Австралийский поединок

Капитан фрегата Теодор Детмерс опустил бинокль и глубоко задумался. Их враг – мощный, быстрый, смертоносный – медленно прорывался сквозь волны Тихого океана своим острым как бритва луком примерно в полутора километрах от своего корабля. Уверенные в своих силах противник радостно подошел к командиру австралийского крейсера «Сидней», приняв его за безобидное голландское торговое судно «Малаккский пролив». Крейсер настойчиво и требовательно помигал прожектором: «Покажи мне свой секретный позывной». Запас подсказок исчерпался. Слова были сказаны с помощью пистолета.

От сухогруза до рейдера
В результате Первой мировой войны и последующего Версальского договора Германия потеряла почти весь свой торговый флот и была вынуждена его восстанавливать. К началу Второй мировой войны немецкий торговый флот достиг 4,5 млн брутто-тонн и был относительно молод — в 1930-е годы было построено большое количество кораблей и судов. Благодаря широкому использованию дизельных двигателей немцам удалось создать корабли с большой дальностью полета и автономностью. 15 сентября 1938 года в Киле был спущен на воду теплоход «Штирмарк», находившийся на вооружении верфи Germanienwerft группы «Крупп». Он и аналогичный ему «Остмарк» строились по заказу компании HAPAG для долгосрочных коммерческих перевозок. «Штирмарк» представляет собой крупный корабль водоизмещением 19 000 тонн, оснащенный дизельным двигателем общей мощностью 16 000 лошадиных сил.
Кораблю так и не удалось начать свою карьеру в качестве мирного грузового судна. Готовность достроенного «Штирмарка» совпала с ухудшением политической ситуации в Европе и началом войны. Адмиралтейство планировало построить дальнобойный, вместительный корабль и мобилизовать его. Сначала его хотели использовать в качестве транспорта, но потом нашли «Штирмарку» более полезное применение. Было решено переоборудовать его во вспомогательный крейсер, поскольку у него были все характеристики для этой роли. Последний балкер получил индекс «Вспомогательное судно 41». Вскоре «Корабль 41» был переведен на Deutsche Werkbahnhof в Гамбурге, заняв вакантное место позади вспомогательного крейсера «Тор». Во всех сопроводительных документах будущий «Рейдер» стал обозначаться как «Вспомогательный крейсер №8» или «ХСК-8».

17 июля 1940 года капитаном фрегата был назначен 37-летний капитан фрегата Теодор Детмерс. Он был самым молодым командиром вспомогательного крейсера. Он поступил на флот в 19 лет, сначала служа на старом учебном корабле. Получив звание лейтенанта, он поднялся на палубу крейсера «Кёльн». Дальнейшие путешествия совершались на борту эсминцев. В 1935 году Детмерс принял на себя командование старым G-11, в 1938 году капитан фрегата прибыл к новому месту службы на борту новейшего эсминца «Герман Шуман» (Z-7). Он столкнулся с войной, командуя кораблем. Вскоре «Герман Шерман» находился в ремонте, и его капитан получил новое задание на вспомогательный крейсер, готовившийся к отплытию.

Теодор Детмерс, капитан «Баклана

«ХСК-8» готовили в спешном порядке – он не получил часть вооружения и оборудования, которые планировалось установить. В отличие от своего предшественника, «Рейдер» должен был быть оснащен радаром, но из-за технических сложностей (оборудование часто выходило из строя) от установки отказались. Новых 37-мм автоматических зенитных пушек не устанавливалось – старые забрали. В середине сентября ходовые испытания прошли успешно. 9 октября 1940 года вспомогательный крейсер «Баклан» официально вошел в состав ВМС Германии. Детмерс позже вспоминал, что долго не мог определиться с названием своего корабля. В процессе ему неожиданно помог Гюнтер Гамприх, будущий командир вспомогательного крейсера «Тор». Пока «Баклан» стоял у стены верфи, Детмерс встретился с командиром Виида Руком Тешелем, который только что вернулся из боя, и обсудил с ним планы прорыва через Атлантику. Было решено позволить «Баклану» прорваться через самый опасный, но самый короткий пункт — Дуврский канал. По мнению немцев, Датский пролив зимой забивается льдом. Однако вскоре с траулера «Саксония» прибыла лучевая карта — станции разведки погоды, расположенной в этих широтах. Траулеры сообщили, что льда много, но он проходим. Планы прорыва были изменены в пользу перехода через Датский пролив.

В ноябре 1940 года «Рейдер» был переведен в Готенхафен, где получил окончательные доработки и дополнительное оборудование. Адмирал Редер осмотрел корабль 20 ноября и остался доволен увиденным. «Баклан» был во многом готов к путешествию, однако механиков беспокоила совершенно непроверенная силовая установка. Чтобы наконец завершить все испытания, потребовалось время, и Детмерс не хотел ждать. Последнее вооружение класса «Баклан» — шесть 150-мм орудий, две 37-мм пушки и четыре одноствольные 20-мм зенитные пушки. Были установлены два спаренных 533-мм торпедных аппарата. Дополнительное вооружение включало два гидросамолета Arado 196 и торпедный катер LS-3. Воспользовавшись большими размерами «Баклана», корабль был загружен 360 якорными и 30 магнитными минами. «Рейдеру» поручено выполнять миссии в Индийском океане, водах Африки и Австралии. Святилище – Тихий океан. В качестве дополнительной миссии «Корморанту» была поставлена ​​задача доставить новые торпеды и другие припасы на немецкие подводные лодки, находящиеся в южных широтах. «Рейдер» нес 28 торпед, большое количество артиллерийских снарядов, медикаменты и припасы, подлежащие переброске на подлодку.
3 декабря 1940 года «Баклан» был наконец готов к бою и покинул Готенхафен.

«Корморан»

Направляемся к Атлантическому океану
На пути к Датскому проливу рейдеры столкнулись с ненастной погодой. 8 декабря он прибыл в Ставангер. 9 декабря, выполнив последний запас, он вышел в море. 11-го числа «Баклан» замаскировался под советский теплоход «Вячеслав Молотов», но опасения были излишними — нападавшего никто не заметил. 13 декабря этот вспомогательный крейсер водоизмещением 19 000 тонн выдержал сильный шторм, сильно покачнулся и вышел в Атлантический океан. Шторм утих, видимость улучшилась, а 18 декабря были замечены первые клубы дыма от неизвестного корабля. Однако злоумышленник еще не добрался до своего «охотничьего» участка, а незнакомец находится на свободе. Вскоре командование изменило свои инструкции, позволив Детмерсу принять незамедлительные меры. «Рейдер» направлялся на юг — по расчетам механиков, его собственных запасов топлива, при разумном использовании, должно хватить на плавание не менее семи месяцев. Поначалу «Баклану» не удалось найти добычу: были найдены только испанский сухогруз и американский корабль. 29 декабря кто-то попытался поднять в воздух самолет-разведчик, но буй «Арадо» был поврежден из-за качки.

Наконец счет был открыт 6 января 1941 года. В качестве меры было выведено из эксплуатации греческое судно «Антонис», перевозившее уголь для британских грузов. После надлежащей правовой процедуры и удаления экипажа и семи живых овец, а также нескольких пулеметов и боеприпасов «Антонис» был потоплен. 18 января удача снова ударила по немцам. Перед наступлением темноты рейдеры заметили неизвестный корабль, двигавшийся по противолодочному зигзагу. Детмерс знал, что такие действия были поручены британским Адмиралтейством гражданским судам — подобные приказы недавно были захвачены «Атлантическими рейдерами». Подойдя на расстояние 4 миль, немцы сначала выпустили сигнальные ракеты, а затем, когда корабль (оказавшийся нефтяным танкером) не ответил, открыли огонь. Британцы (без сомнения, это был он) передали сигнал РРР. Третий залп поразил цель, и радио замолчало. Когда «Баклан» приблизился, из танкера внезапно взревела пушка, которая успешно произвела четыре выстрела, прежде чем нападавшие снова открыли огонь, поджег корму жертвы. Британский альянс начал делегировать корабли – так назвали несчастный танкер. Некоторых из выживших членов экипажа удалось спасти, а корабль затонул на дно моря. Детмерсу хотелось как можно быстрее покинуть этот район — сигналы тревоги Британского Альянса предвещали неприятную встречу. Австралийский вспомогательный крейсер «Аруа» на полном ходу направлялся к месту затопления танкера; он успешно спас из воды еще восемь британцев, которые рассказали о том, что здесь произошло. В британских документах этот большой «Рейдер», до сих пор неизвестный, носит название «Рейдер G».

Командование приказало Детмерсу, вызвавшему беспорядки, идти на юг, на встречу с кораблем снабжения «Нордмарк», перебросить на него все торпеды и подводные припасы, а затем следовать в Индийский океан. «Нордмарк» фактически представлял собой корабль комплексного снабжения — его запасы, хранилища топлива и отсеки использовались большим количеством немецких кораблей, плававших в южных широтах или проходивших через них: «Карманный» линкор «Адмирал Шеер» «Генерал», вспомогательные крейсеры, подводные лодки, Блокадные корабли и другие суда.
Днем 29 января между островами Зеленого Мыса и экватором «Баклан» заметил корабль, похожий на холодильник. Нападавшие, притворяясь «торговцами миром», дождались, пока корабль приблизится, и подали сигнал остановки, в то время как Детмерс приказал идти полным ходом. После того как незнакомцы не ответили, немцы открыли огонь и начали убивать. Холодильник подает сигнал тревоги и перестает работать. Корабль спустили оттуда. Компания Africa Star доставила 5700 тонн замороженного мяса из Аргентины в Великобританию. Его экипаж взяли на борт, а немцы были вынуждены затопить «Звезду Африки» — она была повреждена обстрелом. Холодильник тонул медленно, и этот процесс ускорялся выстрелами торпед. Когда жертва нападавшего подняла тревогу, «Баклан» на полной скорости покинул район. Ночью связист осмотрел силуэт и подтвердил, что это торговое судно. Полученный приказ остановиться был проигнорирован, и вспомогательный крейсер открыл огонь сначала фонарями, а затем боевыми патронами. Противник сначала открыл ответный огонь из кормовой пушки, но вскоре был подавлен. Корабль остановил машину — абордажники обнаружили, что это британский корабль «Эврилох», перевозивший 16 разобранных тяжелых бомбардировщиков, направлявшихся в Египет. «Орилох» потерял ход и отплыл далеко от берега. Вражеские радиостанции гудели в эфире, как злой, беспокойный улей, и немцам вновь пришлось тратить столь драгоценные торпеды, чтобы быстро уничтожить свою добычу.
«Баклан» взял экипаж «Эврилокоса» и отправился в особый район под названием Андалусия для встречи с «Нордмарком». 7 февраля состоялось заседание. Сопровождал «Нордмарк» рефрижератор «Дучца», приз адмирала Шеера. На следующий день нападавшие получили 1300 тонн дизельного топлива, а также 100 говяжьих туш и более 200 000 яиц, отправленных из морозильной камеры. В Нордмарк было отправлено 170 пленных и почта. 9 февраля перегрузка была завершена и «Баклан» наконец отправился в Индийский океан. По пути к мысу Доброй Надежды Детмерс встретил хищника «Пингвина», который заботливо «гонял» всю захваченную китобойную флотилию. Капитан Зул Си Круд пригласил одного из китобоев стать его разведчиком и выполнять его приказы, но его коллега отказался. По его мнению, трофей приходит недостаточно быстро.
Плохая погода помешала развертыванию горнодобывающего депо в Уолфиш-Бей (Намибия). 18 февраля произошла авария в машинном отделении. Дизели №2 и №4 вышли из строя из-за выхода из строя подшипников. Детмерс направил в Берлин срочную просьбу о пересылке на подводной лодке или другом блокадном корабле не менее 700 килограммов баббитового металла для изготовления новых подшипниковых втулок. Ему пообещали, что просьба будет удовлетворена в кратчайшие сроки, а поездка в Индийский океан была временно отменена. Рейдерам было приказано временно действовать в Южной Атлантике в ожидании «посылки». 24 февраля, пока специалисты изготавливали в машинном отделении новые детали подшипников из имеющихся запасов, «Пингвин» связался с Детмерсом и предложил передать 200 килограммов баббита. 25 февраля два коммандос встретились и обменялись необходимыми материалами и фильмами для развлечения команды. В то же время в машинном отделении «Баклана» продолжали возникать неполадки. Выделенных Penguin резервов должно хватить с первого раза. 15 марта состоялась встреча с одной из подводных лодок «Уорда» U-105, на которую было доставлено несколько торпед, топливо и припасы. Пока что нападавшие не добились успеха в своей охоте.

«Баклан» заправляет подводную лодку.

Длительный период отдыха в поисках новой добычи заканчивается 22 марта. «Корморан» захватил «Агниту», небольшой британский нефтяной танкер, идущий под балластом. Корабль находился в очень среднем состоянии и затонул без сожаления. Самой ценной добычей стала карта минного поля возле Фритауна с указанием безопасного прохода. Три дня спустя, в 8 часов утра, почти в том же районе был замечен танкер, перевозивший балластную воду, направлявшийся в сторону Южной Америки. Он не ответил на призывы остановиться и открыл огонь. Поскольку корабль производил впечатление нового, Детмерс приказал быть осторожнее при стрельбе, чтобы избежать серьезных повреждений. После нескольких залпов беглецы подтянулись. Нападавшие захватили большой (11 000 тонн) нефтяной танкер Canadolight. Лодка была почти новая и было решено отправить ее во Францию ​​вместе с призом. 13 апреля приз успешно прибыл в устье Жиронды.
Расход топлива и расходных материалов был значительным, и Детмерс провел новую встречу с поставщиками Nordmark. 28 марта два корабля встретились, а на следующий день сюда прибыли две подводные лодки. Одна из них, Ю-105, передала рейдерам долгожданный баббит, но оказалось, что это не так. План Детмерса включал в себя встречу с другим кораблем поддержки, «Рудольф Альбрехт», который покинул Тенерифе 22 марта. После дозаправки «Баклан» 3 апреля встретил новый запас, но, к сожалению, баббита на нем не оказалось. «Рудольф Альбрехт» подарил большое количество свежих овощей, фруктов, газет и журналов, свинью и щенка. Попрощавшись с танкером, «Баклан» отправился на юго-восток.

9 апреля над кормой «Рейдера» валил дым — по тому же маршруту шел корабль. Когда расстояние сократилось, немцы сняли камуфляж. Британцы снова проигнорировали приказ прекратить использование радио. «Баклан» открыл огонь, сделав несколько попаданий. Грузовой корабль Мастер остановился. В кормовой части корабля вспыхнул пожар. Абордажная группа не могла сразу отправить англичанина на дно моря – он не хотел тонуть. Все дело в его грузе — массивной противолодочной сети в порту Кейптауна. «Мятежный мастер» не затонул, пока в него не попала торпеда. На следующий день радист «Рейдера» получил рентгенограмму с радостной новостью: Детмерсу присвоено звание капитана фрегата. 12 апреля немцы перехватили греческое судно «Николаос DL», нагруженное лесом. Было еще несколько расстрелов. После захвата пленного «Баклан» выпустил по жертве несколько 150-мм снарядов из-под ватерлинии, не считая ранее взорвавшейся взрывчатки. «Греец» медленно тонул, но Детмерс воздержался от применения по нему торпед, полагая, что он все равно затонет.
Пришло время снова дозаправиться, и «Баклан» снова направился на встречу с «Нордмарком». 20 апреля в море встретилась целая группа немецких кораблей. Помимо «Нордмарка» и «Корморанта», там был еще вспомогательный крейсер «Атлантис» и корабль снабжения «Альструфер». Корабль Детмерса получил с «Альстеруфера» 300 тонн дизельного топлива и 200 150-мм артиллерийских снарядов. Работа дизелей более-менее нормализовалась, и нападавшие наконец получили приказ отправиться в Индийский океан, попрощаться с соотечественниками и 24 апреля отправиться в плавание.

в Индийском океане
В начале мая корабль обогнул мыс Доброй Надежды. «Баклан» встретил сильный шторм в Индийском океане, продолжавшийся четыре полных дня. Во время плавания на север погода постепенно улучшалась – рейдеры перекрасились и замаскировались под японский корабль «Сакито Мару». 9 мая стало известно о затоплении вспомогательного крейсера «Пингвин», после чего был получен приказ о встрече с кораблем снабжения «Альцертор» и разведчиками «Пингвина» и бывшими адъютантами китобоев в назначенном месте. Два корабля встретились 14 мая, и, к большому неудовольствию Детмерса, командование приказало ему перекачать 200 тонн топлива на «Альцертор».

Обратите внимание: В 1990 году бельгийский футболист Жан-Марк Босман захотел перейти в другой клуб, однако работодатель не отпустил спортсмена.

Поставщик, в свою очередь, пополнил экипаж «Корморана» своими членами команды взамен тех, кто направлялся на борту «Канадолайта» во Францию».
Дальше монотонная повседневная жизнь продолжается вот так. Почти месяц «Баклан» плавал в Индийском океане, не встретив на пути ни одной цели. 5 июня камуфляж снова поменялся – теперь рейдеры снова походили на японский транспорт Kinka Maru. Корабельный «Арадо» совершил два разведывательных полета, оба безрезультатно. В какой-то момент мы наткнулись на ярко освещенный корабль, который оказался американским. В другой раз неизвестное пассажирское судно спугнуло внезапно заработавшее дымообразующее устройство. Видя, что охота складывается неудачно, Детмерс решил попытать счастья в минной войне — 360 мин все еще ждали удобного случая, а они были опасной и тяжелой ношей. 19 июня «Баклан» вошел в воды Бенгальского залива. Побережье Бенгальского залива усеяно крупными портами. Немцы планировали заминировать выход. В основном это касается Рангуна, Мадраса и Калькутты. Однако и здесь нападавшим не повезло. Когда до Мадраса оставалось менее двухсот миль, на горизонте сначала появился дым, а затем стали прорисовываться очертания большого корабля, напоминающего британский вспомогательный крейсер. Эта встреча не входила в планы Детмерса, и он начал уезжать полным ходом. Неизвестные преследовали нападавших в течение часа, прежде чем постепенно отстать и скрыться за горизонтом. Немцам действительно повезло — британский вспомогательный крейсер HMS Canton принял их за японцев. Шахты, расположенные недалеко от Калькутты, также были отменены из-за бушующего в этом районе циклона.
Длинная полоса неудач наконец закончилась вечером 26 июня, когда вахта заметила корабль. Традиционно немцы требовали прекратить использование радио. Однако замеченный корабль продолжал следовать как ни в чем не бывало и не делал попыток продолжить полет. Нападавшие использовали свои сигнальные прожекторы, чтобы несколько раз прослушать команду, которая осталась без внимания, а затем открыли огонь, поразив почти 30 раз за семь минут. Корабль начал сильно гореть, и с корабля спустили шлюпку. Немцы прекратили обстрелы. Когда моряков сняли с корабля, выяснилось, что незнакомцем был югославский сухогруз «Велебит», шедший под балластом. В момент контакта капитан находился в машинном отделении, а дежурный офицер не понимал (!) азбуки Морзе и не мог понять, чего от него хочет определенный корабль. Югославия горела, поэтому Детмерс не достроил поврежденный корабль и двинулся дальше. Несколько часов спустя, в полдень, дым был замечен снова. Корабль плывет к Цейлону. Под прикрытием шторма бакланы подползли к своей жертве на расстояние 5 миль. Немцы снова потребовали прекратить вещание. Однако австралийское судно «Мариба», перевезшее почти 5000 тонн сахара, и вовсе не подумало подчиняться, а сразу же подал сигнал тревоги по радио. Орудия нападавших взревели, и вскоре австралийцы тонули, спуская на воду лодки. Спасая 48 членов экипажа и убивая жертв, «Баклан» поспешно покинул этот район. Рейдеры поплыли на юг, в неприступные, неприступные воды, где оставались до 17 июля. Проведен профилактический ремонт дизелей и электрооборудования. Японская косметика потеряла свою актуальность и была вытеснена. Притворяться нейтральным японцем было уже слишком сомнительно и даже опасно — ночью приходилось ходить с включенным светом. Более того, нейтральному кораблю не нужно было внезапно менять курс, чтобы избежать приближения к какому-либо подозрительному кораблю, которым мог быть британский крейсер.
Вспомогательный крейсер был замаскирован под голландское торговое судно Malacca Strait. Для большей аутентичности на корме установили деревянную модель орудия. На новых изображениях бакланы движутся к острову Суматра. Плавание в тропиках создает определенные трудности с хранением продуктов. Почти десять дней члены экипажа, сменяя друг друга, были заняты перебором корабельных запасов муки, в которых оказалось множество жуков и личинок. Запасы зерна оказались совершенно непригодными для потребления. Напротив, многие продукты длительного хранения хорошо сохраняются в холодильниках. 13 августа, продолжая движение на юго-восток, был установлен визуальный контакт с неопознанным судном в 200 милях к северу от Кернарфона (Австралия), но Детмерс обеспокоился наличием поблизости военного корабля и приказал не преследовать незнакомое судно. Нападавшие отправились в обратный путь в сторону Цейлона.

28 августа 1941 года немцы впервые после выхода из Норвегии увидели землю — вершину Боа-Боа на острове Энгано, у юго-западного побережья Суматры. Индийский океан был пустынным — даже полеты на гидросамолетах не принесли результатов. Лишь вечером 23 сентября вахтенный обнаружил, что на корабле, идущем под балластом, горят огни, что привело однообразных членов экипажа в восторг. Несмотря на то, что это были нейтральные знаки, Детмерс решил его проверить. Перехваченным судном оказался греческий «Стаматиос Г. Эмбирикос», направлявшийся с грузом в Коломбо. Экипаж вел себя очень послушно и не проветривал. Первоначально Детмерс хотел использовать его в качестве вспомогательного минного заградителя, но малое количество угля в бункере «Стаматиос» делало это проблематичным. После наступления темноты «Греческий» был затоплен из-за затрат на демонтаж.
«Рейдер» курсировал в западной части Индийского океана до 29 сентября. Необходимость пополнить запасы вынудила «Баклан» встретиться с другим кораблем снабжения. Это был «Кулмерланд», вышедший из Кобе 3 сентября. Место встречи — секретная локация «Мариус». Злоумышленник прибыл туда 16 октября и встретил поджидавших его снабженцев. Вспомогательный крейсер получил почти 4000 тонн дизельного топлива, 225 тонн смазочных материалов, большое количество баббита и припасы, рассчитанные на шестимесячный плавание. Заключенные, пять больных членов экипажа и почта последовали в противоположном направлении. «Калмеран» расстался с нападавшими 25 октября, а «Баклан» приступил к очередному ремонту двигателя. Когда механики сообщили Детмерсу, что машина в хорошем состоянии, капитан фрегата снова отправился к австралийскому побережью, чтобы заложить минные отмели возле Перта и Шарк-Бей. Однако немецкое командование сообщило, что большой конвой выходит из Перта под защитой тяжелого крейсера «Корморант» и направляется в залив Шарк.

тот же бой
19 ноября 1941 года стояла прекрасная погода и отличная видимость. Около 16.00 посыльный доложил Детмерсу в офицерской каюте, что на горизонте дым. Капитан фрегата, поднявшийся на мостик, быстро определил, что это военный корабль, идущий встречать нападавших. Австралийский легкий крейсер «Сидней» возвращается домой после сопровождения пассажирского корабля «Зеландия», перевозившего войска в Сингапур. Сидней уже отличился в боевых действиях на Средиземном море, потопив итальянский лёгкий крейсер Бартоломео Коллеони в битве у мыса Спада. Однако в мае 1941 года командира легкого крейсера капитана Джона Коллинза, имевшего большой боевой опыт, сменил капитан Джозеф Барнетт, ранее служивший на берегу. Во многом это могло определить исход будущих сражений.

легкий крейсер Сидней

«Сидней» представляет собой полноценный линкор водоизмещением почти 9000 тонн, оснащенный 8 152-мм орудиями, 4 102-мм орудиями и 12 зенитными пулеметами. Торпедное вооружение состоит из восьми торпедных аппаратов калибра 533 мм. На борту находится гидросамолет. Детмерс не потерял хладнокровия и приказал повернуть на юго-запад, чтобы солнце светило прямо в глаза австралийцу. В то же время «Баклан» двинулся на полном ходу, но вскоре солярка № 4 начала действовать и скорость упала до 14 узлов. Примерно через час после обнаружения нападавшего крейсер подошел на 7 миль по правому борту и приказал использовать прожекторы для опознания. «Корморан» подал правильный позывной «Малаккский пролив» «RKQI», но при этом он был поднят между трубой и фок-мачтой так, что был практически незаметен для приближающихся с кормы крейсеров. «Сидней» тогда попросил уточнить пункт назначения. Немец ответил: «В Батавию», что казалось вполне разумным. Чтобы сбить с толку преследователей, радист нападавшего начал передавать сигнал бедствия, сообщая, что голландский корабль подвергся атаке со стороны «неизвестного военного корабля». Тем временем крейсер приближался — его носовая башня нацелилась на фальшивого торговца. Австралийцы регулярно транслируют сигнал «ИК», что в соответствии с Международным сводом сигналов означает «Будьте готовы к урагану». По сути, настоящие «Малаккские проливы» должны отвечать на «ИИКП» по сигнальному коду. Немцы предпочитали игнорировать неоднократные просьбы.

Капитан Джозеф Барнетт.

Наконец «Сиднею» надоела затянутая комедия, и он подал сигнал: «Покажите свой секретный позывной. Дальнейшее молчание только усугубит ситуацию». Каждое торговое судно союзников имело свой код. Австралийский крейсер почти догнал «Баклан» и находился почти на ее траверзе, чуть более чем в километре от него. 17:30 Ответ на запрос. Нападавшие спустили голландский флаг и подняли немецкий военно-морской флаг. За рекордное время в шесть секунд камуфляжный щит упал. Первый выстрел промахнулся, а второй залп из трех 150-мм и 37-мм орудий попал в мост Сиднея, разрушив его систему управления огнем. Одновременно со вторым залпом немцы выпустили торпедные аппараты. Главные орудия крейсера начали отвечать, но солнце светило в глаза наводчику, и он проследил за полетом вниз. 20-мм зенитные орудия и крупнокалиберные пулеметы открыли огонь, не давая экипажу крейсера занять позиции по графику боя. На таком расстоянии трудно было промахнуться, немцы обстреливали «Сидней» снаряд за снарядом. Гидросамолет был уничтожен, а «Бакланы» затем перевели огонь на носовые башни главного калибра — они быстро стали неэффективными. Выпущенная торпеда попала в носовую часть крейсера перед носовой башней. Носовая часть «Сиднея» тяжело погрузилась в воду. Нападавших обстреливала кормовая башня, перешедшая на независимое наведение. Австралийцы не попали в цель, но в «Баклан» попало три снаряда. Первый пробил трубу, второй повредил вспомогательный котел и вывел из строя пожарную магистраль. В машинном отделении произошел пожар. Третий снаряд уничтожил главный дизельный трансформатор. Прогресс Рейдеров резко упал.
В Сиднее дела обстояли еще хуже – крейсер внезапно вернулся на свой курс. Было очевидно, что крышку Башни Б сбросили в море. Австралиец прошел несколько сотен метров позади лодки нападавшего — и был полностью охвачен пламенем. Судя по всему, его рулевой механизм был сильно поврежден или вышел из строя. Обе стороны обменялись неэффективными торпедными залпами, и «Сидней» начал удаляться со скоростью 10 узлов, двигаясь на юг. Бакланы стреляли в него всякий раз, когда позволяло расстояние. В 18:25 бои прекратились. Положение нападавших было критическим – огонь становился все сильнее и сильнее. Персонал машинного отделения изо всех сил пытался потушить пожар, пока почти все, кроме одного моряка, не погибли. Огонь приближался к минному отсеку, в котором было около 400 мин. «Баклан» носил эти мины на протяжении всей кампании, но не смог их обезвредить.
Капитан Фрегаттен понял, что корабль не подлежит спасению, и приказал разместить взрывные патроны возле топливных баков. На воду стали спускать спасательные плоты и спасательные шлюпки. Первый спущенный на воду плот перевернулся, в результате чего погибло около 40 человек. Двадцать четыре часа спустя Детмерс принял флаг и стал последним человеком, покинувшим обреченный «Баклан». Через десять минут взрывной патрон взорвался и сдетонировала мина – мощный взрыв разрушил корму «Рейдера», а в 00:35 «Рейдер» был уничтожен. Вспомогательный крейсер затонул. На воде находилось более 300 офицеров и матросов. Восемьдесят человек погибли в бою, утонув после того, как плот перевернулся. Погода испортилась, и спасательное оборудование было разбросано по воде. Вскоре береговой пароход спас корабль и сообщил о ситуации австралийскому военно-морскому командованию, которое немедленно начало спасательные операции. Вскоре все немцы были найдены, хотя некоторым пришлось пробыть на плоту около шести дней.

О судьбе «Сиднея» ничего не известно, кроме поврежденной спасательной шлюпки, которую две недели спустя выбросило на берег. Поиски длились почти 10 дней, но без каких-либо результатов, 30 ноября 1941 года крейсер «Сидней» был объявлен потопленным. Многие годы тайна его смерти оставалась неразгаданной. Пленные немцы, тщательно допрошенные на берегу, рассказали о пожаре, который они наблюдали в том месте, где исчез охваченный пламенем крейсер. До марта 2008 года специальная экспедиция ВМС Австралии сначала обнаружила «Корморан», а затем «Сидней» примерно в 200 милях к юго-западу от Кернарфона. Бывшие противники находились недалеко друг от друга – в 20 милях. Слой воды толщиной 2,5 километра надежно укрыл погибших моряков. Какие события происходили в охваченных пламенем каютах и ​​палубах австралийского крейсера, чем закончилась драма погружения корабля на дно Тихого океана, мы никогда не узнаем...

Экипаж крейсера «Сидней

150-мм орудие Баклан «Линда». Под стволами деревьев можно разглядеть изображение черепа и скрещенных костей.

Список 11 кораблей, захваченных или потопленных «Бакланом».

Оригиналы здесь, здесь и здесь

Военная история Корабли Военная техника Катастрофы Оружие Флот, который я плакал (Ссылка) Длинная статья 1

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Австралийский поединок.