Скандинавы на волоках
Особую роль в истории Древней Руси играл Волхово-Днепровский путь длиной около 1500 км – тот самый путь «из варяг в греки», соединявший варварскую Европу с Византийской империей. Именно вдоль него формировались крупнейшие экономические и политические центры Древней Руси.
«Повесть временных лет» (ПВЛ) описывает его на первых же станицах: «…был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, и по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И о тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю ко Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».
Летописец отмечал и другой вариант северной части пути из Балтийского моря в Западную Двину и далее через волоки в Верхнее Поднепровье и далее по Днепру до Черного моря. Здесь значительное расстояние приходилось преодолевать волоком по суше между Ловатью, Западной Двиной и Днепром с водными участками по малым рекам (Усвячя, Каспля, Лучеса и т.д.).
Скорее всего, основная навигация проходила тут весной по высокой воде. Данный вариант пути приобрел особое значение с середины Х века, благодаря выходцам со скандинавского острова Готланд, расположенного в Балтийском море относительно близко к месту впадения в него Западной Двины (латышское название – Даугава).
Ключевую роль стал играть город славянского племени кривичей - Полоцк (древнескандинавское название – Palteskja). Здесь появляются предметы скандинавского происхождения и клады серебряных арабских монет-дирхемов, свидетельствующие о развитии торговли с юго-восточными землями. Самый известный полоцкий князь имел скандинавское имя – Рогволод (древнескандинавское имя - Rognvaldr), который по свидетельству ПВЛ «пришел из-за моря».
Одна из версий связывает его имя с важным понятием в северогерманской культуре – Рагнарок («Гибель богов»). Как считают некоторые исследователи, оно является отражением реальной климатической катастрофы, постигшей Скандинавию около 4000 лет тому назад (тогда климат там изменился со «среднефранцузского» на приполярный).
Современные ученые предполагают, что он не принадлежал к клану Рюриковичей, более того, возможно, что он прибыл на Русь не по приглашению местных племен – «по ряду», а заявился сам со своей варяжской дружиной. Широко известна дальнейшая история: когда дочь варяга Рогнеда отказалась выйти замуж за князя Владимира, тот напал на Полоцк, убил Рогволода и его двоих сыновей, а Рогнеду взял в жены насильно.
Рогволод, как и большинство гнездовских скандинавов, скорее всего был готландцем, а Рюрик - потомком западных поморских славян и данов (датчан), тогда как основная часть скандинавов в Старой Ладоге, Новгороде и, вероятно, в Киеве происходила из Средней Швеции, то есть была свеями, веками сильно отличавшимися от готов-готландцев.
Ближайшим соседом Полоцка на данном варианте пути был ранний Смоленск – Милиниски, как он назывался в византийских источниках, ныне прочно ассоциируемый с археологическим комплексом Гнездово в 12 км к западу от современного Смоленска. Два городища (Центральное и Ольшанское), примыкающие к ним селища и курганные могильники Гнездова раскинулись на площади около 450 га (только посад занимал 30 га – гигантская территория для раннего средневековья), расцвет этого важного протогорода Древней Руси пришелся на вторую половину Х века.
Тут были обнаружены не только детали оснащения деревянных ладей-однодревок (моноксилов), которые, судя по всему, переоснащались в ходе длинного пути из варяг в греки, но и следы своего рода раннесредневекового порта. В местной гавани, ныне представляющей собой небольшую лужу од названием «озеро Бездонка», прямо у рвов и валов Центрального городища, некогда соединявшейся с Днепром через речку Свинку (ныне ручей Свинец), были найдены типичные для эпохи викингов причалы. Они представляли собой дощатые настилы, уложенные на циновки из бересты.
Расцвет порта в Гнездово пришелся на IX-X века, причем в более поздней стадии основная активность была перенесена на берег Днепра. Прямо там кузнецы ковали новые или ремонтировали старые металлические заклепки для ладей, а смолокуры, давшие название Смоленску-Милиниски, смолили их деревянные корпуса. От берега к городищу вел высокий вал – единственная сухая дорога во время весенних половодий, когда Днепр затоплял всю пойменную часть примыкающих к городищу селищ. Похожая структура поселения существовала вокруг знаменитой церкви Покрова на Нерли в Боголюбове недалеко от Владимира, где по весне пойменные луга полностью заливаются и в наши дни. Там действовала речная таможня в месте слияния Нерли и Клязьмы.
Небольшое видео Днепра в Гнездове.
В пойменной части Гнездова в двух селищах (Восточном и Западном) также работали многочисленные мастерские. Тут были найдены следы местного производства украшений для женщин славянского племени кривичей, однако часть местных мастеров изготавливала изделия в чисто скандинавском стиле. Характерно, что местные жители использовали арабские монеты не как средство денежного обращения, а чисто как драгоценный весовой металл, разламывая дирхемы на половинки и четвертинки – именно так обычно поступали все германские «варвары».
И даже византийские монеты (медные фоллисы, серебряные милиарисии, золотые солиды) не участвовали в торговом обороте. Они сохранялись как пресловутые скандинавские клады и напоминания о военных походах либо дарились женщинам в качестве более позднейших «цыганских монисто».
Особо примечательны найденные учеными 10 медных монет византийского императора Феофила (правил в 829-842 годах). Аналогичный клад на территории Восточной Европы обнаружен только на Рюриковом городище близ современного Новгорода.
Анализ около 4000 гнездовских курганов, объединенных в 8 групп (каждая соответствовала отдельному поселению), привел ученых к выводу о том, что скандинавы составляли не менее четверти местного населения. Они преимущественно относились к членам местной скандинавской княжеской династии и дружины князей-конунгов – выходцев с острова Готланд и из Средней Швеции. В 6 больших курганах Гнездова высотой более 2,5 м и диаметром более 20 м были обнаружены захоронения скандинавского типа. Большинство из них сооружены в 960-х годах, когда древний Смоленск был захвачен и подвергся разорению со стороны киевской правительницы – княгини Ольги (предположительно, она сама была скандинавкой, происходившей с территории современной псковской области, где жили викинги (в основном шведы-свеи), славяне (псковские кривичи) и финно-угры (эсты-чудь)).
Возможно, что поход киевской дружины на Милиниски-Гнездово возглавил воевода скандинавского происхождения – Свенельд, переживший сразу троих киевских князей. Он зарекомендовал себя как успешный каратель, подавивший восстания уличей и древлян, так что Ольга вполне могла отправить его с аналогичной миссией вверх по Днепру.
Историки относят смерть Свенельда к 977/980 году – возможно, что он и погиб во время данного похода или умер уже в Гнездово, где мог быть посажен в качестве киевского наместника. Интересно, что широко известное погребение высокопоставленного скандинава в кургане Черная Могила в Чернигове также можно соотнести с захоронением Свенельда.
К XI веку материальные следы пребывания скандинавов на территории Древней Руси фактически исчезают. Часть варягов вернулась домой, часть ассимилировалась со славянами. Считается, что одними из позднейших их проявлений являются частично искаженные рунические знаки на костях животных XII-XIV веков, которые были найдены на городище Масковичи (современная Беларусь). В Смоленске была обнаружена берестяная грамота XII века, процарапанная младшеруническим алфавитом и свидетельствующая о приобретении участка земли человеком со скандинавским именем Вискар (Висгейр).
Также поздним скандинавским следом считается такая деталь височных колец женщин кривичей (височные кольца – характерная деталь материальной культуры именно славян), как то, что их концы были перевиты и завязаны двойным узлом. Такие кольца с данной характеристикой были в ходу вплоть до XII века.
Обратите внимание: О том, как Скандинавы покорили весь мир.
Неудивительно, если учесть, что рудименты культуры и языка германцев-готов сохранялись в Крыму еще дольше.Антинорманист превращается в…
Одним из основных исследователей Гнездова стал Д.А. Авдусин (1918-1994), который вел здесь раскопки в течение около 40 лет (его именем даже названа улица в одноименной деревне, а на раскопки теперь приезжает его внучка). Он был ярким представителем антинорманизма – течения, истоки которого восходят еще к научной деятельности Михаила Ломоносова, активно боровшегося с засильем «германцев» в современной ему России.
Еще В.И. Сизов, который вел раскопки в Гнездово в 1881-1901 годах, отмечал: «Несмотря на то, что в гнездовском могильнике более чем в каком-либо другом найдено вещей так называемого скандинавского стиля, преимущественно IX-X веков, что указывает несомненно на сношения с Балтийским морем… мы все-таки должны заметить, что количество этих вещей по отношению к количеству раскопанных курганов и к вещам иного характера не представляет нам варяжского элемента господствующим в Гнездове, а скорее сообщает лишь известной части могильника варяжско-аристократический или дружинный характер…».
В силу объективных исторических причин Д.А. Авдусин просто не мог стать если не антинорманистом, то хотя бы «антигерманистом»: едва окончив кафедру археологии под руководством знаменитого исследователя Новгорода А.В. Арциховского на историческом факультете МГУ, в 1942 году он отправился сразу на фронт, откуда вернулся на кафедру аспирантом уже в 1945 году. По воспоминаниям Н.Я. Мерперта, он оставался первое время военнослужащим и приходил на кафедру археологии в «видавшей виды гимнастерке».
В 1949 году он опубликовал работу с характерным названием «Дружинные курганы кривичей», где рассмотрел курганные могильники со скандинавским инвентарем в Гнездове (150), Михайловском (100) и Тимереве (20). Ученый-фронтовик, только недавно видевший немцев в окопах, настаивал на том, что только два захоронения из всех имели скандинавские черты (сожжение в ладье, порча оружия, каменные выкладки, откровенно скандинавские вещи). Тогда же Д.А. Авдусин написал свою работу «Варяжский вопрос по археологическим данным», где снова противился «созданию русской государственности варягами».
Именно в 1949 году ученый раскопал в Гнездове ныне знаменитый курган Л-13, где был захоронен мужчина по скандинавскому обряду – в сожженной ладье с испорченным оружием и железной гривной. Как раз тогда была найдена легендарная амфора со славянской надписью «гороухща», что Авдусин использовал для антинорманистской аргументации: «Находка в кургане русской надписи говорит и о том, что погребенный в нем человек не был скандинавом… Но здесь же, кроме надписи, найдено славянское височное кольцо и бусы от подобных же славянских украшений». Современные исследователи Гнездова (например, В.В. Мурашева) объясняют такое сочетание тем, что варяг был похоронен в сопровождении женщины-жертвы – его прижизненной жены или наложницы.
В дальнейшем, Авдусин признавал скандинавскими из 700 раскопанных при его жизни гнездовских курганов только два и называл норманнов «рядовыми наемниками, о которых упоминают русские летописи». Ученый исследовал множество погребений, среди которых встречались и рядовые дружинники, и женщины различных социальных слоев, и оружейники и ювелиры, и, конечно, местные князья-конунги.
Еще в 1957 году он выступал «против норманнского характера русской дружины» и считал, что тысячи гнездовских курганов – это кладбище жителей не Центрального и Ольшанского городищ, а «Смоленска, находившегося там же, где он стоит и сейчас». Несмотря на такие взгляды, ныне признанные заблуждениями, Авдусин создал целый ряд учебных пособий по полевой археологии, по которым училось не одно поколение отечественных археологов.
К середине 1990-х годов, когда под руководством Авдусина были проведены раскопки на Центральном городище и селище Гнездова и вскрыты денежно-вещевые клады с явно скандинавскими находками, ученый уже стал пытаться примирить свою теорию с его критиками из Ленинграда.
Он был вынужден признать активное проникновение на Русь множества норманнов, но настаивал на том, что оно происходило уже во время существования государства. В представлении Авдусина «дружинные курганы» с захоронениями скандинавов стали символом «русского феодализма».
Ученому пришлось все же признать скандинавскими такие откровенно варяжские находки в Гнездове, как молоточки Тора и женские овальные фибулы. Авдусин также поддержал версию своих учеников (Петрухина и Пушкиной) о гибели древнего Смоленска-Гнездова в результате насильственного установления над ним центральной княжеской власти из Киева.
Впоследствии Т.А. Пушкина (1945-2020) многие годы вела исследования Гнездова. Именно она еще в своей работе 1972 года высказала мысль о том, что присутствие на территории Древней Руси овальных фибул скандинавского типа означает оживание здесь самих скандинавок.
В своей последней научной работе Авдусин подверг сомнению сам факт принадлежности Гнездова к славянской культуре. Но речь идет здесь не о скандинавах: «Представление об исконном славянстве кривичей сильно поколеблено… кривичи ославянялись на заключительном этапе своей истории, а инвентарь длинных курганов несомненно балтский, соответствует этносу погребенных».
Действительно, на правом берегу Днепра у впадения в него ручья Свинец были сделаны находки керамики тушемлинского типа еще V-VII веков (тушемлинско-банцеровская культура является одной из культур днепровских балтов). Восточнее гнездовского городища были найдены характерные для балтов захоронения костей в грунтовых погребальных ямках, а на самом Центральном городище – фрагмент псалия с клювовидным окончанием, который может быть связан с прибалтийскими древностями V-VI веков.
Иначе говоря, Гнездово изначально являлось балтским, а не славянским или скандинавским городищем. Более того, балты, судя по всему, продолжали жить в Смоленске-Милиниски IX-X веков, и большой вопрос, когда именно кривичи стали окончательно славянским племенем.
В заметке использованы материалы выставки "Викинги. Путь на Восток" в ГИМ и фото из личного архива автора.
Использованная литература:
В.В. Мурашева, С.Ю. Каинов, «Викинги. Путь на Восток», Исторический музей, Москва, 2020
«Гнездовский археологический комплекс. Материалы и исследования», Выпуск 2, Исторический музей, Москва, 2021
T. Capelle, C. Fiscer, Ragnarok – Odins Verden, Silkeborg Museum, 2005
(Продолжение следует).
Также в разделе:
Остров Готланд и будущая Киевская Русь
Музей славянского поселения в Гнездово
Клады древнего Смоленска (серебро славян и викингов)
Украшения женщин Древней Руси
Кто уничтожил древний Смоленск?
Немецкая божница в Смоленске - наследие Великой Моравии?
Женщины Древнего Новгорода
Антинорманистам на заметку: почему во Франции нет "антифранкской" теории?
Древний Смоленск и его скандинавская княжеская династия
Мемориальный комплекс «Катынь» (о расстрелах сотрудниками НКВД советских граждан)
Загадочные лабиринты Севера…
Кто такие карелы и чья Карелия?
Тайна Черной Могилы в Чернигове
И половцы нас терзали, и печенеги… А берендеи не терзали
Еще по теме здесь: История.
Источник: Кто организовал путь «из варяг в греки»: славяне, скандинавы или….