Народы Балкан и сопредельных территорий долгое время сохраняли, в отличие от народов других стран Европы, а кое в чем продолжают сохранять и в настоящее время, элементы древней воинской культуры. Одним из таких элементов является традиция устраивать поединок на оружии - «Dvoboj» или двобор. Дольше всего, местами вплоть до начала XX века, эта традиция просуществовала в форме дуэльного поединка - «медан», «подщелити медан», «медан диелити» (боснийцы, македонцы, сербы, хорваты, черногорцы), «мегдан» (болгары, македонцы, хорваты), «деля мегдан с някого» (болгары) - боя между двумя соперниками на холодном оружии или с применением огнестрельного, происходящего в присутствии секундантов, по заранее установленным традицией или особым кодексом правилам.
У черногорцев, специфические условия жизни и быта которых способствовали сохранению и консервации многих древних институтов и архаических пережитков, положение о дуэли было включено даже в законник, в частности, в «Законник Данилы Первого Князя и государя Свободной Черногории и Брды», принятого в 1855 году в Цетине: «Ст. 40. Вести поединок могут только сами поединщики, но без секундантов и без собрания войск, и без чьей-либо помощи, а если кто пойдет за секунданта или помощника, тот оштрафован должен быть на сто талеров». [78, с. 172]
Ценные сведения о поединках в Черногории оставил после себя П.А. Ровинский, сыгравший большую роль в культурной жизни этой страны, живший там с небольшим перерывом с 1879 по 1907 г. и написавший многотомный труд «Черногория в ее прошлом и настоящем». Он писал: «Поединки в Черногории были только между своими и иногда служили средством при решении какого-нибудь спора между двумя сторонами, это называлось «поделити мейдан» или «поле», а выходящий на поединок «мейданджя» и «заточник»... Если поединок происходит между лицами из двух различных племен, то выбирают для его выполнения нейтральное место...
При поединках в одном племени или селе выбирались с той и другой стороны секунданты (кумови, в гл. кумовите); и кроме того, присутствовали люди, близкие тому или другому, и просто зрители, но всегда держащие одну какую-либо сторону... Тот, кто хочет вызвать, шлет другому яблоко. Яблоко это он протыкает иголкой и продевает сквозь него нить из опреглячи (женский передник). Вызывающий же назначает день и место. Получивший яблоко съест его, и скорее готов погибнуть, чем не съесть; а затем шлет точно такое же яблоко к вызывающему его со словами: «В такой-то день и на таком месте ожидай меня»...
Два секунданта несут по длинному мечу и по палке. Мечи длинные и острые с обеих сторон. Сойдясь на месте, секунданты передают каждый своему мечи, а палки держат в руках. Они служат для того, чтобы разделить бойцов, когда видят, что достаточно было боя или когда поединок совершен, как было уговорено. Если уговор был, чтобы бились, пока не падут оба, то секунданты не мешают; если же нет, то разнимают их, как только один другого ранит до крови (окрвави), и кто первым ранит, того и победа...
Бой на мечах установился конечно, но в то же время, когда мечи составляли обычное оружие; но в последствии их заменили ножи, и меч стал редкостью; тем не менее, для поединка отыскивали мечи». [156]
К этому можно добавить также известия А. Попова, путешествовавшего в Черногории в 1840-е годы.
«В Черногории был обычай, из мести и часто просто из удали вызывать друг друга на поединок. Убийство на поединке наказывается одинаково со злоумышленным убийством. Чаще же случалось, что поединщики созывали к себе на помощь и, когда вокруг завязывался бой, удалялись». [144, с. 145]
У черногорцев и сербов часто встречался довольно оригинальный способ зачина поединка: соперники хватали друг друга за палец или ладонь и тянули один другого в свою сторону, где в нескольких шагах лежал нож (меч), а иногда пистолет. Кто первым дотягивался до своего оружия, получал возможность и первым нанести удар или выстрелить из пистолета.
Сражались южные славяне не только в пешем порядке, но и сидя верхом на коне, о чем свидетельствует их фольклор. Причём в конной дуэли чаще использовались не нож, меч или пистолет, а другое оружие, например, дубина (палица):
«Ну-ка стань ты на черте юнацкой, Палицу я брошу боевую, Испытаю юнацкую силу!»... Стали спорить меж собой юнаки,
Кто ударит палицею первый. И промолвил Арап черноликий: «Бог тебе на помощь, младший дружка, Палицу я должен бросить первым!»
Согласилось Дитя Голомеше, И подходит воин малолетний, Подъезжает он к черте юнацкой. Цель наметил Арап черноликий,
Он прикинул, как верней ударить, В грудь коню не стал он примеряться, Промеж глаз он целит аргамаку И с размаху палицу бросает.
В то мгновение конь любимый Гюро Лег на землю, рухнул на колени, Пролетела палица чуть выше. И промолвил Арап черноликий:
«Бог тебе на помощь, младший дружка! В первый раз ты взял меня обманом, Дай мне бросить палицу вторично!»
Отвечало Дитя Голомеше: «Бог сразил бы Черного Арапа!
Нам однажды суждено погибнуть, Уж кому-то господь бог поможет». И подъехал Арап черноликий, И подъехал он к черте юнацкой,
Цель наметил воин малолетний, Он прикинул, как верней ударить, Как ударить палицей Арапа. Промеж глаз не стал он примеряться,
Прямо в грудь он целит аргамаку: Если конь упадет на колени, В голову врагу удар придется. И метнул в Арапа младший дружка,
И метнул он палицу с размаху, Конь Арапа рухнул на колени, Рухнул на колени, лег на землю, И припал он к мураве зеленой,
Угодила палица в Арапа; Угодила, в голову попала, Сбросила с седла того Арапа. Выхватил тут саблю младший дружка,
Вмиг раскрыл он лезвие складное, Обнажил отточенную саблю, И взмахнул он этой острой сталью, Чтобы голову отсечь Арапу». [135, с. 115-116]
Как отмечено в различных исторических хрониках, фольклорных текстах и многочисленных мемуарах путешественников, одним из распространенных видов конной дуэли был «бой на копьях». Копьем действовали в упор, пробивая им врага насквозь.
У болгар и македонцев «мегдан» иногда проводился в виде борцовской схватки, что, возможно, возникло под влиянием турок. Как известно, дискриминация и рабство местного населения привели к увеличению турецкого населения в южнославянских землях. Турецкой борьбе стала покровительствовать знать, а победители состязаний часто занимали высокие государственные посты. И под влиянием популярности борьбы турки даже поединок чести сумели трансформировать в зрелище.
Традиционное фехтование славянских народов («маченье» - у сербов, «мечуванье» - у македонцев, «macevanje» - у хорватов, «mecevanje» - у словенцев), посредством которого чаще всего проводились поединки, также подверглось существенному турецкому влиянию. Это же можно сказать о фехтовании на саблях у албанцев и сложившейся школе сабельного фехтования венгров.
Кстати, фехтование на саблях или мечах проводилось не только в виде дуэльного или воинского состязания, но и как своеобразное выражение некоторых оригинальных традиций. Например, в Трогире (Хорватия) еще в XIII в. проводилось состязание в фехтовании, связанное с обычаем избрания «короля», власть которого длилась два-три дня. В это время все односельчане должны были повиноваться ему.
Известно, в Дубровнике в начале XVI века существовала школа фехтования («Skola macevanja»), открытая в 1504 году неким Фердинандом. [277, с. 707] К тому же веку относятся упоминания о фехтовальных состязаниях в рамках фехтовальных обществ и отдельных школ.