Байрам Джавиш сыграл одну из ключевых ролей в расцвете Иерусалима в период правления Сулеймана Великолепного. Он был доверенным лицом падишаха в Иерусалиме, занимал важные военные и административные посты в городе, был вовлечен в самые масштабные строительные проекты того времени, а также был успешным торговцем и щедрым филантропом.
Среди ученых нет согласия, откуда был родом Байрам Джавиш. Часть исследователей отмечают его связь с Газой и считают этот город местом его рождения. Но, если принять во внимание благоволение к Байраму Джавишу на самом верху Османского Султаната и то, что его род, по-видимому, не относился к знатным арабским семьям Палестины, лично я более склонен к версии происхождения его семьи из Малой Азии, района поближе к столице империи, где его таланты могли заметить.
Так или иначе, первое упоминание о Байраме Джавише относится к началу воплощения самого масштабного проекта Сулеймана Великолепного в Иерусалиме - строительства городских стен. В документе 1538 года говорится, что Байрам Джавиш пожертвовал 3600 серебряных монет на реконструкцию медресе аль-Мавардия, где он проживал на тот момент.
Ряд исследователей, например Аль-Ариф (1961г.) и Аль-Асали (1981г.), утверждают в своих трудах, что именно Байрама Джавиша Сулейман Великолепный назначил руководителем проекта восстановления стен города. В то же время, опираясь в своей работе (1989г.) на анализ исламских источников, Коэн приходит к выводу, что руководителем проекта был Мухаммед Челеби аль-Наккаш. Мое частное мнение, что тонкое равновесие сил достигалось тем, что Мухаммед Челеби аль-Наккаш руководил архитектурной частью проекта, в то время как Байрам Джавиш отвечал за административные моменты, например, известно, что он отправился в 1540 году в Египет за квалифицированными строителями и провизией.
Байрам Джавиш занимал ряд ключевых должностей: в 1541 году - инспектора Аль-Дийары аль-Мухаммадии в Иеруслиме, в 1544 году - надзирателя представителя эмира по сбору доходов в Египте, в 1544-5 году - надзирателя за строительством здания Аль-Кашифа в Иерусалиме (не сохранилось), а в 1552-3 году он был ответственен за Храм Гроба Господня. Байрам Джавиш руководил также строительством в Иерусалиме благотворительного комплекса Аль-Имара аль-Амира на пожертвования Хасеки Султан (Роксоланы). На тот момент это был самый важный османский благотворительный институт в городе. В дальнейшем, должность его руководителя обычно занимали военные чины, прибывавшие из Константинополя. Байрам Джавиш надзирал за перестройкой цитадели в Бейт Джибрине и реставрацией караван сарая - хана Луббан на дороге из Иерусалима в Наблус. В 1557-8 году Байрам Джавиш занимал еще один почетный пост - попечителя “Гробницы Моисея” вблизи Иерихона.
Вся эта активная административная деятельность не мешала Байраму Джавишу заниматься торговлей. Он контролировал торговлю оливковым маслом, сахаром, мылом, бумагой, оливками и фигами. По-видимому, он был самым крупным купцом в Иерусалиме того периода. Байрам Джавиш организовал свой благотворительный фонд - вакф, он включал в себя рибат и мактаб (приют и школу). Это был второй по величине благотворительный фонд в городе.
В 1540 Байрам Джавиш пожертвовал 150 золотых монет (кубруши) для завии в Цфате. В документе уточнялось, что 50 монет пойдут на ремонт существовавшей завии, (молитвенного дома) а оставшаяся сумма должна быть употреблена на строительство здания для проживания бедняков. В еще одном документе Байрам Джавиш нанимает Асиа ибн Халифу для обучения детей чтению Корана за две серебряные монеты в день. Уточнялось, что учителю непозволительно взимать дополнительные деньги за обучение.
Байрам Джавиш брал в аренду дома и земли в Акко, Бейт Сахуре, Дер Йасине и в других местах. Также он владел поместьями в Рамле и Газе. Байрам Джавиш давал в долг крупные суммы, правда, непонятно, брал ли он процент с мусульман, но он давал в долг деньги и евреям (брать процент с последних не возбранялось).
В декабре 1553 года, при подготовке к визиту Сулеймана Великолепного в Иерусалим, Байрам Джавиш отвечал за поставку для двора султана и армии ячменя, масла для готовки, меда и риса. Этот визит так никогда и не состоялся и Сулейман Великолепный не увидел города, для которого он сделал столь многое.
Скорее всего, в момент смерти Джавиша в 1562 году его сын был слишком мал, чтобы наследовать. Опекунами были назначены его брат Сафар ибн Мустафа его дочь Хадийя и Абди ибн Кубат.
Как было сказано выше, в 1538 году Байрам Джавиш проживал в медресе Мавардия, сегодня более известном как Расасия. Он пожертвовал деньги на его перестройку.
Для постройки странноприимного дома для бедняков - рибат и школы для детей - мактаб, он выкупил участки рядом с медресе Мавардия, как отмечается в документах, в основном у христианских владельцев и зарегистрировал благотворительный фонд - вакф для их постоянного содержания. Известны документы о двух его крупных пожертвований в этот вакф 100.000 и 50.000 серебряных монет. Для сравнения - на годовое содержание вакфа уходило 11.680 монет. Распорядителю вакфа надлежало вкладывать средства для получения прибыли, которая должна была идти на дальнейшее содержание и деятельность вакфа. На поддержку вакфа также полностью или частично отдавался доход с мыловарни вблизи Дамасских ворот, нескольких зданий в Иерусалиме, деревни Бани Нуэим (Хеврон) и Бани Шуджа, фиговых садов и виноградников в Вифлееме и Бейт Сахуре.
В Иерусалиме сохранились документы тяжбы между потомками Байрама Джавиша и шейхом его рибата.
Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.
В ходе судебного разбирательства Мухаммед Джавиш доставил в 1574 году из Газы копию оригинальной вакфии - дарственной. Это значит, что изначально вакф был зарегистрирован в суде Газы, что для ряда исследователей служит аргументом в пользу происхождения Байрама Джавиша из этого города. Вакф Байрама Джавиша был одним из самых крупных в Иерусалиме, уступая только вакфу Хасеки Султан.Согласно документу вакфии и памятной надписи рибат Байрам Джавиша, рибат был основан в 1440 году и функционировал как странноприимный дом для бедняков. Здание рибата расположено на углу сегодняшних улиц Тарик аль-Вад и Акабат аль-Такия (Маалот ха-Мидраша). К востоку от рибата, всего в 80 местрах, располагаются ворота на Храмовую Гору Баб аль-Назир. К западу рибат граничит с медресе Мавардия (аль-Рассасия).
Сегодня в здании три этажа, два из них были построены при Байраме Джавише. У здания рибата два фасада, главным был северный, над ним расположена памятная каменная табличка с посвятительной надписью:
"Это благословенное место посвящено вакфу в качестве гостиницы одним бедняком благодаря милости Божьей, Амиром Байрамом Джавишем сыном Мустафы, да будет увековечена его слава.
20 день Раби I, год 947 (25 Июля 1540 года)"
Сегодня на первом и втором этажах здания расположилась школа Дар ал-Итам Исламия, часть рибата занимают магазины и жилые помещения.
Байрам Джавиш выстроил свой дом вплотную к рибату, для этого строители возвели арку над улицей, сегодня это улица носит название аль-Вад. Дар - дом на арабском. Часть помещений Дар Байрам Джавиш нависают над улицей, а часть располагаются на другой ее стороне, напротив рибата. С востока дом граничил с домом семьи Нусейба. Небольшая каменная табличка с посвящением расположена на своем изначальном месте над аркой, к сожалению, она плохо сохранилась, но все еще можно рассмотреть имя “Ба” и, возможно, дату 1551-2 год. Возможно, в этом доме Байрам Джавиш умер в 1562 году.
По документу шариатского суда 1574 года, муж дочери Байрама Джавиша представлял интересы семьи против Захарии Халифы шейха рибата Байрама Джавиша. Шейх жил в доме, считая его частью рибата. Надо сказать, что парадный вход в рибат служил также входом и в дом Байрама Джавиша. Семья заявляла, что шейх занимает дом незаконно. Именно для этого разбирательства Мухаммед Джавиш ездил в Газу и, получив разрешение кади - судьи, снял копию с оригинальной вакфии - дарственной Байрама Джавиша - и привез ее в Иерусалим.
Внутренняя часть дома Байрама Джавиша сегодня перестроена, также прорублен новый вход с восточной стороны улицы. Дом известен по имени семей, которые сегодня его занимают: Дар ал-Асмар и Дар ал-Даас.
В вакф Байрама Джавиша входил также мактаб - буквально переводится с арабского как «там, где пишут». Это место, где детей учили читать Коран и писать. Мактаб Байрама Джавиша располагался на другой стороне улицы от рибата, сегодня это улица носит название Акабат ал-Такия (Маалот ха-Мидраша).
В истории Иерусалима известны мактабы. В мамлюкский период мактаб располагался рядом с Цитаделью, в османский период - в комплексе Хасеки Султан. Однако, до наших дней в Иерусалиме сохранилось только здание мактаба Байрама Джавиша. В вакфии Байрама Джавиша прописано, что учитель мактаба получал три серебряные монеты в день, клерк - всего одну, привратник - две, а инспектор - четыре. Еще более уникальным этот мактаб делает то, что он был совмещен с мадфан - семейной гробницей Байрама Джавиша.
По задумке Байрама Джавиша, дети, входя в мактаб и проходя к месту обучения рядом с надгробием благодетеля, должны были вспоминать его добрым словом. Сегодня изначальное Т-образное помещение разделено. В помещении мадфана, где расположено надгробие Байрама Джавиша сегодня располагается книжный магазин.
Почти полувековое правление Сулеймана Великолепного стало периодом расцвета для Иерусалима, население города выросло втрое, велись масштабные строительные проекты, деятельные яркие люди вписали свои имена в каменную историю города. Одно из таких имен - Байрам Джавиш.
P.S. Приветствую тебя, мой дорогой читатель. Меня зовут Денис Златопольский, и большую часть своей жизни я живу в очень интересном городе - Иерусалиме. Именно он является героем большинства моих статей и заметок. Буду ли я их публиковать на этом ресурсе, зависит только от тебя, от твоей заинтересованности. Мой читатель, буду рад твоим комментариям.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш.