— Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.
«Господа Головлёвы» (1875-1880 гг.), М.Е. Салтыков-Щедрин
На днях первосвященника Дмитрия Смирнова освободили от должности председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Протоиерей довольно одиозная личность не только в вреде неверующих, но и в среде православных. Стал широко известен после организации в 2015 году погрома на концерте радиостанции «Серебряный дождь». Недавно он прославился уподоблением женщин, живущих в «гражданском браке», бесплатным проституткам, а в последующих комментариях вовсе сопоставил их с автомобилями. При этом явно путая понятия «гражданский брак» и «сожительство».
Пожалуй, единственный раз в публичных высказываниях Смирнов верно трактовал термин «гражданский брак», комментируя телеканалу «Спас» слова Патриарха о греховности такого вида брака (фрагмент прикреплён к посту). В остальных случаях главный представитель РПЦ по матримониальным вопросам путался в терминологии. Что уж в таком случае ожидать от его прихожан!?
Условно существующий в России социальный институт правильно разделить на три категории: сожительство, гражданский брак, церковный брак (венчание). Категорий существует намного больше, но ограничимся пока этими. В эпиграфе приведены слова Иудушки Головлёва о том, что такое гражданский брак. Он описывается как неполноценный союз мужчины и женщины, не освящённый церковью. Но если принять точку зрения ранних Отцов Церкви, то настоящий гражданский брак обладает всеми необходимыми характеристиками легитимного брака, которые были ещё в дохристианскую эпоху.
Публичность, когда о браке знают ближайшие родственники брачующихся, светские и духовные власти и не возражают против его заключения. Добровольность вступления, с определёнными ограничениями, которые присутствовали в Античности и Средневековье. Контрактность, когда заранее обговаривается, на каких условиях будет строиться общее хозяйство, какие активы вносит каждая из стороны, каким образом будет происходить раздел имущества и решаться судьба детей в случае расторжения брака.
Особая церемония, венчание, сформировалась из христианской практики благословления новобрачных главой общины. Широкое распространение в Западной Европе новое церковное таинство получило лишь в XV веке, а в России и того позже. Но в условиях единства Церкви и государства оно быстро стало обязательным элементом заключения брака.
В дореволюционной России государственные органы не должны были регистрировать брак между христианами, если отсутствовало свидетельство о венчании в государственной Церкви. В СССР и современной России, с точностью до наоборот, не повенчают без справки из ЗАГСа. По-видимому, в этот переломный момент и случилась подмена понятий.
Термин «гражданский брак» появился в XIX веке для определения браков старообрядцев, которые освящались негосударственной древлеправославной церковью, но в правовом поле такой союз имел силу законную силу. Аналогично воспринимался брак среди нехристианских подданных империи. Из произведения Салтыкова-Щедрина мы узнаём, что люди, по-видимому, открыто объявившие себя неверующими, могли отказаться от обряда венчания и их брак признавался гражданским, но основной массой оценивался крайне негативно. Собственно, это были модные веяния, доносимые из антиклерикальной Франции.
После революции основным видом брака стал именно гражданский брак. Однако в прогрессивном стремлении деформализовать отношения мужчины и женщины этим понятием стали обозначать простое сожительство, которое имело более низкую моральную оценку, чем ставший официальным гражданский брак.
Обратите внимание: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ШЕСТЕРЕНКА".
Когда, как и где это происходило требует детального исследования, на котором можно защитить, как минимум, кандидатскую. К тому же не берусь отрицать, что подмена определений могла случиться ещё до революции, если в царской России категорически отказывались регистрировать невенчанные браки крещенных. Тогда сожительствующие могли использовать термин как эвфемизм для характеристики своих отношений.Сожитель/сожительница – слова, известные по русским источникам с XII века, обозначавшие мужа и жену. Ближе к XVIII веку им на смену пришли супруг/супруга. Сожительство стало квалифицироваться как совместное ведение хозяйства без официального оформления отношений между мужчиной и женщиной, а для основной массы населения единственным оформлением служила запись о венчании в церковно-приходской книге.
Такие вот основные три формы брака существуют в современной России. Причем даже при таком незначительном количестве их умудряются неправильно маркировать, путать друг с другом, не видеть разницы между ними. Что будет, когда объектом анализа современных журналистов станет набирающая популярность, но не менее древняя форма, как брак посещением? Это когда мужчина и женщина имеют разные места жительства, не ведут или ведут в минимальной степени совместное хозяйство.
Кто-то возразит, что это и браком назвать нельзя. Как сказать. Например, древнеирландские законы в христианской стране различают по крайне мере десять типов брака. Например, одним из самых неформальных было соитие с невменяемой, в результате которого та понесла. Возникает вопрос, зачем его надо маркировать отдельно? Всё просто. Так решается вопрос, кто и в какой мере будет ответственен за ребёнка, когда связь между мужчиной и женщиной прекращена порядком вещей после соития. Выделение различных форм заключения брака по условиям его заключения (соотношение привносимой собственности, согласие/не согласие родственников, участие в совместном хозяйствовании, добровольность вступления и т.д.) было необходимо для того, чтобы после его завершения было понятно, на какую собственность имеет право участник и какие обязанности перед ним возникают. Правовой трактат составлен в VIII-IX веках, но воспринимается очень по-современному.
Любопытно сравнить нынешнее состояние российского права с его западными аналогами, особенно, семейное и брачное. И не только в том плане, что в США сожительство влечёт за собой юридические и имущественно-финансовые последствия, а в РФ – нет, так как не считается какой-либо формой брака. Мне, например, приходит на ум эпизод из «Криминального чтива», когда Джулс и Винсент с мёртвым негром в машине утром приезжают к Джимми за помощью. Квентин Тарантино в роли Джимми очень чётко артикулирует гостям, что произойдет, если его жена вернётся с ночной смены и обнаружит бандитов с трупом на своей лужайке. Синонимичный ряд правовых терминов в его речи непросто передать современным русским языком.
I ain't through! Now don't you understand that if Bonnie comes home and finds a dead body in her house, I'm gonna get DIVORCED. No MARRIAGE COUNSELOR, no TRIAL SEPARATION – fuckin' divorced. And I don't wanna get fuckin' divorced.
Я ещё не закончил! Вы совсем не понимаете, что если Бонни придёт домой и найдет мёртвое тело, то меня ждёт РАЗВОД. Не КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ БРАКА, не ПРОБНОЕ РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ, а грёбанный развод. А я ни хера не хочу разводиться.
Наверно, как-то так, чтобы уложиться в хронометраж и назвать вещи своими именами. Я видел три варианта русского озвучания тарантиновского шедевра с разной степенью точности перевода этого фрагмента. Как известно, у Тарантино слова в фильмах имеют первостепенное значение. Поэтому и четвертый, и пятый, и десятый перевод будет страдать неточностью, если мы типичное сожительство по-прежнему будем называть гражданским браком. Если слово сожительство вызывает неприятные ассоциации, то для него есть более точный и пристойный эквивалент – фактический брак.
Еще по теме здесь: История.
Источник: Когда сожительство стало гражданским браком?.