Кружевная сказка. Елецкие истории


Петр Первый не только прорубил окно в Европу, но и стал настоящим «крестным отцом» кружевного дела на Руси.

Резкая смена моды в России в XVIII в. привела к увеличению спроса на шелковое и льняное кружево и практически завершила эпоху русского «металлического» кружева – из золотых и серебряных нитей.
Петр I в различных документах, начиная с конца 1699 года и вплоть до указа об Ассамблеях 1718 года, установил новые формы ношения одежды как повседневной, так и праздничной, которую следовало украшать кружевом.
На Руси хлопчатобумажные кружева в то время не плели, привозить их из Европы за счет царской казны, было очень дорого, и в 1725 году в московском Новодевичьем монастыре организуется мастерская для обучения 250 девочек-сирот под руководством 30 опытных кружевниц из бельгийского Брабанта.
И вскоре мода на кружевоплетение дошла до помещичьих усадеб. Нитяное кружево плели крепостные девушки.


В середине XVIII – начале XIX веков в  Тульской, Симбирской, Рязанской, Орловской, Новгородской, Саратовской губерниях появляются крепостные мануфакатуры – так называемые «девичьи по производству кружев».
Исследователи отмечают, что самыми известными в то время были «кружевные девичьи» мануфактуры князей Куракиных и помещицы Н.И. Протасовой Мценского уезда Орловской губернии. Все в них работали 2000 кружевниц, которые создавали невероятной красоты платья, накидки, зонтики от солнца, скатерти, салфетки, перчатки по образцы западноевропейских кружев «шантильи», «валансьен», блонды, «малин». В прейскурантах мануфактур они именовались «французскими».
Елецкие кружева родились в городе, а уже оттуда пришли в усадьбы в округе. Произошло это в конце ХIХ века, когда в Ельце и его пригородах насчитывалось 4679 кружевниц, из которых только 500 было городских, остальные являлись жительницами пригорода, сел и деревень. Один из первых исследователей развития русского кружева С.А. Давыдова в 1880 году писала: «Елецкий кружевной промысел - городского происхождения. Сначала он появился в Ельце, а оттуда уже перешел в уезд. Когда и откуда он попал в Елец, сказать трудно. Со слов местных жителей известно, что промысел здесь существует издавна, и старики не помнят время, когда в Ельце не плели кружева».


Однако официальным годом рождения елецкого кружева считается 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна». Кружевной конец полотенца выплетен из тонких льняных белых и цветных нитей с шелком. Узор кружева включает три фигуры: раскидистый цветущий куст, олень (символ Ельца) и птицы, похожие на лебедей.
Полотенце с кружевами было «изюминкой» Елецкого края. Ими в Ельце убирали зеркала, и вешали их на крючки по стенам (так называемые накрючники), они входили в приданое и их же дарили всем присутствующим во время венчания от лица молодых. В старину говорили: «Много накрючников - много и добра». Заметим, что часто фату и венчальное платье елецкая невеста шила из кружев, сплетенных своими руками.


Одной из главных особенностей русского елецкого кружева первой половины XIX века является его многоцветность, которая достигалась соединением в одном изделии различных материалов: льна, шелка, хлопчатобумажных тонких нитей, шерсти и металлической канители, где искусно сочетались различные цвета и оттенки.
До 1850-х годов плетением кружева занимались только в монастырях, купеческих семьях и в помещичьих усадьбах, но постепенно кружевоплетение начинает проникать вглубь уезда, распространяясь в радиусе 30 километров вокруг Ельца.
Искусными кружевницами были монахини женского Знаменского монастыря в Ельце, где более 200 мастериц выполняли как штучные заказы для частных лиц, так и украшения для храмов и одежду для священнослужителей. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.




В «Очерках кустарных промыслов Елецкого уезда» за 1913 год З. М. Твердова-Свавицкая пишет: «В то время здесь вырабатывалось большею частью тонкое белое бумажное и нитяное кружево, в небольшом количестве дорогое шелковое и кружевные вещи. Старое елецкое кружево отличалось не только необычайной тонкостью и тщательностью отделки, но и высокой художественностью. Местные кружевницы выработали особый тип Елецкого кружева, отличительной особенностью которого является легкий стиль и тонкие изящные мотивы».
Однако славился поначалу Елец не столько кружевами, сколько гарусом – плетеным шнуром из ворсистой шерсти особого шнура гаруса, который шел на отделку военных мундиров. Из него делали темляки, аксельбанты, обшивку на погоны. Плели гарус, так же, как и кружево, при помощи плоской подушки и 8 деревянных толстых коклюшек.
В 1850-1860-е годы меняется военная мода, и гарус оказывается невостребованным. А значит, мастерицы, его производившие, лишились источника доходов. Но на смену гарусу пришли кружева – и елецкие кружевницы стали известны не только во всей Росийской империи, но и далеко за ее пределами.

Кружево на первых порах делалось из светлых льняных нитей, а затем и из тонких хлопчатобумажных. В богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах кружево плели из металлических, льняных и шелковых нитей, а для «богатых заказов» использовали золото и серебро.
В 1885 году, когда известный русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко (старший брат Владимира Ивановича Немировича-Данченко) направлялся через Елец в Пальну, родовое имение Стаховичей, он записал в своем дневнике: «Плетение кружев – один из самых старинных и распространенных промыслов в Елецком уезде и самом Ельце. Особенно хороши шелковые кружева. Они выше всяких сравнений». Скорее всего, Василий иванович имеет в виду «блонды» — тонкое кружево из шелковых черных и белых нитей, где на фоновой решетке, позади сетки, чередуются плотные и прозрачные мотивы. Белые нити на черном шелковом фоне создают блеск серебра. Блонды плели из персидского шелка-сырца. Кружево было очень дорогим.


Тут сделаем короткое отступление и скажем, что «в России были известны не только елецкие кружева, но и Елецкий драматический театр, основанный в 1848 году. Его посещали и выступали на его сцене знаменитые артисты 2-ой половины XIX века: Ермолова, Комиссаржевская, Качалов, Станиславский и другие. В 1894 году. приезжала Мария Ермолова. Она заказала модное кружевное манто. Его должны были изготовить мастера Паленской школы кружевниц Н.А. Огаревой-Стахович.
Две мастерицы — художницы по сложным узорам работали более месяца по 12-14 часов в день, изготовляя модное, красивое шелковое манто Ермоловой. Знаменитая артистка была в восторге от этой неповторимой красоты и решила заплатить за изделие золотой монетой. Из любопытства положила на весы платье и полученные золотые монеты, которые по весу оказались больше, чем вес платья из елецких чудесных золотых кружев» (цитата из книги С.П. Ершова  «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)».)


В Ельце любили цветочные, растительные узоры.
Своеобразие елецких кружев – в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление объемности узора.
Так называемые «штучные изделия» елецких мастериц строились из отдельных элементов: в центре был «хоровод» из розеток или квадратов, которые, ритмично повторяясь, отвечали орнаменту края.
«Плетут кружева по особым рисункам – сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит следующим образом: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка».
Кружево пользовалось большим спросом, и многие женщины работали по заказам, продавали готовые вещи скупщицам, часто привозившим и нитки, и новые Сколки.

Однако действовали они не из благих побуждений, а в целях своего рода «порабощения» мастериц, которые зависели от них материально
«К 1890 году елецкий кружевной промысел прочно завоевал международный рынок, - пишет в своей книге о елецких кружевах С.П. Ершов. -. Его изделия, тонкие, ажурные, продавались и имели спрос не только в странах Европы, но и Индии, Китае, Турции и Америке. Производителям елецких кружев теперь сбывать свои замечательные изделия было гораздо легче на внутреннем российском рынке. Елец стал крупным центром кружевной торговли.
На внутреннем рынке в России елецкое и вологодское кружево имело огромный спрос.

Обратите внимание: Как сказка превратилась в ад..

Кружевные изделия были ходовым товаром, поэтому сбыт и торговля кружевным товаром стали монополией скупщиков и различных перекупщиков, которые господствовали на рынке, диктовали цены. Все доходы шли в карманы елецких и приезжих купцов. В Елец приезжали за «русским» кружевом купцы из Варшавы, Одессы, Хельсинки, Украины, Сибири и Крыма.


Наиболее крупными скупщиками кружев в Ельце были Орловы, Левыкины, Мямлины, Малохановы. В городе в конце XIX — начале XX века самой крупной скупщицей была госпожа Икрянникова, она много лет поставляла елецкое кружево Московскому губернскому кустарному складу, который сбывал изделия в страны Европы. Крупные купцы покупали кружевной товар оптом, чаще всего их поставщиками были средние и мелкие скупщики, которым крупные купцы «давали возможность как-то жить».
Крупные скупщики, кроме оптовой скупки, покупали кружева на базаре, на дому у кружевниц по заказам, через своих агентов, скупали в деревнях у сельских торговцев…
С.А. Давыдова сообщает: «В связи с тем, что скупщики снижали цены на кружева, покупали у кружевниц весь товар без браковки, хорошие и плохие изделия по одной цене, тонкое и изящное плетение должно было уступить место более грубому и жидкому кружеву».
Почему так произошло? Ответ на этот вопрос дали материалы Российской комиссии по кустарным промыслам 1886 года: «Дешевые цены, предлагаемые скупщиками кружевницам за их изделия, дают им повод небрежно относиться к своему рукоделию».


Мастера используют худшие материалы, сокращают сложность узора, потерю в цене они пытаются наверстать скоростью в работе. Так на рынке появляется низкосортное, жидкое «мыльное» кружево»,
Чтобы спасти народный промысел, активизировалось Елецкое Земство, которое помогло открыть 4 кружевных школы: в селах Большие Извалы (1908), Паниковце Воронецкой волости (1909), Грунином Воргле Ястребинской волости (1910) и Рябинках Казацкой волости (1912), в которых не только учили кружевоплетению, но и помогали мастерицам приобретать нитки и сколки и получать и отправлять заказы.
Такую же задачу выполнял Кустарный частный склад А.А. Стаховича, открытый в Пальне-Михайловке в 1891 году. А в 1892 году в этом же имении была  создана частная школа – Паленское кружевное училище. Ее учредителем и попечителем стала Надежда Александровна Стахович (по мужу Огарева, 1854-1919). Заведовала училищем Александра Богдановна Панги, «опытная и интеллигентная кружевница, окончившая курс в образцовом училище Новосильцевой».
«Одним из ближних к Ельцу центров кружевного промысла в уезде было с. Пальна, имение Стаховичей. Семья елецких дворян Стаховичей широко известна своей ролью в культурной жизни России. Пальну посещали Л.H. Толстой, И.Е. Репин, К.С. Станиславский. «К семье Стаховичей я всегда относился с особым уважением, Александр Александрович, Софья Александровна и Михаил Александрович тогда навещали меня. Они были приверженные пушкинианцы, за что я посвятил им свою картину «Пушкин на набережной», — так писал И.Е. Репин в своих воспоминаниях 7 сентября 1913 года. Великий русский художник И.Е. Репин неоднократно посещал в Пальне Стаховичей, написал там несколько своих лучших картин». (С.П. Ершов).


В школу принимались девушки-подростки из бедных крестьянских семей. Они жили на полном пансионе и обучались в течение четырех лет грамоте и искусству кружевоплетения. Самых талантливых учениц направляли учиться в Петербург, в Мариинскую практическую школу кружевниц и коврового ткачества. Паленская школа в Петербурге имела свой кустарный склад, который отправлял в Париж и в другие города Европы изделия елецких кружевниц.
В 1893 году в селе Свишни Долгоруковского района в своем имении открывает «Школу сельского хозяйства и домоводства с ремесленными отделениями...» помещица Мария Ивановна Колпенкая (1847-1915 гг.).
«Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название «елецкий валансьон», с этим названием они продавались и в России. Но «елецкое кружево» отличалось от французского не только по традиционно русским особенностям, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и приёмам кружевоплетения.


Французские модные кружева 1890-х годов плелись одинаково тонкими нитками, поэтому узоры, кружева как бы утопали в светлом фоне, теряли чёткость и художественную выразительность; елецкие кружевницы для большей выразительности рисунка изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива, узора выкладываются более толстой ниткой, или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне.
В отличие от французских кружевниц, елецкие мастерицы для большей чёткости, выразительности узоров и композиций фон изделия, прозрачную сетку и узоры плели нитками из шелка и бумаги различной тонкости, причем елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, некоторые из них были доступны для плетения только елецким мастерам; французские, да и в некоторых регионах русские кружевницы, при парной технике плетения начинают и заканчивают работу над кружевом с одним и тем же количеством коклюшек.
Елецкие кружевницы в зависимости от сложности рисунка для большей рельефности и чёткости рисунка добавляют или снимают некоторое количество пар коклюшек.
Спрос на кружево «елецкий валансьон» был настолько велик, что ни елецкие кустарные склады, ни три школы: Казацкая, Паленская и Свишенская – не могли выполнять заказы Москвы, Петербурга и Парижа. На елецкий рынок приезжали скупщики кружева, купцы из Варшавы, Прибалтики и всей Российской империи. Елецкий уезд до 1913 году был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства. Ежегодно Елец продавал кружева на сумму более миллиона рублей» (С.П. Ершов).


Однако елецкий кружевной промысел не был чисто женским. Этой работой занимались не только женщины и девочки, но и мальчики, иногда даже мужчины. В исследовании кружевного промысла Ельца за 1886 год Софья Александровна Давыдова пишет: «Однажды пришлось видеть одного восьмилетнего мальчугана за кружевной подушкой в  селении Грамачихи… Мальчуган спешил изо всех сил, не отрывал глаз от подушки и упорно молчал. Под конец, однако, он не выдержал и отвечал: «вестимо, не весело плесть, да мать сказала, не пустит на улицу, коли урок не доплету». А уж как ему хотелось поскорее уйти! Целая кучка его товарищей в это время змея пускали, а он, бедняга, должен был сидеть за кружевной подушкой, да к тому же и прятаться, чтобы сверстники не видали, а то «совсем засмеют».»
Впервые Европа познакомилась с елецкими кружевами елецких мастеров на Всемирной выставке в Вене 1873 году, где они вызвали восхищение. В 1882 году произведения елецких мастеров участвовали в Московской художественной промышленной выставке и были отмечены дипломом за разнообразие и качество кружевных изделий.
В годы первой мировой войны кружевной промысел в Ельце пришел почти в полный упадок. Не было сырья, уменьшился спрос на изделия. Многие кружевницы вынуждены были оставить любимое дело.
Однако в 1924 году кооперативные артели кружевниц объединились в Елецкое товарищество, в 1924 году оно преобразовывается в «Елецкий союз кружевниц», а в 1936 году елецкие кружева получают на Международной выставке в Нью-Йорке «Большой золотой медали». В 1937 художественные изделия елейкиъх мастериц вновь завоевывают «Золотую медаль» на Международной выставке в Париже.


Интересно, что в 1920-е годы елецкие мастерицы стали вводить в кружева элементы советской эмблематики, потреты вождей, изображения тракторов, самолетов, парашютов, то есть появился не только так называемый агитационный фарфор, но и агитационный текстиль.
Во время Великой Отечественной войны кружевные артели были на два года переведены на изготовление теплых вещей для бойцов: шили рукавицы, белье, носки. В результате многие образцы кружев были утеряны, большинство сколков, хранивших интереснейшие старинные узоры, сгорели.
В 1943 году в Указе Правительства СССР объявляется о решении восстановить елецкий кружевной промысел и открыть школу по подготовке мастеров кружевоплетения.
С тех пор кружевное производство в Ельце не прекращается. Однако в 1990-е годы производство хлопчатобумажных кружев по всей России настолько возросло, что продукция ельчан стала терять рынок сбыта. В 1996 году «Елецкие кружева» были на грани банкротства.  Однако все трудности удалось преодолеть, сейчас «Елецкие кружева» сотрудничает с 60 регионами России и ближним зарубежьем.


Коллекции елецких кружев хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии, Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Липецком, Орловском, Елецком краеведческих музеях.


В 2000 году в Ельце был открыт частный Дом-музей елецкого кружева усилиями коллекционера и мецената Евгения Павловича Крикунова. К слову он открыл в городе не только пять частных музеев, но еще и 4 памятника.
На месте 2-этажного особняка когда-то был заброшенный дом, который Крикунов купил, достроил и открыл в нем для бесплатного посещения Музей елецкого кружева. Посетители же просто могут оставить небольшой взнос по желанию на оплату коммунальных расходов. В интервью коллекционер вспоминал, как собирал коллекцию кружевных изделий по деревням, заказывал кружевницам определённые орнаменты и рисунки, как отбирал современные изделия. Сейчас в экспозиции есть экземпляры с более чем вековой историей.

Музей расположен по адресу: Елец, ул. Октябрьская, 108.

(с) Наталия Будур, Зелимхан Евлоев, фотографии и текст.

Фотографии сделаны в Краеведческом музее Ельца и Доме елецкого кружева.

#елец #елецкие истории #елецкие кружева #история россии #кружевоплетение #кружево #внутренний туризм #малые города россии #мария еромолова #куда поехать в россии

Еще по теме здесь: История.

Источник: Кружевная сказка. Елецкие истории.