Кто из вас не хотел найти исток реки, у которой стоит родной город, деревня, пройти родные места от края и до края, узнать все о них. В таких походах, наверное, и возникло краеведение — всестороннее изучение своего края, города, определенной части страны.
Небольшие районные города часто поражают обилием и разнообразием экспонатов местного краеведческого музея. Вы можете увидеть здесь и макеты наиболее типичных ландшафтов этого края, узнаете о его животных и растениях. На стендах музеев выставлены образцы полезных ископаемых. Богаты и исторические разделы краеведческих музеев, которые рассказывают о героическом прошлом района, о быте и занятиях населения, о том, какие отрасли промышленности, сельского хозяйства развиты здесь в настоящее время.
Но ведь все эти экспонаты, все сведения о родном крае надо было собрать! Только истинным патриотам своих мест удается такое. И отрадно, что таких патриотов с каждым годом становится все больше и больше.
Многое делают школьники для местных краеведческих музеев, создают ребята и свои краеведческие музеи при школах. Хорошо, когда ребятами руководит опытный наставник-краевед. Тогда откроются им все сокровенные тайны родной земли, окрестных гор, лесов. Откроется история края. Отряды следопытов известны сегодня всем. А ведь это движение любознательных и пытливых выросло из краеведческих поисков ребят.
Краеведение, как сказал лауреат Ленинской премии писатель и журналист В. Песков,— «это радость подробного узнавания жизни, прира-стание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие: Отечество». Тысячи ребячьих экспедиций по родному краю, тысячи страниц тетрадных дневников — верное тому подтверждение.