Кулачный бой у южных славян («шакаще», «шакати се», «шакам се», «песничаще» - у сербов и хорватов; «юмручен бой», «бой с юмруци», «пестничен бой» - у болгар; «boj s pestmi» - у словенцев), как и у восточных славян (русских, украинцев и белорусов), по которым он больше всего нам известен, имеет древнюю и долгую историю, и вполне возможно, общие с восточными, впрочем как и западными славянами, корни. И также, как у восточных славян, кулачный бой южных славян или, точнее, его организация была связана с календарными праздниками и часто была наполнена ритуальным смыслом, как, например, «сражение» двух групп на масленицу у фракийских болгар или противоборство двух партий («каштелане» и «николеты») за большую зеленую ветвь 1 мая у хорватов в Дубровнике.
Устройство кулачных боев носило состязательно-соревновательный характер.
У некоторых народов, как, например, у черногорцев, он включался в комплекс традиционных состязаний, проводимых во время праздников и торжеств. У тех же черногорцев кулачный бой был той дисциплиной, которой к 14-ти годам должен был быть обучен каждый подросток, о чем встречались свидетельства еще в XIX веке: «К 14-ти летам его образование вполне окончено. Он пишет необыкновенно легко и грациозно; в борьбе, в кулачном бою, в метании камней - рукой и пращей, в метании диска - он напоминает древнего грека». [238]
В средневековых и позднесредневековых городах, например, в Дубровнике, некоторым навыкам кулачного боя специально обучали рабочих в отдельных ремесленных организациях. Хорватский историк Д. Маревич на основе изученных итальянских источников доказал, что в XVI веке кулачный бой являлся неотъемлемым элементом городской культуры в Далмации. [272, с. 887-888]
Что касается техники, то удары наносились как сжатой кистью - кулаком, так и раскрытой - ладонью. Последние, в некоторых местах даже преобладали над первыми. Интересно отметить, что сербохорватский термин «шакаще» или «Бакане» образован от слова «шака» - раскрытая рука, ладонь; сюда же относятся: «шакатам» - бить ладонью или бить пригоршней, «шакати се» - драться ладонями.
Относительно того, наносились ли удары ногами, к сожалению, автору ничего неизвестно. Но, например, у черногорцев - скорее всего нет, так как у них получить от кого-либо удар ногой считалось серьёзным оскорблением, даже унижением.
«Высочайшею обидою в Черногории считается ударить Другого ногой или чубуком. Эта обида наказывается высокою Ценою. Если же обиженный не вынесет обиды и убьет обидевшего, то он не считается преступником». [144, с. 146-147]
Хотя утверждать, что черногорцы не знали ударов ногами, будет ошибочным. В некоторых описаниях сражений черногорских четников с турками и албанцами иногда можно встретить выражение «пнул ногой». К тому же пинок, как действие, встречается в некоторых черногорских играх, например, в записанной П. Ровинским игре деж: «Двое садятся на пол, согнувши колени, куда продевают палку, а после под торчащие вне колен концы палки продевают руки, которые привязывают к ней. В таком положении толкаются ногами, стараясь ударить главным образом сбоку, чтобы повалить противника на сторону, после чего он уже не в состоянии больше подняться; а тогда победитель толкает его сколько душе угодно, по всей комнате, пыхтя при этом как еж». [155]
Не менее оригинальной, чем игры с пинками и ударами ногами, являются игры с нанесением ударов руками. К таким играм, например, относится черногорская игра, которую смело можно отнести к одной из разновидностей кулачного боя.
«Двое становятся на четвереньки, а двое садятся на них верхом. Это два всадника, которые сходятся и стараются один другого ударить сбоку, причем держат руки при лице для отражения удара, и чтобы в свою очередь тотчас ударить противника. Бьются до тех пор, пока один другого не повалит на землю». [155]
К слову, подобная игра под названием «Сепетчи дайцы» («Дядюшка корзинщик) отмечена у турок.
«Двое ложатся, упираясь локтями или ладонями и коленями, а спины выпрямляют; головы у них, приходясь одна против другой, соприкасаются между собой. Два других мальчика садятся им на спины, поджав под себя ноги; между ними происходит следующий диалог:
- Селямун алейкюм, дядюшка-корзинщик!
- Алейкюм селям, дядюшка-корзинщик!
- Ты что ли корзинщик, или я?
- И ты - корзинщик, и я.
- Да стало быть, и ты - корзинщик, и я; как же оба мы будем жить на этом свете? Ну-ка, приложи одну руку к лицу, а другую - к колену, держись крепче, посмотрим!
Так говорят, первый мальчик мочит свою руку и с силой ударяет другого по руке, которую тот держит перед самым лицом. Если тот мальчик от пощечины упадет, мальчики, нахолящиеся сверху, должны лечь вниз, а те, что были внизу, садятся на них; если же тот мальчик устоит, то он, в свою очередь, поведет разговор и ударит соседа. И так продолжается, пока кто-нибудь из них не упадет». [47, с. 24-25]
Если с первой игрой все понятно - обычный кулачный бой, оформленный в виде поединка всадника, то относительно второй - «сапетчи дайцы» - надо сделать пояснения.
Первое - перед обменом ударами между участниками происходит диалог. Диалог между соперниками как ритуал, предшествующий поединку, характерен для воинской и состязательной культур многих народов мира. Очень часто он служил средством, в основном, условным, найти повод и обозначить причину поединка, так как ничто в мире без причины не случается, и просто так, встретившись где-нибудь на дороге, два человека не начнут между собой драться. Кроме того, подобный диалог в виде припевок служил хорошим средством «заводки» перед схваткой; в них содержались насмешки по отношению к противнику, подчеркивались собственные достоинства. У македонцев и сербов ругань (макед. пцувка, пцоста; серб, псовка) очень часто предшествовала заранее запланированной драке.
Впрочем, искать «причину к поединку» и «заводить» себя на бой могли не только словами, но и определенными действиями, как, например, это встречалось у южных славян. Причем у них это иногда выглядело довольно вульгарно: «Вульва как средство символической борьбы и защиты при вооруженных столкновениях известна была черногорцам (племя пипери). Одна из женщин поднималась на возвышение на позиции одной из сторон, задирала платье и, похлопывая по гениталиям, выкрикивала бранные слова, бросая вызов противнику, какому-либо конкретному лицу или всему войску в целом. Стрелять же в женщину считалось позором. Обычай дразнить противника подобным образом был зафиксирован в начале XVII века и У русских... В групповых играх (салки и т.п.) сербские дети часто, чтобы подзадорить противника, похлопывали себя по гениталиям рукой. [168, с. 494-495]
Второе - «мочит свою руку». Здесь видимо, отражен обычай «плевать в руку» перед дракой, кулачным боем, борьбой или предстоящей работой, который, например, встречается на Западной Украине: «Селяни мають звычай перед каждою тяжкою башкою».
Хороший удар кулаком ценили не только южнославянские народы и турки, но и венгры. Об этом сообщает Т. Дёмётёр в публикации о весенних праздниках венгров: «В селениях, расположенных по течению реки Ньярад, короля на три дня праздников избирали мальчики, он организовывал игры, пение. Королем также становился победитель игр-соревнований или драки».
(Как известно, драка принявшая форму игры или состязания, т.е. регулируемая правилами, это кулачный бой).
Самыми знаменитыми практиками кулачного боя, как известно, были древние греки. Именно у них, по утверждению Л. Куна, впервые четко выразилась тесная связь между техникой и тактикой боевых акций в спортивных состязаниях.
Историю кулачного боя (пигме, пугмахиа, пике) древних греков условно можно разделить на несколько периодов.
Первый - период употребления «мейлихай» или «стро-фиа» - относительно мягких ремней, сделанных из бычьей кожи, сыромятной или пропитанной маслом для придания ей мягкости и гибкости. Эти ремни применялись для значительного увеличения силы удара, а также для защиты рук от возможных повреждений.
Длина «мейлихай» была от 3 до 3,5 метров, а способ бинтования заключался в следующем. Ремень обматывали несколько раз вокруг четырех пальцев, далее он проходил по диагонали через наружную часть ладони, после чего заламывался несколько раз вокруг кисти и иногда шел немного вверх по предплечью. К. Градополов считал, что существовали и другие способы завязки, так как на изображениях с древних ваз процесс бинтования начинался с предплечья и иногда с пальцев.
Во втором периоде «мейлихай» начали заменять на «сфай-рай», или «сфера». Это были более твердые и толстые ремни, снабженные иногда металлическими пуговицами или гвоздями, от чего их в шутку называли «мирмекс» - муравьями.
«Эти перчатки состояли из двух частей - самой перчатки и крепкого кожаного кольца, окружающего суставы. Это кольцо было сделано из трех полос грубой кожи, оплетенных тонкими ремешками. Кольцо имело примерно 2,5 см ширины и 1,2 см толщины: края его были острыми. Перчатка, как правило, доходит до половины предплечья и заканчивается толстой полоской из овечьей шкуры (с руном), назначением которой, без всякого сомнения, является защита руки от повреждений такой перчаткой, удар которой по действию равен удару современного кастета.
Судя по форме и расположению ремней, сама перчатка имела мягкую внутреннюю подкладку. Перчатки такого типа, правда, с небольшими изменениями, продолжали находиться в употреблении до I столетия до нашей эры».
Третий период можно обозначить появлением «цесты» —тяжелой перчатки римского происхождения, в которую вкладывались свинец и железо.
«На Олимпийских играх их не применяли; такие перчатки могли фигурировать только на гладиаторских играх, производившихся в тех частях Греции, которые были под властью Рима, а они не занимали никакого места в истории греческих атлетических игр раннего периода.
Невежественные в искусстве кулачного боя римляне решили, что сила атаки должна быть увеличена весом перчатки; они не принимали греческих достижений, заключавшихся в том, что резкий и быстрый удар в бою дает больший эффект, чем медленный и тяжелый. Кроме того, чем тяжелее вес перчатки, тем медленнее удар, поэтому противнику легче применить защиту и уйти от удара.
Другой вид римских перчаток представлял собой твердый шар, на тыльной стороне которого имелись специальные зубцы. Рука же была защищена рукавом из овечьей шкуры, доходившим до самого плеча и укрепленным ремешком. Римское влияние сказалось также и на том, что бойцы бились не обнаженные, как греки, а в хитонах, приспущенных на правом плече». [48, с. 7]
Во время боя оба противника занимали удобные позиции и начинали наносить удары. Бой ограничивался правилами, по которым они не должны был и друг друга таскать, обхватывать или пускать в дело ноги. Сражались без ограничения во времени, до тех пор, пока один из них не побеждал.
Техника и тактика боя, по мнению известного тренера К.В. Градополова, представляли собой следующее.
«Стиль боя. а) Позиция. Почти на всех вазах бойца изображали готовым к атаке: корпус выпрямлен, голова держится прямо, левая нога выставлена немного вперед и слегка согнута, ступни ног достаточно расставлены. Все это дает правильное положение, удобное для быстрого движения вперед. Левая рука вытянута вперед (иногда она сжата в кулак, иногда пальцы раскрыты). Правая рука отведена назад для удара, локоть иногда опущен, но чаще поднят на высоту плеча, а иногда и выше его.
Боевая позиция с вытянутой левой рукой обеспечивала защиту головы и держала противника на почтительном расстоянии, но оставляла корпус открытым; эта ошибка была бы гибельной в ограниченном пространстве современного ринга. Позиция с открытым корпусом характерна для всего греческого кулачного боя.
б) Удары. Такая особенность позиции греческих бойцов, как открытый корпус, была связана с тем, что удары наносились исключительно в голову, а удары по корпусу или не были известны, или считались запрещенными. О таких ударах в античной литературе упоминается, как о неточных: их наносили неискусные бойцы. Указанная особенность резко отличает греческий бой от современного.
По изображениям на вазах, на первый взгляд, кажется, что левая рука применяется только для защиты, а правая - для нападения. Хотя момент нанесения удара правой рукой почти никогда не изображается, все же правый кулак почти всегда сжат и отведен для нанесения удара.
Движения вправо с вытянутой левой рукой затрудняло возможность нанесения удара с правой руки. При неподвижном положении здесь возможно нанесение удара типа свинга поверх вытянутой левой руки по подбородку. Естественно, что противник был наготове и уходил, двигаясь вправо от такого удара. Обычно картина боя сводилась к тому, что противники кружили один вокруг другого без всякого видимого результата. Положение правой руки на изображениях указывает на то, что эта рука употреблялась, главным образом, для нанесения ударов типа крюка, апперкота и свинга.
Вытянутая левая рука противника исключает возможность нанесения прямого удара с правой руки без отбития ее в сторону. Поэтому, прямые удары обычно наносились левой рукой при позиции левым боком вперед.
в) Защита. Современные боксеры говорят, что употребление перчаток исказило природу искусства самозащиты, так как при ведения боя в перчатках боксер может вынести те удары, которые были бы решающими, если бы бой велся голыми кулаками. Это относится и к защите греческих бойцов, у которых ремни на кулаках не смягчали действия удара.
Греческий боец хорошо знал защиту уходом. Дефектом в его стиле была принужденная неповоротливая высокая защита головы левой рукой, так как ударов в корпус не было.
г) Тактика. Греческие бойцы имели обширное, не ограниченное ничем пространство для ведения боя, и, таким образом, не имели возможности загнать противника в угол. Так как ограничения по времени не было, а пространство для боя было большое, то тактика нападения не играла большой роли и быстрый темп вымотал бы силы бойца без результата, решающего судьбу боя. Следовательно, применялась оборонительная тактика с осторожностью и осмотрительностью, и обычно бой протекал в медленном темпе, что сильно отражалось на его продолжительности».
Тренировались кулачные бойцы чаще всего там же, где и борцы - в палестрах. Правда, в некоторых семьях искусство кулачного боя передавалось по наследству. Тренировки под присмотром отца, дяди или старшего брата могли проходить и во дворе дома.
Помимо тренировочных спаррингов, большое внимание греческие бойцы отводили вспомогательным упражнениям, к числу которых относились, например, упражнения с мешком (корикомахия). Мешок (корикос) изготавливался из шкуры и наполнялся финиковыми косточками или песком. В палестрах имелись специальные залы для упражнений с мешком, которые назывались «корикейон». Мешок подвешивали на высоте головы, в других случаях его опускали до уровня живота. Упражнений с ним существовало достаточно много, но большинство их в настоящее время неизвестно. К известным можно отнести упражнение, которое состояло в том, чтобы сильно раскачать мешок обеими руками, а потом ловко оттолкнуть его руками или грудью. Для более слабых в этом упражнении, как впрочем и при нанесении по мешку ударов, его наполняли фиговыми зернам или мукой, для более сильных - песком.
К числу рекомендуемых кулачным бойцам упражнений относилось также рытье земли лопатой и мотыгой.
Еще одним упражнением был «бой с тению» - «скиамахиа». Некоторые атлеты с такой красотой и изяществом упражнялись в «скиамахии», что отдельным из них, например, Клавку Кристию, даже воздвигали памятники.
Помимо кулачного боя «один на один», проводившегося на Олимпийских играх, о котором, собственно, и шла речь до этого времени, существовали и групповые ритуальные и военно-прикладные его виды. Например, групповой вид кулачного боя проводился еще во II тысячелетии до нашей эры на Крите и в Микенах:
«Это был групповой, своего рода «военизированный» кулачный бой, в котором бойцы, построенные двумя цепочками или в другом порядке, идут навстречу друг другу».