Космические самолеты — самолеты, способные передвигаться в космическом пространстве. На сегодняшний день ярким представителем космических самолетов можно считать один из составных элементов космического корабля «Шаттл».
Воздушно-космический самолет «Орбитер» оснащен тремя двигательными установками для вывода на орбиту, системами управления и наведения и теплозащитой, которая необходима для возвращения на Землю.
Космические самолеты могут переносить экипаж и полезный груз. Габаритные размеры самолета не превышают 35 м в длину и 18 м в высоту, при размахе крыльев 23,8 м. Масса не превышает 83 т. Состоит из трех отсеков: отсек экипажа (включающий летную палубу), грузовой отсек (который может содержать космический аппарат, не превышающий 5 м в диаметре и 18 м в длину, массой до 25 т) и кормовой части (содержащей основные двигатели, вспомогательную систему электропитания и вертикальное оперение с ориентационными двигателями).
Система ориентации включает в себя 38 основных и 6 верньерных двигателей, наличие которых обеспечивает точную регулировку положения корабля.
Следует отметить интересный проект, который был реализован американской компанией Scaled Composites LLC. С 1982 г. компания ведет разработки в области создания экспериментальных летательных аппаратов. В начале 2005 г. компания выиграла конкурс Ansari X Prize, условием победы в котором было создание космического корабля, который смог бы дважды за две недели вывести в космическое пространство экипаж из трех человек. Этой компанией был создан пилотируемый суборбиталь-ный космический корабль многоразового использования SpaceShipOne, который и выиграл этот приз. Заданный рубеж в 100 км достигается в несколько этапов, которые выводят корабль на высоту порядка 50 км, остальное расстояние он покрывает за счет инерции. Спуск же с высоты 17 км происходит при использовании принципа планера. Уникальным конструкторским решением стало применение гибридного двигателя, топливом для которого служит полибутадиен и оксид азота. Кабина сделана герметичной с многочисленными иллюминаторами из двухслойного стекла. Воздух подается тройной системой, использующей кислородные баллоны, а углекислый газ удаляется поглощающей системой, что позволяет не использовать скафандры.
Продолжением станет SpaceShipTwo, который сможет переносить на своем борту до восьми пассажиров и подниматься на высоту около 140 км. Основная цель создания — космический туризм.