СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

Авиамоделисты города Киева создали простую реактивную модель с маленьким пульсирующим двигателем. Изготовление ее, включая двигатель, доступно широкому кругу авиамоделистов, имеющих возможность работать на, токарном и сверлильном станках. В статье Е. Сухова и В. Носкова дано подробное описание конструкции ее и наиболее важных технологических приемов изготовления. Модель, несомненно, вызовет интерес у многих авиамоделистов.

Запуск моделей с большими пульсирующими воздушно-реактивными двигателями возможен не всегда: сильный шум, большой расход горючего и небезопасность для окружающих из-за большой скорости. Таких недостатков нет у модели с маленьким двигателем, к тому же любители реактивного полета могут построить ее дома, как это сделали киевляне Виктор Носков и Евгений Сухов. Их модель успешно летала летом и осенью 1966 года (двигатель запускался устойчиво в различную погоду, отказов клапана не было), а на областных соревнованиях, посвященных 49-й годовщина Октябрьской революции, развила скорость 144 км/час.

Модель — среднеллан с крылом прямоугольной формы в плане (удлинение λ — 6,6). Профиль крыла — 11% NACA-23012. Стабилизатор также прямоугольной формы в плане, профиль его NACA М1 толщиной 7%. Фюзеляж круглый ø 39 мм. В месте расположения двигателя фюзеляж срезан по диаметральной плоскости. Две посадочные лыжи сделаны из титана (передняя размером 180х5х0,5 мм, задняя — 110x2x0,5). Тележка сбрасывается после взлета.

Крыло 1 и стабилизатор 2 сделаны из бальзы, окантованы липовыми рейками, обтянуты длинноволокнистой бумагой и отлакированы эмалитом.

Пустотелый фюзеляж 3 склеен из двух половин: верхняя — бальзовая, нижняя — липовая.

Верхние поверхности фюзеляжа, крыла и стабилизатора от воздействия высоких температур защищены экранами. На фюзеляже их два: передний 4 из титана или тонкой стали толщиной 0,1 мм, задний 5 из алюминиевой фольги. Поверхности экранов полированные. К фюзеляжу они крепятся винтами, причем отверстия для температурной компенсации сделаны эллиптическими. Экран крыла 6 приклеен (клей ВФ-2), а концы его «прихвачены» на клею матерчатыми полосками 8; экран стабилизатора 7 также приклеен, но задние углы его закреплены винтами.

СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

СКОРОСТНАЯ РЕАКТИВНАЯ

Управление моделью двухкордовое. Центральная качалка-ролик 9, от которой идет проволочная тяга 10 ø 1 мм (с надетой на нее для жесткости соломиной на любом клею), присоединена к кабанчику 11 руля высоты 12.

Тросик 13 — рыболовная семижильная леска ø 0,5 мм — проходит через левое крыло в трубках ø 1,2х0,8 (14). Тросик закреплен при помощи ниток и клея (во избежание перетирания) и обжимается в канавке ролика.

Двигатель укреплен на кронштейнах 36, 37 из нержавеющей стали толщиной 0,2 мм, заделанных на эпоксидкой смоле в фюзеляже. Бензобак спаян из латуни толщиной 0,2 мм, емкость его (30 см3) обеспечивает полуторакилометровый полет. Из бензобака выходят навстречу потоку две трубки: заливная 15 ø 3х2 мм и дренажная 16 — ø 2х1,5. Трубка питания 17 — ø 3х2 мм — подведена к жиклеру 18. Подача горючего регулируется иглой 19, перекрывающей отверстие жиклера. Игла контрится пружиной 20. Жиклер соединен с распылителем 21 хлорвиниловой трубкой 22.

Распылитель выточите на токарном станке (с одной установки!) из сплава Д16Т. Высверливая два распыливающих отверстия, учтите, что они должны быть строго симметричны относительно продольной оси.

Головку 23 точите (с одной установки!) из Д16Т, затем точно разметьте и просверлите 12 всасывающих отверстий. Заднюю поверхность головки притрите на плите.

Двенадцатилепестковый клапан 24 изготовлен из пружинной стали толщиной 0,1 мм. Вырезав острыми ножницами кружок ø 29 мм, прижмите его к головке соединительным винтом 35. Изогнутой чертилкой наметьте на кружке окна головки. Сняв кружок и залив тонким слоем воска, по линейке наметьте прорезы клапана. Пользуясь кистью, нанесите 30%-ную азотную кислоту, она и протравит стальную заготовку. Останется лишь зачистить бруском заусенцы. Если клапан изготовлен тщательно, он может выдержать до 100 полетов модели.

Отверстие под фиксатор 25 сверлится совместно с шайбой и головкой. Сферическая поверхность шайбы 26 должка быть отполирована.

Корпус двигателя — это камера сгорания 33 и резонансная труба 34. Он свернут из кусков нержавеющей стали ЭЯ1-ТМ толщиной 0,2—0,3 мм и сварен точечной сваркой.

Перед соединением с камерой сгорания внутренний диаметр трубы калибруется шариком ø 16 мм. Впереди камеры сгорания вварено соединительное кольцо 27 для ввертывания головки, а на цилиндрической части — гайка для свечи 28.

Запальная свеча состоит из втулки 29, в которую на зубном цементе вставлен фарфоровый изолятор 30. Внутри него на цементе заделан кусок нихромовой проволоки 31, являющийся центральным электродом. Боковой электрод 32, вырезанный из полоски нержавеющей стали, приварен к камере сгорания внутри.

Несколько слов об особенностях запуска.

Автомобильный насос мягкой резиновой трубкой соединяется с медным наконечником — соплом (оно сделано из сплющенной с одного конца трубки размером 5х4 мм). Наконечник-сопло подводится к распылителю, воздух с бензином во время запуска подается в камеру сгорания насосом. После того как двигатель заработает, прекращается подача пускового воздуха и отсоединяются оба провода пускового магнето. Режим устанавливается иглой жиклера. Особенно хорошо двигатель работает на автомобильном и авиационном бензине.

Е. СУХОВ,

В. НОСКОВ,

инженеры,

Киев