Смартфоны с выходом в интернет появились на рынке более 15 лет назад, а споры об их использовании детьми день ото дня все больше разгораются. Взрослые и ребята проводят часы, глядя в “черное зеркало”. При этом одни считают телефон злом, разрушающим детскую психику, другие обращают внимание на тонны полезного контента, благодаря которому можно учиться гораздо быстрее, чем по школьным учебникам.
“Умный журнал” решил поискать истину где-то посередине и задал волнующие вопросы родителей детскому психологу и автору мастер-классов Летних городских лабораторий Sciencely Анастасии Ольховской.
- Настя, привет! Смартфоны с выходом в интернет появились 15 лет назад, а родители в сети до сих пор спорят, когда стоит покупать их детям. Что ты как мать думаешь об этом?
Вообще, покупать или не покупать ребенку телефон — это решение каждой конкретной семьи. Безусловно, есть момент, когда появляется необходимость в связи с детьми. Рано или поздно он начнет сам ходить в школу или ездить в кружки, и тогда вам нужно будет с ним созваниваться. Но я считаю, что с этой задачей справляется старая добрая Nokia 3310.
- Какие проблемы могут возникнуть, если у ребенка слишком рано появится собственный смартфон или планшет с выходом в интернет?
Многие считают, что есть какие-то отдельные “детские” проблемы пользования смартфонами. На самом деле, риски для ребят точно такие же, как и для их родителей, только выражены они более сильно. Многие взрослые тратят время в сети на просмотр контента, а потом признаются, что могли заняться чем-то более важным — то же самое происходит с детьми, только им гораздо сложнее себя контролировать из-за недостаточно развитой произвольности.
Помните “маршмеллоу-эксперимент” (Стэндфордский зефирный тест, прим. ред.)? В ходе него испытатель клал перед ребенком лакомство и говорил испытуемому, что если тот не притронется к угощению на протяжении 15 минут, сладостей станет в 2 раза больше. Социальные выводы из этих экспериментов сейчас ставятся под сомнение, поскольку награда имела разную ценность для детей из бедных и богатых семей. Но вот развитие у ребенка произвольности, способность контролировать свои действия рационально, “маршмеллоу тест” показывает очень неплохо. Ребята младше 3 лет с ним справляются редко. К школе базовая произвольность уже должна быть развита, иначе ребенок не сможет усидеть на уроке. Но исследования показывают, что способность человека управлять своим поведением прогрессирует вплоть до конца школы — значит, даже в подростковом возрасте сложно устоять перед соблазнами сиюминутных удовольствий.
- Но ведь есть много разных факторов, которые могут отвлечь ребенка от важных дел. Почему все зациклились на смартфонах?
Сама механика соцсетей и площадок размещения контента устроена так, чтобы вовлекать пользователя в часы экранного времени. Социальные инженеры проводят огромную работу, изучают наше поведение и стараются подсунуть нам информацию, которая удержит нас в приложении. Не верите? Поставьте приложение для подсчета экранного времени и посмотрите, как отправка одного сообщения коллеге превращается в часы скроллинга ленты. Даже взрослым приходится себя дисциплинировать, чтобы тратить время с пользой, а детям контролировать себя гораздо сложнее.
- Это же не значит, что все время в сети потрачено впустую?
Я не очень люблю рассуждать о том, что такое “впустую”. В самом начале я сказала, что покупать ребенку смартфон или нет — дело каждой отдельной семьи. И действительно — ребенок мог все детство играть в компьютерные игры, а потом стать чемпионом мира по Counter strike. Это время потрачено “впустую” или нет? Каждый родитель сам решает для себя. Но все таки мы, родители, хотим, чтобы наши дети развивались гармонично.
А еще важно понимать, что в интернете есть очень много полезного для детей и взрослых контента. Я вот сегодня шла на работу от метро, увидела странную птичку, навела камеру телефона на нее и определила вид.
Обратите внимание: Почему смартфон быстро разряжается, что делать.
Без цифровых сервисов это никогда не было бы возможно. А вот будет ли ваш ребенок определять со смартфоном птиц, изучать звезды или тратить часы на что-то сиюминутное — зависит, в том числе, от родителей.- Что следует делать родителям, чтобы избежать “телефонных конфликтов”?
Отличный вопрос! Я считаю, что гаджеты не добро и не зло. Это инструмент, и родители должны научить ребенка им пользоваться.
Для начала взгляните на себя и честно скажите — соответствуете ли вы тем стандартам, которые хотите привить ребенку? Первый контакт с гаджетом происходит не на улице, не в школе — в семье. Если у вас принято “залипнуть” на диване в какие-нибудь блоги, бросив все важные дела, ребенок, скорее всего, скопирует это поведение и не поймет ваших претензий, обидится на запреты. Если в вашей семье телефонами пользуются гигиенично и с пользой — у детей тоже будет хороший пример для подражания.
Во-вторых, учите детей правильно обращаться с гаджетами и информацией в них. Я устанавливаю на планшет полезные приложения. Мы вместе с сыном пользуемся разными образовательными возможностями, смотрим хорошие видео. Если, например, ребенок говорит, что ракеты взлетают только ночью, мы ищем записи стартов и убеждаемся, что это не так. Еще мы вместе с Сашей (сын Анастасии, прим. ред.) смотрим инстаграмы музеев и зоопарков.
В-третьих, воспитание должно быть не насильственным, а договорным, целесообразным. Разговаривайте со своим ребенком! Выясните, для чего ему на самом деле хочется смартфон, как он планирует его использовать. Может быть, он просто хочет утвердить социальный статус перед одноклассниками — тогда говорить нужно не о цифровых опасностях, а о здоровом ощущении себя в обществе. Может быть и наоборот, в процессе разговора вы поймете, что ребенок готов использовать гаджеты для саморазвития и творчества, и нужно срочно бежать в магазин техники. Наконец, на рынке полно устройств, кроме смартфонов и планшетов, которые помогут решить задачи ребенка и не создать лишние риски.
В-четвертых, интересуйтесь жизнью своего ребенка и цифровой модой. Старайтесь понять, о чем думают и говорят дети. Так вам будет проще аргументировать свою позицию, наладить контакт и найти компромисс.
- Что ты думаешь о приложениях “родительского контроля”? Это достаточно честный инструмент воспитания? Что делать, если ребенок обманывает эти приложения и ищет лазейки?
Я считаю, что “родительский контроль” — это допустимый инструмент, если он используется для соблюдения добровольных договоренностей. Стоит объяснять, чем руководствуются родители, применяя запреты, и показывать, какие свободы у ребенка при этом остаются, как ими пользоваться.
Что касается разных обманов, будем честны — дети всегда врали, врут и будут врать. Они исследуют мир доступными им способами, в том числе смотрят запрещенный контент. Родителей это пугает, но в небольших количествах это нормально, и даже говорит о находчивости и любознательности.
По-настоящему плохо, когда ребенок ведет себя агрессивно по отношению к запрету — систематически врет, грубит, ворует у вас устройства, провоцирует конфликты. Чаще всего это знак, что в воспитании вы где-то передавили, проявили лишнюю непонятную строгость, которая вызывает протест. Здесь уже стоит задуматься о происходящем и, возможно, обсудить проблему со специалистом.
В общем, покупать или не покупать смартфон — дело каждой семьи, которое нельзя рассматривать отдельно от всего воспитания. Разговаривайте с ребенком, делитесь с ним опытом и объясняйте все риски. А главное — будьте честны со своим ребенком.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Когда пора дарить ребенку смартфон?.