Конституция, которую чтят и столетиями сохраняют в первозданном виде

Как известно, один из главных недостатков деревянных кораблей – недолговечность корпуса. Судно, прослужившее два десятка лет, уже считается долгожителем. И это почти обязательное правило, хотя есть исключения. В мире хватает кораблей, построенных в эпоху расцвета парусного флота и сохраняющихся в первозданном виде. И некоторые даже находятся на плаву. Самый старый корабль, все еще пригодный для эксплуатации – американский фрегат "Конституция" (Constitution), постройка которого началась в 1794 году. Конечно, его многократно ремонтировали с тех пор, но 15% деревянных деталей остались на штатных местах с самой закладки в бостонской верфи.

Началось все с того, что с 1783 года в Америке не имелось океанского военного флота. До той поры вроде как за сохранность морских границ отвечала метрополия, поскольку на тот момент Новый Свет являлся колонией Старого. Ну а после войны за независимость бывшей колонии вроде никто и не угрожал. Поэтому океанские силы не строили – дорого и вроде как незачем. Конечно, военно-морские силы имелись, но они держались у берегов и отвечали за спокойствие каботажных маршрутов.

Все решил конфликт с Алжиром. Горячие ребятки решили разжиться за счет далекой и вроде как беспомощной страны, а потому захватили 11 американских торговых судов, неосторожно проходивших мимо без всякой охраны. И потребовали от американского правительства немалый выкуп. Что тому никак не понравилось. Поэтому было решено строить океанский флот для обеспечения безопасности дальних торговых путей.

Конституция, которую чтят и столетиями сохраняют в первозданном виде

За основу взяли европейскую матрицу, несколько увеличив ее в размерах, что позволило грузить побольше припасов и пушек. На постройку пошел виргинский дуб, славившийся своей прочностью. Строили сразу шесть кораблей, причем по простому эскизу на лоскуте бумаги. Подробных чертежей решили не делать, а опыт главного корабела нивелировал недостаток организации. И в результате получилось даже лучше, чем у европейцев. Правда, пушки американской выделки были заметно хуже, но зато корпус вышел прочнее, а скорость корабля – выше. Ну а недостачу артиллерии компенсировали большим количеством орудий или их калибром.

Пока строили, с Алжиром удалось замириться. И тогда все шесть площадок законсервировали. Но тут вмешался лично сам президент, и три корпуса решили доделать. Оставшиеся три тоже достроили, но позднее – когда разругались с Францией.

Первым из новых фрегатов стал "Constitution". И сначала он не очень-то и требовался. До 1798 года, когда начался междусобойчик с Францией. Как бы войны настоящей и не велось (в истории применяют термин "квази-война"), но французы упорно захватывали американских торговцев. Вот на отражение таких ударов и направили "Конституцию". Дебют слегка не удался. Захватили 24-пушечник с французской командой, только они оказались "выкрестами", ушедшими на службу к англичанам. И пришлось посудину возвратить, присовокупив к ней 11000 фунтов.

Потом наткнулись на французов, шедших на английском призе. Их решили не трогать – на всякий случай. Зато немного погодя, когда встретили уже чистопородного француза, не оплошали – взяли его с минимальными потерями. Почти сразу к военному призу добавили капера и торговца. Торгового француза использовали при захвате еще одного вражьего капера, причем его взяли на абордаж в порту, приблизившись на добытом торговце, чьи очертания были знакомы капитану капера. И снова вышла накладка – захват осуществили в нейтральном порту, так что по законам той поры корабль пришлось вернуть прежним владельцам.

Конституция, которую чтят и столетиями сохраняют в первозданном виде

Потом случилась берберская война. Фрегат много и успешно воевал в составе эскадры, отличившись в одиночной миссии, изрядно напугав марокканского султана и заставив того освободить заложников. А еще Constitution сжег американский корабль, попавший на мелководье – чтобы не достался врагу. Причем сжег уже после подписания перемирия.

В 1812 началась англо-американская война, в которой фрегат прославился как участник "Великой погони". Он наткнулся на эскадру англичан и, не имея шансов победить, стал убегать. Но тут начался полный штиль, и тогда корабль решили буксировать весельными лодками. Англичане поступили схожим образом. Имея команды пободрее, они понемногу сокращали разрыв. Американцы в свою очередь перетащили четыре орудия на корму и даже прорубили в ней пару дополнительных портов. И все равно противники настигали. Тогда на фрегате решили верповать корабль, используя два якоря, которые завозили попеременно, отчего процесс выходил непрерывным. Только после этого наметился разрыв дистанции. После 57 (!) часов изматывающей погони появился ветер, и удалось окончательно избавиться от преследования.

С одним из участников "Великой погони" встретились чуть позднее. И победили, обеспечив более точный артиллерийский огонь, измочалив англичанина до полной бесполезности ремонта. Приз пришлось затопить, сняв команду. После, во время рейдерства у Бразилии, встретились с еще с одним британцем, который первыми залпами разбил штурвал. Но американцы так умело и рискованно маневрировали парусами, что умудрились переломить ход сражений. Побежденного затопили, предварительно сняв штурвал – взамен своего, утраченного.

Конституция, которую чтят и столетиями сохраняют в первозданном виде

Позднее случилась еще одна знаменитая битва – фрегат смог справиться с двумя кораблями, совокупно превосходившими его. Все решили умелое маневрирование и отличная подготовка артиллеристов. Правда, победителям достался один корабль, поскольку второй пришлось сжечь – в бою он получил слишком много повреждений.

С тех пор началась слава фрегата. И больше воевать ему не удалось. Но вот новое вооружение на нем испытывали. Как-то приделали пару гребных колес с хитроумным мускульным приводом, дававшими при авральной работе команды три с половиной узла скорости. Конструкцию демонтировали, и больше никакого движителя, кроме парусного, корабль не знал.

Корабль служил довольно долго, но в результате был определен на слом. Но в народе поднялась волна недовольства и его оставили в строю, как учебный, предварительно отремонтировав. И в конце XIX все равно определили в блокшив, используя как плавучую казарму.

Конституция, которую чтят и столетиями сохраняют в первозданном виде

В 1905 году хотели расстрелять как плавучую мишень, но от идеи отказались, решив окончательно сделать из фрегата музейный экспонат. Правда, чуть было не переименовали в "Старую конституцию". Но потом передумали. То ли потому, что конституция в Америке не менялась, то ли потому, что корабль, которому хотели отдать это имя, достраивать не стали.

Последний раз под парусом самостоятельно корабль ходил в 1997 году, хотя в состоянии сделать это и сегодня. Между прочим, на нем нет никаких новомодных моторов и винтов, поскольку решили сохранить "Конституцию" именно такой, какой ее и задумывали при постройке.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь в раздел и ставьте "пальцы вверх"
Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться