КРАН МОСТОВОЙ

КРАН МОСТОВОЙ

Мостовой кран — грузоподъемная машина, выполненная в виде моста — опорного или подвесного. Конструкция балочного или ферменного типа. Мостовой кран движется по подкрановым рельсам вдоль цеха или грузовой площадки. По посту перемещается крановая тележка с грузозахватным приспособлением — как правило, это грейфер-крюк или магнит.

Мостовой кран является неповоротным, катучий мост движется по рельсам, которые находятся на стене здания или на специальной эстакаде. В грузовой тележке расположена лебедка. У некоторых конструкций мостовых кранов тележка имеет поворотную стрелу. Стреловое устройство с горизонтальным перемещением грузов. Пролет — расстояние между осями подкрановых рельсов — может быть 50—60 м. Высота подъема грузов — 40—50 м, скорость движения моста — 30—160 м/мин, скорость движения грузовой тележки — 10—60 м/мин, подъема груза — 60 м/мин.

Мостовые краны обладают большой грузоподъемностью, она достигает до 500—600 т. Иногда на мосту располагаются две грузовые тележки на одном или двух путях. Механизм привода крана — электродвигатель. Управление краном осуществляется дистанционно ио проводам. Конструкции мостовых кранов сварные, выполнены из прочной стали. Производство и широкое использование мостовых кранов налажено с середины XX в., что связано с ростом промышленности и производства. Мостовые краны применяются в производственных цехах, электростанциях, складах, как закрытых, так и открытых.

Модификацией мостового крана является мостовой перегружатель, он используется на складах угля, в портах, электростанциях, на промышленных предприятиях. Грузозахватное приспособление.такого мостового перегружателя — грейферный захват, его грузоподъемность составляет 15—30 г, скорость передвижения грузовой тележки с грейфером — 160—360 м/мин, скорость подъема груза — 60—70 м/мин. В час такой перегружатель может обработать от 50CV—1000 т груза.

Иногда в грузовой тележке устанавливается поворотная стрела с вылетом 3—6 м. Такой мостовой перегружатель с поворотной стрелой имеет грузоподъемность 10—20 т. Скорость движения крана по верхним поясам моста — 120— 180 м/мин. Мостовой перегружатель может быть оборудован и крюком для захвата груза —- его грузоподъемность достигает 300 т. Оригинальной модификацией мостового перегружателя является радиальный мост, у него одна опора неподвижная, другая движется по кольцевому пути, такие мосты используются в складах, имеющих круглую форму. Пролет моста — до 120 м, длина консоли — до 50 м. Время подъема — 5—10 мин. Основная задача усовершенствования конструкции мостовых кранов — это увеличение грузоподъемности, скорости работы, использование автоматических систем управления.

Кран-балка — это модификация мостового крана. Тельфер передвигается по балке, опирающейся на рельсы ходовыми колесами. Рельсы расположены на верхних полках подкрановых балок, находящихся под потолком. Но есть конструкции крана-балки, у которых колеса опираются на нижние полки подкрановых балок. Это подвесные (ка-тучие) краны.

Кран-балка может быть однопролетным — шириной 6—15 м и многопролетным — до 100 м. Механизм привода — электродвигатель. Управление краном осуществляется дистанционно по проводам или из кабины, находящейся на ездовой балке, грузоподъемность кран-балки — до 1—5 т. Такие краны используются в основном в цехах, на складах. На судах кран-балка применяется для подъема и спуска становых якорей.

Кран-штабелер — также модификация мостового крана. Его грузовая тележка имеет поворотную колонну, по которой движется специальный вилочный захват, несущий на поддоне груз. Такой кран используется для укладки и разбора пакетных штабелей.

Металлургический мостовой кран имеет специальные грузозахватные устройства, что позволяет его использовать в металлургических цехах. Наименование таких кранов — литейные, ко-лодцевые, завалочные.