Сведения, собранные краеведами по разным источникам о родном крае, его природе, хозяйстве, истории, быте, населении и культуре, называются краеведческим материалом. Он постепенно накапливается в школьном краеведческом уголке. При значительном количестве собранного материала создается школьный краеведческий музей.
Собирают и изучают о родном крае следующие материалы (современные и исторические): сведения из научных трудов и художественных произведений; статьи, заметки, фотографии и рисунки из газет и журналов; архивные документы; географические карты; рассказы старожилов, знатных людей.
Другого порядка материалы юные краеведы собирают при непосредственном изучении природы и хозяйства края. Это результаты наблюдений над природными явлениями и объектами, производственными предприятиями. Собранный материал краеведы обобщают, выявляя взаимосвязи природы и хозяйства данного края.
Чтобы не «потонуть» в обилии накапливающегося фактического материала, необходимо в записях придерживаться определенной системы. Так, о каждом человеке, сообщающем сведения, записывают фамилию, имя, отчество, где и кем работает, точный адрес. Это очень важно, если понадобится что-либо уточнить. Рабочие записи редактируются и переписываются.
Кроме того, очень важно собрать коллекции различных природных объектов и вещественный материал в виде предметов и памятников материальной культуры. Они составят основу экспозиции школьного краеведческого музея. Специалисты местного краеведческого музея помогут вам разобраться в найденных предметах.