Эта история имела еще более интересное и совершенно необычное продолжение, о котором я обязательно напишу.
Осень 89, 3 курс ЛЭИС им. Бонч-Бруевича.
В Ленинграде в конце 80-х был вполне определенный спрос на услуги по обслуживанию производственных систем связи – не только овощебазы и дома быта, но и даже вполне себе серьезные заводы и НИИ были готовы платить непьющим, не создающих никаких проблем студентам за то, чтобы их учрежденческие АТС, системы оперативной связи Псков-25, усилители У100-У вместе с телефонами, секретарскими пультами и громкоговорителями работали нормально.
Потенциальный источник заработка был. Нужен был, как минимум, телефон и помещение. Необходимые материальные ресурсы и практически неограниченные трудовые имелись в Бонче. С этой идеей я пошел к своим немного более старшим, и значительно более опытным в организационных делам товарищам. Идею они оценили, и конкретное деловое предложение сделали, очень хорошее предложение – я тогда просто не смог это понять.
Пытаюсь все решить сам. Через общество инвалидов нахожу диспетчера на телефоне за 25 р. в месяц. Отдаю в газеты объявление такого содержания «Студенты Ленинградского электротехнического института связи смонтируют и настроят, отремонтируют АТС, усилители, пульты и т.п». Номер телефона диспетчера внизу.
Звонок из Смольного
Через это объявление и нашел меня сотрудник фирмы, которая тогда располагалась в Смольном. Он был инженер, ответственный за любые технические и множество нетехнических вопросов. Люди там делились на две основных группы, к «элитному» слою мой коллега не принадлежал.
Работал с этим заказчиком несколько лет, и все сотрудники, независимо от положения, всегда были по отношению ко мне вежливы и корректны. Дистанцию давали почувствовать, это да …
Но это все было позже, а пока я в первый раз увидел Key phone system, как было написано на обложке мануала. АТС и к ней 12 чудесных телефонов – 2 с большим количеством кнопок прямого вызова и большими дисплеями, и десять попроще – кнопок один ряд и дисплеи поменьше. Оборудование японское, подарил зарубежный партнёр.
Моя задача: установить АТС и телефоны, настроить, научить всех пользоваться. Обращались до меня к связистам ЛГТС (Ленинградской телефонной сети), не договорились.
Оцениваю свою работу так: 1500 рублей за настройку АТС и 1000 рублей за монтаж сети и подключение телефонов (именно в такой пропорции), В итоге заплатили 1500. С учетом того, что с настройкой разобрался быстро, а в начале 90-го года у многих были еще зарплаты по 150 рублей, расстроился, конечно, но не очень сильно.
Key telephone system
Итак, key telephone system (или, как вариант - Digital Business System, DBS) Не называю УПАТС, т.к.
Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.
в англоязычной терминологии key telephone system и PBX (Private Branch Exchange) – считаются разными типами оборудования.Обычная для такого оборудования конструкция – базовая емкость + платы расширения. Итого шесть линий CO (central office line) и двенадцать 4-х проводных портов для подключения телефонов, телефоны в комплекте. Два провода для передачи голоса, два – данных. Кроме информации для установления соединения можно было короткие сообщения передавать.
Программировать АТС оказалось очень просто (переводишь в режим программирования и вводишь данные с телефона №1). Хватило бы и лабораторных по «Кванту», но осенью 1988 г. мне очень повезло и у меня был практически неограниченный доступ к S12B (Business), Alkatel планировал ее поставки в СССР и приехала она в ЛОНИИС прямо из Штутгарта. А в S12B и man-machine interface и сама система немного посложнее будут …
Сделал небольшой коллаж из описания на примерно такую же систему, но только выпущенную лет на 7-8 позже.
Уверен на 99,9%, что оборудование было производства Matsushita. В те годы Panasonic была одной из торговых марок этой корпорации, а переименовали ее в Panasonic Corporation, в честь самой успешной торговой марки, только в 2008 году.
Фотографий и документов 90-го года я в сети не нашёл, но и современные телефоны и коммутационное оборудование аналоговых Key telephone system Panasonic по внешнему виду и набору сервисов не сильно отличаются от того, что я увидел 30 лет назад – там уже было практически все, что нужно. На рисунке – современная система KX-TES824, рядом с ней обложка мануала VA-412, это уже из 90-х.
Коридоры Смольного
Тогда Смольный вызывал у меня ассоциации только с фильмами про революцию и картинками из школьных учебников. Владимир Ильич и Феликс Эдмундович вполне органично бы в этом коридоре смотрелись, а вот ходоки или революционные матросы фейс-контроль не прошли бы.
Коммутатор я смонтировал в приемной у секретаря. Кабинеты были по обе стороны коридора. Со стороны окон были фальш-панели и проходы через стены между помещениями, под фальш-панелями телефонные коробки АТС Смольного. Пробовали подключить телефоны на другой стороне коридора через кросс – работали со сбоями. В итоге пришлось положить кабель ТСВ 10х2 через коридор, под ковром – по бокам по деревянной рейке, чтобы не повредили.
Торт «Ленинградский» и «Прага»
Пропуск в Смольный – это значит и пропуск в столовую Смольного. Бутерброды с красной икрой, первое-второе-третье и десерт по смешным ценам. Торты из «Севера» - «Ленинградский», «Прага» … покупка торта входила в обязательную рабочую программу. Весна 90-го …
Это мой личный блог. Кто интересуется, чем я и мои коллеги занимаемся сейчас: сайт COMMENG блоги; ЭЛЕКТРИК и СВЯЗИСТ - ЭТО СИЛА COMMENG CLEAN ROOM
P.S. パナソニック株式会社 (Panasonikku)
Я, честно говоря, не большой поклонник японской техники. Достижения японской науки и промышленности признаю и ценю, просто не цепляют они меня (исключение – только автомобили Mitsubishi – у кого была Carisma, тот поймёт, ценители Pajero тоже).
Но пользуясь случаем, хочу добавить небольшую галерею продукции Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. / Panasonic Corporation. Источник информации https://ru.wikipedia.org/wiki/Panasonic
Panasonic.
Matsushita и Technics
National
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Key telephone system. . История про Ленинград, японские телефоны и мини-АТС.