Крестьянско-городские методы боя с оружием в руках

Крестьянско-городские методы боя с оружием в рукахВ течение многих веков во Франции, наряду с методами использования холодного оружия, сложившимися в армейско-дворянской среде, существовали и крестьянско-городские методы

В первую очередь крестьяне и горожане применяли для защиты и нападения всевозможные предметы труда и повседневного обихода - цепы, вилы, палки (шесты, посохи, дубинки), ножи, косы и т.д. Именно таким «оружием» были вооружены шуаны Бретани и Нормандии, участники контрреволюционного движения крестьян в годы Великой французской революции. Отряды шуанов подчинялись строгим правилам, подобным правилам древних кельтов, а бойцы отличались храбростью, ловкостью, преданностью общему делу. Многие шуаны заменили, по древнему обычаю, свои имена прозвищами типа «Налей-Жбан», «Молодец», «Крадись-по-Земле», «Хватай-Каравай» и т.д. Свои земли они называли «страной молодцов».

Как в сражениях с солдатами, так и в стычках между собой люди низших сословий не просто махали своими палками или вилами и не били ими куда попало. В их среде существовали определенные методы боя различными орудиями. Техника работы палкой (шестом) вообще развилась до уровня системы.

В большинстве французских селений палочный бой являлся любимым развлечением подростков, юношей и взрослых мужчин. С помощью палок они демонстрировали свою удаль и ловкость перед женщинами, а также «выясняли отношения» между собой и с «чужаками». Во многих деревнях во время традиционных праздников обязательно устраивались состязания по фехтованию на палках.

Ноэль Дю Файль, уроженец Бретани, автор книги «Сельские шутливые беседы и смешные забавы» писал: «Однажды довелось мне отправиться в деревню... И вот в праздничный денек прогуливался я по окрестным селениям в поисках веселой компании. Наконец, приметил чуть ли не целую толпу молодых и старых людей; те и другие, как водится, держались особняком, согласно старинной поговорке «рыбак рыбака видит издалека». Молодые... боролись между собой, дрались на палках, бегали наперегонки, а старики с интересом смотрели на них, устроившись под громадным дубом, скрестив ноги и слегка надвинув шляпы на глаза: они хвалили ловкость одних, подбадривали других и, освежая в памяти молодые свои годы, испытывали истинное удовольствие, наблюдая, как резвятся неугомонные юнцы». [62, с. 371]

Специальное обучение искусству владения шестом, обшитым на концах железом, имело место во многих французских союзах подмастерьев, получивших широкое распространение в городах и пригородах Франции начиная с XV века. Умение обращаться с такими шестами играло важную роль в жизни подмастерьев, причиной чему было постоянное соперничество между их союзами, а также друг с другом. Сражения на шестах происходили как спонтанно, так и по предварительному соглашению. Последние сильно напоминали русские групповые палочные бои.

Каждая из противоборствующих сторон составляла сомкнутый строй бойцов. Само сражение начиналось «подзадориванием», которое состояло в том, что перед началом схватки стороны выкрикивали в адрес противника насмешки, бранные слова, нередко рифмованные. Цель «подзадоривания» заключалась в том, чтобы вывести противника из психологического равновесия и «завести» самих себя. Часто такие сражения проходили по заранее обдуманному плану: кто идет вперед, кто обходит с флангов и т.д. Длился палочный бой до тех пор, пока одна из сторон не пускалась в бегство.

Очень часто палочные сражения превращались в побоища, с применением не только палок, но и другого оружия (цепов, вил, ножей и т.п.).

Любимым оружием французских студентов являлся кастет. Корсиканцы предпочитали нож, с которым умел обращаться любой мужчина. Корсиканская техника работы ножом строилась преимущественно на обратном хвате и режущих движениях, поражающих руки, живот и горло противника.

Весьма своеобразные методы работы ножом сложились в среде французских апашей (бандитов): «Знаменитый  Французский кастет.

французский апаш говорил своим друзьям приблизительно следующее: «Есть только один неотразимый удар - это удар ножом между плеч».

Способы обучения работе с ножом в бандах апашей были весьма жестокими. Например, удары нередко отрабатывали на живых людях, которых похищали специально с этой целью. В знаменитой банде Корно для того, чтобы дети быстрее осваивали ремесло убийцы, им давали для игр головы мертвецов.

Впрочем, апаши применяли не только ножи, но и другое оружие. Например, чисто бандитским оружием была «песочная колбаса» - длинный узкий холщовый или кожаный мешок в форме колбасы, плотно набитый песком: «С наступлением ночи грабитель надевает черное шелковое сплошное трико, которое сливается своим цветом с тенями коридора, а потому незаметно, ночные туфли и берет в руки вышеописанную песчаную колбасу, и тихо идет по пустынному коридору за запоздалым постояльцем. Удар колбасой по голове - и последний падает без чувств. На утро прислуга находит постояльца начисто ограбленного». [130, с. 272]

Другим распространенным оружием французских бандитов была удавка, в роли которой выступали веревка или шарф. Один из методов применения удавки назывался «способ дедушки Франсуа». Заключался он в следующем: «Чтобы очистить «господина» по способу «дедушки Франсуа», к нему подкрадываются сзади, накидывают платок на шею и, дергая, опрокидывают жертву назад, одновременно делая полуоборот и взваливая ограбляемого к себе на спину. В то время второй апаш обчищает карманы жертвы, пользуясь ее беспомощным положением. [130, с. 271]

Упражнялись крестьяне и горожане и в таком искусстве, как метание камней и тяжелых металлических шаров. Состязания в метании производились на точность попадания в цель и на дальность. Игра в шары до сих пор распространена во Франции.

Определенный интерес к крестьянско-городскому оружию существует и в наши дни. Так, в 1992 году Морис Сарри, в прошлом двукратный вице-чемпион Франции по французскому боксу, создал Академию национального фехтования, в которой он и его ученики систематизировали старинные приемы владения шестом, дубинкой, посохом, цепом,-кнутом, вилами, косами и другими предметами, использовавшимися в старину участниками крестьянских восстаний.

В 70-е годы XX века во Франции снова приобрело популярность искусство боя тростью, широко практиковавшееся в XIX веке, когда трость являлась обязательным атрибутом костюма «светского мужчины», и когда каждый из них умел применять трость как оружие. В XIX веке этому искусству обучали учителя фехтования и французского бокса. Они учили действовать не только обычной тростью, но и специальной, имевшей спрятанный внутри клинок. «Лезвие этого клинка напоминало в сечении букву «л» или «с». Таким образом, им можно было наносить сильные удары выпуклой стороной, разгоняя, к примеру, приставших на улице задир. В критический момент стоило лишь немного развернуть руку, и можно было нанести очень серьезный порез острым краем лезвия, которым метили, как правило, или в горло, или в связки локтевого сгиба» [4, с. 265]

Современное фехтование тростью по своей технике похоже на боевое фехтование колюще-рубящей шпагой, а состязания проводятся следующим образом: «Спортивные поединки имеют продолжительность две минуты каждый. За это время надо как можно большее число раз прикоснуться концом своей трости к голове, торсу, ногам противника, используя колющие и секущие удары. Соответственно, необходимо избегать прикосновений трости противника с помощью маневрирования на площадке, а также посредством отбивов и подставок своей тростью. Участники соревнований одевают защитные шлемы и нагрудники, аналогичные фехтовальным. В сочетании с малым весом трости (от 125 до 140 грамм) и тем, что оба ее конца тупые, поединки спортивной тростью безопасны».