Когда сожительство стало гражданским браком?

— Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.

«Господа Головлёвы» (1875-1880 гг.), М.Е. Салтыков-Щедрин

На днях первосвященника Дмитрия Смирнова освободили от должности председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Протоиерей довольно одиозная личность не только в вреде неверующих, но и в среде православных. Стал широко известен после организации в 2015 году погрома на концерте радиостанции «Серебряный дождь». Недавно он прославился уподоблением женщин, живущих в «гражданском браке», бесплатным проституткам, а в последующих комментариях вовсе сопоставил их с автомобилями. При этом явно путая понятия «гражданский брак» и «сожительство».

Пожалуй, единственный раз в публичных высказываниях Смирнов верно трактовал термин «гражданский брак», комментируя телеканалу «Спас» слова Патриарха о греховности такого вида брака (фрагмент прикреплён к посту). В остальных случаях главный представитель РПЦ по матримониальным вопросам путался в терминологии. Что уж в таком случае ожидать от его прихожан!?

Условно существующий в России социальный институт правильно разделить на три категории: сожительство, гражданский брак, церковный брак (венчание). Категорий существует намного больше, но ограничимся пока этими. В эпиграфе приведены слова Иудушки Головлёва о том, что такое гражданский брак. Он описывается как неполноценный союз мужчины и женщины, не освящённый церковью. Но если принять точку зрения ранних Отцов Церкви, то настоящий гражданский брак обладает всеми необходимыми характеристиками легитимного брака, которые были ещё в дохристианскую эпоху.

Публичность, когда о браке знают ближайшие родственники брачующихся, светские и духовные власти и не возражают против его заключения. Добровольность вступления, с определёнными ограничениями, которые присутствовали в Античности и Средневековье. Контрактность, когда заранее обговаривается, на каких условиях будет строиться общее хозяйство, какие активы вносит каждая из стороны, каким образом будет происходить раздел имущества и решаться судьба детей в случае расторжения брака.

Обручение в Древнем Риме. Луи Гектор Леру. 1870.

Особая церемония, венчание, сформировалась из христианской практики благословления новобрачных главой общины. Широкое распространение в Западной Европе новое церковное таинство получило лишь в XV веке, а в России и того позже. Но в условиях единства Церкви и государства оно быстро стало обязательным элементом заключения брака.

В дореволюционной России государственные органы не должны были регистрировать брак между христианами, если отсутствовало свидетельство о венчании в государственной Церкви. В СССР и современной России, с точностью до наоборот, не повенчают без справки из ЗАГСа. По-видимому, в этот переломный момент и случилась подмена понятий.

Неравный брак. Василий Пукерев. 1862.

Термин «гражданский брак» появился в XIX веке для определения браков старообрядцев, которые освящались негосударственной древлеправославной церковью, но в правовом поле такой союз имел силу законную силу. Аналогично воспринимался брак среди нехристианских подданных империи. Из произведения Салтыкова-Щедрина мы узнаём, что люди, по-видимому, открыто объявившие себя неверующими, могли отказаться от обряда венчания и их брак признавался гражданским, но основной массой оценивался крайне негативно. Собственно, это были модные веяния, доносимые из антиклерикальной Франции.

Заключение гражданского брака. Альберт Анкер. 1887.

После революции основным видом брака стал именно гражданский брак. Однако в прогрессивном стремлении деформализовать отношения мужчины и женщины этим понятием стали обозначать простое сожительство, которое имело более низкую моральную оценку, чем ставший официальным гражданский брак.

Обратите внимание: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ШЕСТЕРЕНКА".

Когда, как и где это происходило требует детального исследования, на котором можно защитить, как минимум, кандидатскую. К тому же не берусь отрицать, что подмена определений могла случиться ещё до революции, если в царской России категорически отказывались регистрировать невенчанные браки крещенных. Тогда сожительствующие могли использовать термин как эвфемизм для характеристики своих отношений.

Сожитель/сожительница – слова, известные по русским источникам с XII века, обозначавшие мужа и жену. Ближе к XVIII веку им на смену пришли супруг/супруга. Сожительство стало квалифицироваться как совместное ведение хозяйства без официального оформления отношений между мужчиной и женщиной, а для основной массы населения единственным оформлением служила запись о венчании в церковно-приходской книге.

Празднество свадебного договора. Михаил Шибанов . 1777.

Такие вот основные три формы брака существуют в современной России. Причем даже при таком незначительном количестве их умудряются неправильно маркировать, путать друг с другом, не видеть разницы между ними. Что будет, когда объектом анализа современных журналистов станет набирающая популярность, но не менее древняя форма, как брак посещением? Это когда мужчина и женщина имеют разные места жительства, не ведут или ведут в минимальной степени совместное хозяйство.

Кто-то возразит, что это и браком назвать нельзя. Как сказать. Например, древнеирландские законы в христианской стране различают по крайне мере десять типов брака. Например, одним из самых неформальных было соитие с невменяемой, в результате которого та понесла. Возникает вопрос, зачем его надо маркировать отдельно? Всё просто. Так решается вопрос, кто и в какой мере будет ответственен за ребёнка, когда связь между мужчиной и женщиной прекращена порядком вещей после соития. Выделение различных форм заключения брака по условиям его заключения (соотношение привносимой собственности, согласие/не согласие родственников, участие в совместном хозяйствовании, добровольность вступления и т.д.) было необходимо для того, чтобы после его завершения было понятно, на какую собственность имеет право участник и какие обязанности перед ним возникают. Правовой трактат составлен в VIII-IX веках, но воспринимается очень по-современному.

Брак в Кане Галилейской. Бартоломе Эстебан Мурильо. 1672.

Любопытно сравнить нынешнее состояние российского права с его западными аналогами, особенно, семейное и брачное. И не только в том плане, что в США сожительство влечёт за собой юридические и имущественно-финансовые последствия, а в РФ – нет, так как не считается какой-либо формой брака. Мне, например, приходит на ум эпизод из «Криминального чтива», когда Джулс и Винсент с мёртвым негром в машине утром приезжают к Джимми за помощью. Квентин Тарантино в роли Джимми очень чётко артикулирует гостям, что произойдет, если его жена вернётся с ночной смены и обнаружит бандитов с трупом на своей лужайке. Синонимичный ряд правовых терминов в его речи непросто передать современным русским языком.

I ain't through! Now don't you understand that if Bonnie comes home and finds a dead body in her house, I'm gonna get DIVORCED. No MARRIAGE COUNSELOR, no TRIAL SEPARATION – fuckin' divorced. And I don't wanna get fuckin' divorced.

Я ещё не закончил! Вы совсем не понимаете, что если Бонни придёт домой и найдет мёртвое тело, то меня ждёт РАЗВОД. Не КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ БРАКА, не ПРОБНОЕ РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ, а грёбанный развод. А я ни хера не хочу разводиться.

Наверно, как-то так, чтобы уложиться в хронометраж и назвать вещи своими именами. Я видел три варианта русского озвучания тарантиновского шедевра с разной степенью точности перевода этого фрагмента. Как известно, у Тарантино слова в фильмах имеют первостепенное значение. Поэтому и четвертый, и пятый, и десятый перевод будет страдать неточностью, если мы типичное сожительство по-прежнему будем называть гражданским браком. Если слово сожительство вызывает неприятные ассоциации, то для него есть более точный и пристойный эквивалент – фактический брак.

Еще по теме здесь: История.

Источник: Когда сожительство стало гражданским браком?.