014070535470750250
44108050455500750250
54004050450500750250
63901050445500750250
7380050425500750260
8370050415500750250
9360050395500750250
10350050380500750250
11340050375500750250
12330*050350*500750250

Корпус набирается из 13 шпангоутов и скрепляется стрингерами; обшивается водостойкой или обычной 4-миллиметровой фанерой и обтягивается тканью на клею. Затем его Шпаклюют, зачищают наждачной бумагой и красят в желаемый цвет масляной краской. Внутренняя часть корпуса также покрывается олифой и красится.

Носовой отсек (до шпангоута № 4) и кормовой отсек (от шпангоута № 10) имеют водонепроницаемые переборки, что делает лодку непотопляемой при случайных пробоинах. Размеры водонепроницаемых отсеков позволяют ей оставаться на плаву при походной загрузке (двигатель, экипаж, необходимый инструмент, провизия и т. п.), даже если полностью затоплена водой средняя часть.

«КАЛЬМАР»
РИС. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИИ ЧЕРТЕЖ (КОРПУС).
«КАЛЬМАР»
РИС. 2. КОНСТРУКТИВНЫЙ ЧЕРТЕЖ.

На рисунках 1 и 2 дан теоретический чертеж мотолодки, совмещенный с чертежом общего вида и с конструктивным чертежом. Кроме этого, приводится таблица плазовых ординат (ординаты со звездочкой указывают на теоретическую точку — см. рис. 1).

ОТ РЕДАКЦИИ. Когда верстался этот номер журнала, в редакции раздался звонок. Петр Васильевич Феоктистов сообщил, что они решили построить четыре такие лодки и летом отправиться на них в путешествие. Мы верим, что, кроме калининградских школьников, строительством этой моторки займутся и любители-одиночки и коллективы старшеклассников других школ страны.

В зимних номерах журнала мы поместим еще несколько проектов или уже готовых конструкций летних самоделок. И нам бы хотелось узнать: первое — какими любительскими конструкциями (для воды, суши и воздуха) интересуются наши читатели; второе — правильно ли решили ребята из калининградской школы, что отказались от изготовления на уроках труда скамеек и шкатулок и приступили к строительству моторной лодки! Слово за вами, полпреды трудового воспитания! Ждем ваших писем.

Проект мотолодки «Кальмар» родился в одной из подмосковных школ. О том, как это было, и о самом проекте рассказывает Д. В. Ильин, руководитель юношеского конструкторского бюро Калининградского дома пионеров и школьников.