Клубы юных техников (КЮТы) возникли в 50-е гг. Первые КЮТы появились на Урале, в Челябинске и Магнитогорске. За 3 десятилетия их стало свыше 14 тыс. Клубы создаются и содержатся на средства профсоюзов, а также заводов или фабрик, которые выделяют для их работы помещения, оснащают станками, инструментом и другим оборудованием, приглашают специалистов для ведения кружков и руководства лабораториями. Нередко кружками КЮТов руководят работники завода, увлеченные техническим творчеством, опытные наставники, рационализаторы, передовики производства, передающие юным техникам секреты профессионального мастерства, навыки практической работы.
Главная задача КЮТов — начальная подготовка ребят к работе на шефствующем предприятии. Поэтому основным здесь чаще всего является кружок, работающий по профилю предприятия-шефа. Руководители кружков не только учат ребят основам техники, обращению с инструментами и станками, но и помогают выбрать свой жизненный путь. Опытные наставники раскрывают подрастающей смене содержание рабочих профессий, те перемены в труде рабочих, которые пришли на завод с научно-технической революцией.
Занятия в КЮТе строятся по четкой системе. Самые младшие ребята (обычно это дети работников завода или школьники, живущие поблизости) занимаются в кружках начального конструирования. Овладев основными техническими навыками, они продолжают занятия в лаборатории для старших. На основе знаний, полученных в школьных лабораториях физики и химии, благодаря умению и навыкам, приобретенным в школьных мастерских, ребята успешно участвуют в решении конструкторских и технологических задач. Большинство кружков работают по плану, согласованному с заводским бюро рационализации и изобретательства (см. Изобретательство и рационализация).
Ребята очень любят такую работу: ведь своим трудом они помогают старшим, вносят посильную лепту в дела взрослых. По заданиям завода юные техники разрабатывают подчас довольно сложные устройства и целые агрегаты, конструируют модели и проверяют на них, как будет работать новая машина, к выпуску которой готовится завод, помогают механизировать процессы, в которых пока еще преобладает ручной труд. Нередко под руководством старших они выполняют работы, на которые затем выдаются авторские свидетельства. Вот почему многие предприятия считают КЮТы вспомогательным цехом и учитывают их работу в своих производственных планах, в мероприятиях, направленных на увеличение производительности труда, эффективности и качества производства (см. Эффективность производства).