Борьба у скандинавских народов

Борьба у скандинавских народовКак подчеркивают многие исследователи, практически у всех скандинавских народов из всех «телесных упражнений» самым употребительным и любимым была борьба («brydekamp» или «brydning» - у датчан; «bryning», «brytn-ing», «brytekamp» - у норвежцев; «brottning» - у шведов). Ее устраивали как во время традиционных праздников, так и просто в свободное от работы время.

Но и в том, и в другом случае участники состязаний придерживались установленных традицией правил. О них упоминается в «Саге о Битве на Пустоши»: «В то время у варягов и норманнов был обычай устраивать игры и соревноваться в борьбе». [73, с. 62]

Боролись не только мужчины и юноши, но и женщины, причем как крестьянки, так и весьма знатные особы. Свидетельство тому - эпизод из героического эпоса «Песнь о Нибелунгах», в основе которого лежат древние сказания времен Великого переселения народов. Песня «О том, как Брюнхильду приняли в Вормсе» повествует, что королевич Зигфрид Нидерландский помог Гунтеру в сватовстве к богатырской деве, исландской королеве Брюнхильде, которая дала обет выйти замуж за смелого и достойного воина. Зигфрид под видом Гунтера победил Брюнхильду в борьбе, но с большим трудом, так как королева была хорошим борцом и знала многие ухватки:

«Брюнхильдой принят Зигфрид и впрямь за мужа был: Едва в объятьях деву он стиснул что есть сил, Как сбросила с постели она его толчком, И о скамейку стукнулся с размаху он виском.

Смельчак, вскочив проворно, на ложе прянул вновь, Чтоб вынудить Брюнхильду принять его любовь, Но получил от девы столь яростный отпор, Какого из мужчин никто не встретил до сих пор.

Увидев, что паденьем не отрезвлен супруг, Она вскочила с ложа и закричала вдруг: «Вы мять мою сорочку дерзнули, грубиян, И будет вам за это мной урок вторично дан».

В охапку смелый витязь был схвачен девой милой. Связать его Брюнхильда, как Гунтера, решила, Чтоб он не смел тревожить ее во время сна, И за сорочку мятую с ним разочлась сполна!

Он был силен, но все же Брюнхильды не сильней И вскоре убедился, что шутки плохи с ней. Как Зигфрид ни боролся с могучею женой, Ей удалось его зажать меж шкафом и стеной.

«Увы! - храбрец подумал. - Пропали все мужья, Коль здесь от рук девицы погибну нынче я:

Как только разнесется везде об этом весть, Забудут жены, что на них управа в доме есть».

Король, дрожа за друга, весь обратился в слух. Тут Зигфрид устыдился, воскрес в нем прежний дух. Он с силами собрался и, преисполнясь гнева, Решил любой ценой сломить упорство королевы.

Король все ждал развязки, вперяя взор во мрак. Меж тем Брюнхильда руки врагу сдавила так, Что брызнул ток кровавый из-под ногтей его,  Но нидерландец доблестный добился своего.

И укротил Брюнхильду, превозмогая боль.

Он не сказал ни слова, но услыхал король,

Как богатыршу с маху на ложе бросил он

И так прижал, что вырвался у ней протяжный стон.

Она - рукой за пояс, чтоб им врага связать,

Но Зигфрид, увернувшись, сдавил ее опять,

И разом затрещали все кости у нее,

И деве обуздать пришлось тщеславие свое». [64, с. 408]

Борьбу, известную в Скандинавии с древнейших времен до Нового времени, можно условно разделить на два основных направления. Первое - это так называемая «боевая борьба», т.е. борьба на смерть, которую практиковали викинги и рыцари, а также дворяне в эпоху феодализма. Второе направление - состязательная борьба, известная в нескольких вариантах как у древних викингов, так и у современных скандинавских народов.

«Боевая борьба» представляла собой единоборство, в котором сочетались борцовские приемы и удары руками, югами и головой. Кроме того, допускались укусы и другие етрадиционные приемы: «Видя, что ничего так не выйдет, 160 и его щит тоже пришел в негодность, Эгиль бросил меч и щит, кинулся на Атли и обхватил его. Здесь сказалось неравенство сил, и Атли упал на спину, а Эгиль наклонился над ним и перекусил ему горло».

По данным шведских исследователей, викинги специально изучали приемы боя безоружного человека против вооруженного. Сливаясь воедино, приемы фехтования холодным оружием и «боевой борьбы» составляли уникальную технику рукопашного боя: «Тьостольв взмахнул секирой, Хрут отскочил и левой рукой так ловко ударил по лезвию секиры, что та выпала из рук Тьостольва. Затем Хрут ударил Тъостольва мечом по ноге выше колена, так, что почти отсек ему ногу, подскочил к нему и сильно толкнул его. Потом он ударил его мечом по голове».

К состязательному направлению можно отнести несколько разновидностей борьбы. Прежде всего, это борьба «вольного стиля» с произвольными захватами за одежду и тело соперника. Сюда же относится борьба с обязательным захватом соперника «в обхват» (швед. «gripa om»). Это борьба, в которой соперники удерживают взаимный захват за плечи или за одежду (рукава) чуть выше локтей и в таком положении пытаются повалить один другого на землю. Кроме того, сюда относятся «Dra агткгок», борьба, в которой соперники перетягивают друг друга, сцепив кисти рук. В средневековой Скандинавии пользовался огромной популярностью такой вид состязательной борьбы, как «beltespenning» (belte- «пояс, кушак, ремень», spenne - «натягивать, растягивать»), в которой соперников перед началом схватки связывали поясом или ремнем. Наибольшее распространение «beltespenning» имела в Норвегии и Швеции.

Но, без преувеличения, наиболее популярной, более того -дожившей до наших дней, является исландская национальная борьба «глима» (glima- «молния, искра»). Она также известна в Великобритании и некоторых других странах Европы. Своим происхождением «глима» обязана норвежцам, переселившимся в Исландию в IX-X веках, а также в некоторой степени выходцам из Ирландии.

Еще в древности популярность «глимы» была столь высока, что в «Йоунсбок», исландский Свод законов, принятый альтингом (исландский парламент) в 1281 году, был включен параграф со строгими предписаниями, как именно следует заниматься борьбой. По всей видимости, это единственный случай в истории европейских государств, когда в кодекс законов государства включены правила спортивных состязаний. В 1907 году «спортивное общество «греттир» в Акурейри организовало первый чемпионат страны по национальному виду спорта - глиме. Спортивное общество по этому случаю учредило специальный дорогой приз (пояс из серебра), который получил название «Исландсбелтик» (Исландский пояс), такое же название получили и сами соревнования. Регламент для пояса содержит положения о проведении чемпионата (судьи, право участия, зрители, место проведения, сроки проведения, а также методы определения победы или поражения и т.д.» [70] Интересно, что уже на Олимпийских играх в 1908 г. в Лондоне и в 1912 г. в Стокгольме проводились показательные выступления борцов «глимы». В XX веке популярность «глимы» стала столь велика, что ей стали заниматься даже женщины. Самая известная среди них - жена Асгейра Асгейрссона, президента Исландии в 1952-1968 гг.

Согласно современным правилам, соревнования по борьбе «глима» проводятся на ограниченной площадке квадратной формы (5x5 м или 8x8 м). При этом, независимо от того, проводятся схватки на открытом воздухе или в закрытом помещении, ковер или маты для смягчения удара о землю (пол) не подкла-дываются.

Перед началом схватки каждый из соперников хватается правой рукой за ремень или за специальный ремешок на бедре, а левой за укороченную штанину другого. Захват правой рукой до конца схватки отпускать нельзя.

Схватка проходит очень динамично. Борцы слегка подпрыгивают, отрывают друг друга от земли, слегка приседают, как бы прижимаясь к земле и т.д. Работа ног и бросок, который осуществляется через бедро, по мнению очевидцев, похожи на аналогичные приемы дзюдо и самбо. Борец, который касается земли (пола) любой частью тела, кроме голени и предплечья, проигрывает схватку. Если падают оба, объявляется ничья.

До наших дней сохраняется «baendaglima» («крестьянская глима») - более силовая разновидность этой борьбы, чем современная «спортивная глима». Кроме того, в крестьянской разновидности сохраняется распространенный в прошлом практически повсеместно захват за штаны на бедре, вместо принятых с 1905 г. ремней, повязанных на бедре. (Кстати, подобный захват за штаны на бедрах чуть ниже пояса до сих пор применяется в одной из разновидности сербской традиционной борьбы «рванье» в Юго-Восточной Сербии).

Состязались в борьбе и финны. Наиболее распространенным видом борьбы у них была «sylipaini» («борьба в обхват», от «syli» - «объятие» и «paini» - «борьба») - силовая борьба, известная в двух основных разновидностях. В первой обоюдный захват руками соперника крест-накрест обязательно удерживался до конца схватки, во второй разновидности для проведения броска соперники могли производить захват за одежду, но только выше пояса. Для победы требовалось опрокинуть соперника на землю.

Финны известны также так называемой «финско-фран-цузской борьбой». Сразу отмечу, что никакого отношения к традиционной финской борьбе данный термин, впервые введенный в обиход в Швеции, не имеет. Под этим названием в ряде стран Европы, в том числе и в СССР, вплоть до 40-х годов XX века была известна современная «греко-римская борьба» (по-фински «Kreikkalais - roomalainen paini» или «ranskalai-nen paini»). Распространение термина «финско-французская борьба» связано с тем, что с конца XIX века до первой трети XX века «законодателями моды» в греко-римской борьбе были представители финской школы: «Финны, создав новую школу и распространив ее по всему миру, создали тем самым очень сильных конкурентов себе, так как некоторые из народностей, как например, венгры, прекрасно усвоив финскую технику и присоединив к ней свой темперамент, имеют уже целую плеяду борцов с мировым именем...

Благодаря близкому соседству с Финляндией, уже в 1909-1910 гг. к нам (в Россию -Авт.) стала проникать только начинавшая тогда появляться финская школа, но особенно широкое распространение она получила лишь в революционное время, начиная с 1919-20 гг. Главными распространителями этой школы были спортсмены финны, эмигранты, бежавшие в СССР после неудачного революционного восстания в Финляндии в 1918 г.» [68, с. 13]

Цирковые борцы-профессионалы ряда стран Европы в конце XIX - начале XX в.в. проводили соревнования по борьбе, которую именовали тогда «шведско-эстонской». Выглядела она так: «Цель борьбы - опрокинуть противника на всю спину. Разрешаются подножки, подсечки запрещены. Для борьбы борцы надевают специальные пояса, с нагрудниками накрест. Противники хватают друг друга за нагрудники и стараются сбить друг друга с ног. Во время схватки разрешалось опускать только левую руку. Борьба проходила без ковра и без перерывов до полной победы». [207]

Под названием «норвежская борьба» в русской спортивной прессе начала XX века было известно такое простейшее единоборство, как перетягивание веревки, правда, со своими уникальными особенностями: «Борцы становятся друг против друга на колени, упираясь вытянутыми руками в ковер перед собой. Длинное прочное полотенце, связанное концами, надевается им на головы. Победителем считается тот из борцов, которому удастся перетянуть противника. При этом с головы побежденного полотенце соскальзывает. Для того, чтобы руки во время борьбы не скользили, принято посыпать арену песком».