Ситуация с повреждением корабля «Союз МС-22» на МКС может парадоксальным образом пойти на пользу всей космонавтике.
Сегодня состоялось заседание Государственной комиссии Госкорпорации «Роскосмос», на котором обсуждалась ситуация с пилотируемым кораблем «Союз МС-22», состыковавшимся с Международной космической станцией (МКС) и предположительно поврежденным в результате попадания микрометеороида 15 декабря прошлого года год обсуждался».
Заключения рабочих групп, сформированных для выяснения причины разгерметизации внешнего контура радиатора системы терморегулирования космического корабля, анализа его технического состояния и разработки дальнейших действий, а также рекомендации Совета главных конструкторов по рассмотрено изменение программы полета Российского сегмента МКС в 2023 году. По итогам встречи с официальным заявлением выступил генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов.
Трое остаются на орбите
«Версия о техническом повреждении радиатора при производстве рассмотрена и не подтверждена. Экспериментально доказан вывод о разрушении трубопровода радиатора в результате удара случайного метеороида. На основании анализа состояния корабля "Союз МС-22", тепловых расчетов и технической документации, сделан вывод о том, что корабль должен спускаться на Землю в беспилотном режиме.В случае возникновения особо критических ситуаций на МКС возможность использования корабля "Союз МС-22" для спасения экипажа будет будет определено отдельным решением Госкомиссии, сказал Юрий Борисов.
«Для обеспечения необходимой надежности с учетом положительной статистики Государственной комиссией принято решение о запуске корабля «Союз МС-23» 20 февраля 2023 года в беспилотном режиме с доставкой грузов на МКС. Ранее планировалось, что 16 марта 16 марта 2023 года на станцию отправится экипаж 69-й длительной экспедиции в составе космонавтов Роскосмоса Олега Кононенко и Николая Чуба и астронавта НАСА Лорал О'Хара добавил глава Роскосмоса».
По его словам, поэтому было принято решение продлить полет российских космонавтов Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина и американского астронавта Франсиско Рубио на МКС и вернуть их с орбиты на кораблях «Союз МС-23», хотя ранее планировалось, что они приземлятся на корабле «Союз МС-22» 28 марта 2023 г.
Чуть позже в среду Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) во время пресс-конференции озвучило свое видение ситуации на МКС. Его официальный представитель Джоэл Монтальбано, находящийся в Москве, заявил, что согласен с выводами Роскосмоса. «Все указывает на осколки микрометеоритов. Наши российские партнеры проанализировали состояние корабля и производственный процесс. Никаких аномалий не обнаружено», — признал он, но оставил лазейку для изменения позиции в будущем, уточнив, что американская сторона «проверяет больше изображений».
Джоэл Монтальбано также отметил, что в течение двух недель НАСА определит график полетов к МКС на ближайшие несколько месяцев, однако состав следующего экипажа Crew Dragon, который планируется отправить на станцию в следующем месяце, останется без изменений.
Апокалипсиса не будет
Российские эксперты положительно оценивают принятое Роскосмосом решение. - Причину происшествия и последствия сразу выяснить не удалось. Поэтому создали специальную техническую комиссию, следившую за состоянием систем корабля. Как они реагируют на изменение температуры. В начале этого года комиссия пришла к выводу, что воздействие температуры на систему достаточно активное, поэтому рисковать жизнью экипажа, чтобы вернуть ее на землю, нецелесообразно», — Игорь Маринин, заместитель главного редактора рассказал «Эксперту» руководитель журнала «Русский космос.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циалковского Андрей Ионин подтвердил «Эксперту», что проблемы с кораблем возникли именно из-за стороннего объекта, но какого именно, по его мнению, сказать достаточно сложно. "Роскосмос заявил, что это природный объект, хотя я не знаю, как они отличили естественный от искусственного. Проблема космического мусора, конечно, существует. Он находится на разных орбитах, и никакие существующие системы управления космическим пространством не отслеживают такую частицу размер - с миллиметром - ни американский, ни китайский, ни российский.Но дело в том, что это не какая-то техническая неисправность корабля, связанная с некачественной разработкой или сборкой", - сказал он.
Что касается «Союза МС-23», то Андрей Ионин заверил, что в госкомпании действительно рассматривались несколько сценариев его полета к МКС, в том числе с космонавтом на борту. «Это необходимо, если стыковка не происходит автоматически. По статистике надежность такой стыковочной системы составляет около 98-99%. То есть есть небольшой шанс, что не получится. В этом случае космонавт мог состыковать «Союз» со станцией.
Но выбор в пользу полета с космонавтом на борту имел бы ряд минусов. Пилотируемый корабль готовится дольше. К тому же появляется лишний человек, а количество спасательных мест должно соответствовать количеству членов экипажа на станции. В случае экстренной эвакуации места для одного не хватило бы. Таким образом, был реализован сценарий запуска беспилотного космического корабля», — пояснил эксперт.«Корабль, который должен был быть спущен на воду в марте, в феврале полетит без экипажа. Автоматический режим — основной на всех кораблях, космонавт там только для решения аварийных ситуаций. Подавляющее большинство кораблей стыкуется с МКС в автоматическом режиме. Да, в денежном выражении это не очень выгодно, но вполне безопасно и эффективно. Сам метод разрабатывается с 1976 года, подчеркнул дополнительно Игорь Маринин.
Андрей Игонин, со своей стороны, отметил, что не разделяет апокалиптических сценариев событий, которые обсуждались в определенных кругах и в СМИ. «Говорили, что станцию быстро закроют. Мне кажется, что да, это проблема, но она открывает новые возможности. Ведь когда все идет гладко, все расслабляются. И космонавты, и космонавты, и центры управления. А когда возникают какие-то трудности, проявляется профессионализм. Вы должны быть в хорошей форме. Это также напоминание о том, что работа в космосе — не такая уж простая история. Что профессия космонавта - опасная профессия. Между тем есть надежда, что человечество готовится к освоению космоса. И надо понимать, что аварийных ситуаций тоже будет много. То, что произошло, лучше рассматривать как учение и подготовку к подобным сценариям в будущем», — заключил член-корреспондент Российской академии космонавтики.
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Ситуация с повреждением космического корабля «Союз МС-22» на МКС может парадоксальным образом пойти на пользу всей космонавтике.