Закрыть ☒

Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш

Байрам Джавиш сыграл одну из ключевых ролей в расцвете Иерусалима в период правления Сулеймана Великолепного. Он был доверенным лицом падишаха в Иерусалиме, занимал важные военные и административные посты в городе, был вовлечен в самые масштабные строительные проекты того времени, а также был успешным торговцем и щедрым филантропом.

Среди ученых нет согласия, откуда был родом Байрам Джавиш. Часть исследователей отмечают его связь с Газой и считают этот город местом его рождения. Но, если принять во внимание благоволение к Байраму Джавишу на самом верху Османского Султаната и то, что его род, по-видимому, не относился к знатным арабским семьям Палестины, лично я более склонен к версии происхождения его семьи из Малой Азии, района поближе к столице империи, где его таланты могли заметить.

Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш

Так или иначе, первое упоминание о Байраме Джавише относится к началу воплощения самого масштабного проекта Сулеймана Великолепного в Иерусалиме - строительства городских стен. В документе 1538 года говорится, что Байрам Джавиш пожертвовал 3600 серебряных монет на реконструкцию медресе аль-Мавардия, где он проживал на тот момент.

Ряд исследователей, например Аль-Ариф (1961г.) и Аль-Асали (1981г.), утверждают в своих трудах, что именно Байрама Джавиша Сулейман Великолепный назначил руководителем проекта восстановления стен города. В то же время, опираясь в своей работе (1989г.) на анализ исламских источников, Коэн приходит к выводу, что руководителем проекта был Мухаммед Челеби аль-Наккаш. Мое частное мнение, что тонкое равновесие сил достигалось тем, что Мухаммед Челеби аль-Наккаш руководил архитектурной частью проекта, в то время как Байрам Джавиш отвечал за административные моменты, например, известно, что он отправился в 1540 году в Египет за квалифицированными строителями и провизией.

Байрам Джавиш занимал ряд ключевых должностей: в 1541 году - инспектора Аль-Дийары аль-Мухаммадии в Иеруслиме, в 1544 году - надзирателя представителя эмира по сбору доходов в Египте, в 1544-5 году - надзирателя за строительством здания Аль-Кашифа в Иерусалиме (не сохранилось), а в 1552-3 году он был ответственен за Храм Гроба Господня. Байрам Джавиш руководил также строительством в Иерусалиме благотворительного комплекса Аль-Имара аль-Амира на пожертвования Хасеки Султан (Роксоланы). На тот момент это был самый важный османский благотворительный институт в городе. В дальнейшем, должность его руководителя обычно занимали военные чины, прибывавшие из Константинополя. Байрам Джавиш надзирал за перестройкой цитадели в Бейт Джибрине и реставрацией караван сарая - хана Луббан на дороге из Иерусалима в Наблус. В 1557-8 году Байрам Джавиш занимал еще один почетный пост - попечителя “Гробницы Моисея” вблизи Иерихона.

Вся эта активная административная деятельность не мешала Байраму Джавишу заниматься торговлей. Он контролировал торговлю оливковым маслом, сахаром, мылом, бумагой, оливками и фигами. По-видимому, он был самым крупным купцом в Иерусалиме того периода. Байрам Джавиш организовал свой благотворительный фонд - вакф, он включал в себя рибат и мактаб (приют и школу). Это был второй по величине благотворительный фонд в городе.

В 1540 Байрам Джавиш пожертвовал 150 золотых монет (кубруши) для завии в Цфате. В документе уточнялось, что 50 монет пойдут на ремонт существовавшей завии, (молитвенного дома) а оставшаяся сумма должна быть употреблена на строительство здания для проживания бедняков. В еще одном документе Байрам Джавиш нанимает Асиа ибн Халифу для обучения детей чтению Корана за две серебряные монеты в день. Уточнялось, что учителю непозволительно взимать дополнительные деньги за обучение.

Байрам Джавиш брал в аренду дома и земли в Акко, Бейт Сахуре, Дер Йасине и в других местах. Также он владел поместьями в Рамле и Газе. Байрам Джавиш давал в долг крупные суммы, правда, непонятно, брал ли он процент с мусульман, но он давал в долг деньги и евреям (брать процент с последних не возбранялось).

В декабре 1553 года, при подготовке к визиту Сулеймана Великолепного в Иерусалим, Байрам Джавиш отвечал за поставку для двора султана и армии ячменя, масла для готовки, меда и риса. Этот визит так никогда и не состоялся и Сулейман Великолепный не увидел города, для которого он сделал столь многое.

Скорее всего, в момент смерти Джавиша в 1562 году его сын был слишком мал, чтобы наследовать. Опекунами были назначены его брат Сафар ибн Мустафа его дочь Хадийя и Абди ибн Кубат.

Как было сказано выше, в 1538 году Байрам Джавиш проживал в медресе Мавардия, сегодня более известном как Расасия. Он пожертвовал деньги на его перестройку.

Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш

Для постройки странноприимного дома для бедняков - рибат и школы для детей - мактаб, он выкупил участки рядом с медресе Мавардия, как отмечается в документах, в основном у христианских владельцев и зарегистрировал благотворительный фонд - вакф для их постоянного содержания. Известны документы о двух его крупных пожертвований в этот вакф 100.000 и 50.000 серебряных монет. Для сравнения - на годовое содержание вакфа уходило 11.680 монет. Распорядителю вакфа надлежало вкладывать средства для получения прибыли, которая должна была идти на дальнейшее содержание и деятельность вакфа. На поддержку вакфа также полностью или частично отдавался доход с мыловарни вблизи Дамасских ворот, нескольких зданий в Иерусалиме, деревни Бани Нуэим (Хеврон) и Бани Шуджа, фиговых садов и виноградников в Вифлееме и Бейт Сахуре.

В Иерусалиме сохранились документы тяжбы между потомками Байрама Джавиша и шейхом его рибата.

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

В ходе судебного разбирательства Мухаммед Джавиш доставил в 1574 году из Газы копию оригинальной вакфии - дарственной. Это значит, что изначально вакф был зарегистрирован в суде Газы, что для ряда исследователей служит аргументом в пользу происхождения Байрама Джавиша из этого города. Вакф Байрама Джавиша был одним из самых крупных в Иерусалиме, уступая только вакфу Хасеки Султан.

Согласно документу вакфии и памятной надписи рибат Байрам Джавиша, рибат был основан в 1440 году и функционировал как странноприимный дом для бедняков. Здание рибата расположено на углу сегодняшних улиц Тарик аль-Вад и Акабат аль-Такия (Маалот ха-Мидраша). К востоку от рибата, всего в 80 местрах, располагаются ворота на Храмовую Гору Баб аль-Назир. К западу рибат граничит с медресе Мавардия (аль-Рассасия).

Сегодня в здании три этажа, два из них были построены при Байраме Джавише. У здания рибата два фасада, главным был северный, над ним расположена памятная каменная табличка с посвятительной надписью:
"Это благословенное место посвящено вакфу в качестве гостиницы одним бедняком благодаря милости Божьей, Амиром Байрамом Джавишем сыном Мустафы, да будет увековечена его слава.
20 день Раби I, год 947 (25 Июля 1540 года)"

Сегодня на первом и втором этажах здания расположилась школа Дар ал-Итам Исламия, часть рибата занимают магазины и жилые помещения.

Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш

Байрам Джавиш выстроил свой дом вплотную к рибату, для этого строители возвели арку над улицей, сегодня это улица носит название аль-Вад. Дар - дом на арабском. Часть помещений Дар Байрам Джавиш нависают над улицей, а часть располагаются на другой ее стороне, напротив рибата. С востока дом граничил с домом семьи Нусейба. Небольшая каменная табличка с посвящением расположена на своем изначальном месте над аркой, к сожалению, она плохо сохранилась, но все еще можно рассмотреть имя “Ба” и, возможно, дату 1551-2 год. Возможно, в этом доме Байрам Джавиш умер в 1562 году.

По документу шариатского суда 1574 года, муж дочери Байрама Джавиша представлял интересы семьи против Захарии Халифы шейха рибата Байрама Джавиша. Шейх жил в доме, считая его частью рибата. Надо сказать, что парадный вход в рибат служил также входом и в дом Байрама Джавиша. Семья заявляла, что шейх занимает дом незаконно. Именно для этого разбирательства Мухаммед Джавиш ездил в Газу и, получив разрешение кади - судьи, снял копию с оригинальной вакфии - дарственной Байрама Джавиша - и привез ее в Иерусалим.

Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш

Внутренняя часть дома Байрама Джавиша сегодня перестроена, также прорублен новый вход с восточной стороны улицы. Дом известен по имени семей, которые сегодня его занимают: Дар ал-Асмар и Дар ал-Даас.
В вакф Байрама Джавиша входил также мактаб - буквально переводится с арабского как «там, где пишут». Это место, где детей учили читать Коран и писать. Мактаб Байрама Джавиша располагался на другой стороне улицы от рибата, сегодня это улица носит название Акабат ал-Такия (Маалот ха-Мидраша).

В истории Иерусалима известны мактабы. В мамлюкский период мактаб располагался рядом с Цитаделью, в османский период - в комплексе Хасеки Султан. Однако, до наших дней в Иерусалиме сохранилось только здание мактаба Байрама Джавиша. В вакфии Байрама Джавиша прописано, что учитель мактаба получал три серебряные монеты в день, клерк - всего одну, привратник - две, а инспектор - четыре. Еще более уникальным этот мактаб делает то, что он был совмещен с мадфан - семейной гробницей Байрама Джавиша.

По задумке Байрама Джавиша, дети, входя в мактаб и проходя к месту обучения рядом с надгробием благодетеля, должны были вспоминать его добрым словом. Сегодня изначальное Т-образное помещение разделено. В помещении мадфана, где расположено надгробие Байрама Джавиша сегодня располагается книжный магазин.

Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш

Почти полувековое правление Сулеймана Великолепного стало периодом расцвета для Иерусалима, население города выросло втрое, велись масштабные строительные проекты, деятельные яркие люди вписали свои имена в каменную историю города. Одно из таких имен - Байрам Джавиш.

P.S. Приветствую тебя, мой дорогой читатель. Меня зовут Денис Златопольский, и большую часть своей жизни я живу в очень интересном городе - Иерусалиме. Именно он является героем большинства моих статей и заметок. Буду ли я их публиковать на этом ресурсе, зависит только от тебя, от твоей заинтересованности. Мой читатель, буду рад твоим комментариям.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш.