Ритуальные сражения народов Балкан

Ритуальные сражения народов БалканБалканский полуостров широко известен наличием большого количества самых разнообразных «ритуальных сражений», устраиваемых между двумя партиями людей, представляющих родовые, территориальные или социально-возрастные объединения, или группами обрядовых лиц, символизирующих борьбу двух начал (добра и зла, лета и зимы), которые совершались, как правило, на рубеже календарных сезонов.

Наиболее известными являются сражения между процессиями или дружинами участников календарных обходов, представляющих два села, два квартала или два разных конца села. Примером таких сражений могут быть македонские и сербские «русалските игры», совершаемые группами мужчин зимой в рождественско-новогоднее двенадцатидневье и летом в течение недели, во время церковного праздника троицы или на следующей за ней неделе.

«Русалийская дружина состоит обыкновенно из 20-60 парней «ли зрелых мужчин, вернее, из 10-30 пар, ибо состоящие в одной паре были неразделимы, представляя как бы одно лицо. <...> Собравшись в первый день Рождества у дома церковного настоятеля, они направлялись на игры, распростившись с домашними, как будто бы шли на войну: игры бывали в самом деле, столь кровопролитные, что многие так и не возвращались домой, погибнув в свалках; их хоронили на месте боя. <...>

На пути всякая дружина посылает разведчиков узнать, нет ли впереди другой, встречной дружины, чтобы с нею можно было разминуться. Если две дружины встретятся, то ни одна не уступит дороги другой, разве под условием, чтобы слабейшая, в знак покорности, прошла под скрещенными мечами сильнейшей. Так как это считалось унижением, то дело кончалось настоящим боем; убитых хоронили тут же, без церковных обрядов и отпевания».

Интересным обычаем, связанным с русальскими днями, является румынский кэлушарии или, как его называют в Ба-нате - кэлученаи.

«Компания из нечетного числа мужчин выбирала своего руководителя - старица, ватаф и других лиц, имевших определенные обязанности. Они готовили знамя отряда, одежду и оружие для его участников, сплетали из липового лыка большой бич. <...>

В глубокой тайне от остальных жителей села на заре русального дня кэлушарии собирались где-нибудь на холме и под скрещенными саблями, перед фигуркой вырезанного из дерева коня, и давали клятву не нарушать законов кэлушариев. После этого, под звуки танцевальной мелодии, вся команда трижды обходила в танце холм. <...>

...пока длился обряд (в некоторых районах страны он продолжался даже с Вознесения и до Русальных дней включительно), члены команды ночевали только под церковной оградой, стараясь не разлучаться друг с другом. Все это время кэлушарии ходили по округе из села в село, из дома в дом, заходили даже в города, отгоняли злую силу и занимались «исцелением» больных <...>

Нередко случалось так, что во время своих скитаний по округе сталкивались две команды из разных сел. Тогда разгорался настоящий бой, кончавшийся иногда убийством, но ни один судья не рисковал предать суду виновных, подчиняясь обычаю. Побежденная команда переходила в подчинение команде-победительнице на девять лет. Да и сами команды составлялись на девять лет. <...>

После завершения обряда все его принадлежности (знания, оружие, специфическая одежда и т.д.) тщательно разламывали, рвали и закапывали в землю, пометив место, чтобы случайно кто-нибудь на него не лег».

Интересно отметить, что оружие кэлушариев часто было, что называется, самым настоящим - боевым. Так у кэлушаров Ярдяла (Трансильвания) основным оружием были дубины, а в Банате - мечи, ножи, боевые топоры и молоток.

Специфичностью отличались сражения джемаларей (джа-малари, камилари) - участников святочного и масленичного ряжения в западной Болгарии, Македонии и южной Сербии. Сохранились предания о битвах дружин «джамаларей» с деревянными или настоящими саблями и палицами в руках.

Известно и о сражениях женских дружин (абарские «лазарицы», хорватские «ладарицы» и «кралицы», болгарские «лазарки»).

Кроме того, сражения часто устраивались между дружинами колядников (у сербов и болгаров), новогодних дружин «сурвакарей» у болгар, «юрашей», обходящих дома в Юрьев день у хорватов и т.д. У сербов Венгрии сохранились воспоминания о шествиях «буша» (мн. буше)-ряженых на масленице, которые, одетые в толстые шубы и оскаленные маски, сражались ножами и дубинками. Современные жители Мохача гордятся тем, что в далекие времена их предки изгнали турок из Мокачо, облачившись как раз в такие громоздкие костюмы.

Как уже известно, в подобных и других ритуальных сражениях их участники избивали друг друга до увечий, а иногда до смерти, при этом, убийство не наказывалось. У балканских славян известны топонимы «коледарско гробье», «джамаларско гробье», «русалийско гробище» (кладбище колядников, джамаларей, русалий»), связанные с легендами и реальными рассказами о битвах и захоронениях на этих местах участников ритуальных сражений.

Многие исследователи усматривают в подобных обрядах, например, в обряде русалий и некоторых других, пережиток мужских союзов. Как известно, вступление в дружину «русалиев» или «кэлушаров» предварялось испытаниями и предварительным обучением кандидата. Болгары и македонцы считали, что подросшая девочка обретает права взрослой девушки лишь после того, как она примет участие в лазарских обходах (один, а чаще три года подряд). Только по завершении трехлетнего цикла девушка могла принимать ухаживания парней, носить венок и т.д.

Еще одним видом ритуальных сражений у народов Балканского полуострова являются кровавые столкновения при встрече двух свадебных процессий. Их участники бились друг с другом иногда до смерти, например, у сербов известно «сватовско гробье».

К этому же виду относятся некоторые виды ритуальной борьбы, проводимой на свадьбах. Например, у болгар в Родопах и Фракии у дома невесты устраивалась борьба брата жениха с братом невесты за свадебное знамя невесты, а в районе Велеса с братьями невесты боролся жених.