КРАЕВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ В СССР

КРАЕВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ В СССРВсестороннее изучение родного края: природы, геологического прошлого, истории, культуры, населения, народного хозяйства. В нашей стране коллективы краеведов объединены в специальных комиссиях при Географическом обществе и союзных республик; существует секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Местные центры краеведения; дома пионеров, дома культуры, краеведческие музеи и кружки. Особенно широко распространено краеведение среди школьников.

Основные направления краеведения: геолого-географическое (изучение климата, рельефа, почв, растительности, полезных ископаемых и т. д.); историческое (познание истории края с древнейших времен до наших дней, изучение и охрана памятников старины, искусства и архитектуры); народнохозяйственное (изучение населения, народного хозяйства и его достижений, воздействия человека на природу). Эти направления взаимосвязаны, дополняют друг друга. Поэтому очень важно проводить комплексное изучение родного края.

В краеведении используются методы различных наук: физической и экономической географии, геологии, археологии, демографии, истории и др. При этом самое главное — осуществлять комплексные исследования и применять свои знания на практике.

Изучение родного края — прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Как ни глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучения природы, населения и экономики лицом к лицу, не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми, специалистами.

Краеведение — первый шаг на пути научных исследований. Оно учит проводить самостоятельные изыскания, проникать мыслью в сокровенные тайны природы, познавать культурную и хозяйственную деятельность человека, участвовать в охране и восстановлении природных богатств.

Краевед сочетает изучение литературы с походами и экскурсиями, теоретическую подготовку с практическими действиями. Это позволяет не только лучше узнать родной край, но и приносить немалую пользу краю и стране в целом, участвуя в школьных лесничествах, «зеленых» и «голубых» патрулях, выявляя природные богатства и борясь за их охрану и рациональное использование. Краеведение воспитывает патриотизм, любовь к природе, родине.

Разнообразны формы краеведения: занятия в кружках, проведение географо-краеведческих походов, экспедиций, олимпиад, сбор  коллекций  минералов,  горных пород, полезных ископаемых, окаменелостей, составление географических и геологических картосхем, разрезов, описаний, организация школьных географо-краеведческих кабинетов, стенам, активное участие в общественных мероприятиях по охране и приумножению природных богатств, памятников старины и культуры.

Краевед активно участвует в общественном е в период летних каникул (летняя трудовая четверть). Широкое развитие получили ученические сельскохозяйственные и производственные бригады, лагеря труда и отдыха, отряды по озеленению городов и сел, школьные лесничества. Чем лучше знаешь родной край, тем осмысленней работаешь, интересней отдыхаешь.

Наиболее очевидная роль краеведения — познание родного края, его природы, хозяйства, экономики, культуры. Вместе с тем общение с природой, научные знания и практические навыки обогащают наш внутренний мир, обостряют наблюдательность, делают жизнь ярче, богаче, радостней.