Начало: Тирпиц, унижение Бисмарка и головная боль британского флота (Часть 1)
Герб Хильфскрейцера Kriegsabzeichen. Квалификационный знак «Экипаж вспомогательного крейсера» учрежден Главнокомандующим ВМС Германии 24 апреля 1941 года.
отдых на южном море
Весь август 1940 года «Тор» не принимал участия в боевых действиях, а занимался насущными проблемами: ремонтом, чисткой котлов, покраской и другими косметическими изменениями. 25 августа состоялась встреча с танкером «Рекум». Встреча была омрачена известием о том, что танкер не сможет перевезти триста пленных, «оставленных» на борту рейдеров, которым придется делить запас продовольствия с экипажем танкера (т.е грабить побольше, господа пираты).
Транспорт «Рекум».
Гидросамолет «Тор» облетел место встречи и никого не нашел, а корабль в течение двух дней закачивал топливо в «Тор». Получив 1500 тонн нефти, сдав почту и копии боевых журналов, «Тор» отправился в бразильские воды. 30 августа прибыла рентгенограмма, сообщавшая Калеру, что он был награжден Железным крестом первой степени и что еще 50 человек были награждены Железным крестом второй степени.
Но «праздник» нападавших продлился до 26 сентября, когда экипаж «Арадо Скаут» заметил большой корабль, который нападавшие через час остановили и произвели предупредительные выстрелы. Это норвежская китобойная база «Космос» (17 801 брт), идущая из Уолфиш-Бей на Кюрасао с 17 662 тоннами китового жира на борту.
Добыча была очень ценной (Колер получил от командования выговор за потопление «Космоса»), но капитан «Рейдера» решил его потопить: порт назначения китобойного судна находился так близко, что корабль быстро пропустят и там будет почти ничего вещь. На борту «Космоса» не хватило топлива, чтобы долететь до Европы, поэтому возникла проблема маскировки корабля. В результате «Космос» затонул, а Келер подвергся критике со стороны командования. «Космос» стал самым большим кораблем, когда-либо уничтоженным злоумышленником.
8 октября грузовик-рефрижератор Natia (8715 брутто), следовавший из Саутгемптона в Буэнос-Айрес (вероятно, для перевозки продуктов питания), попал в аварию на маршруте Тора. После того, как корабль потерпел крушение из-за сильного волнения на море, Колер приказал торпедами уничтожить корабль, но было выпущено еще несколько снарядов, прежде чем холодильник опустился на дно.
Надя была торпедирована».
Затем в течение месяца «Тор» искал одновременно две вещи: вражеские корабли и места, где они могли бы содержать пленных, число которых достигало 368, то есть больше, чем число членов экипажа. Кроме того, котлы часто ломаются и требуют запчастей.
На встречу с «Тором» командование направило блокадный рейдер «Рио-Гранде». С «Тором» рейдеры встретились только 9 ноября.
От наших поставщиков мы получили необходимые трубы, манометры, клапаны и другие запчасти, различные расходные материалы и 246 тонн топлива. Кале с радостью отправил всех пленных на «Гранде», оставив с нападавшими только раненых и четырех капитанов британского корабля. Для охраны такого количества пленных пятнадцать человек под руководством унтер-офицера пришлось перебросить в Рио-Гранде.
16 ноября блокадники ушли и 13 декабря прибыли в Бордо. «Тор» плыл на юг, его маршрутом было устье Рио-де-ла-Плата – мыс Доброй Надежды.
Но торговые пути были пустынны. Англичане оказались не дураками и изменили привычный маршрут одиночного корабля. Кроме того, Адмиралтейство вообще решило навести порядок в местных водах. 24 ноября Келер получил донесение из немецкого военно-морского штаба, в котором говорилось, что в этом районе находится 1 линкор, 4 тяжелых крейсера, 6 легких крейсеров и 11 вспомогательных крейсеров; Кроме того, в начале декабря из Австралии в состав британского флота были переведены еще три вспомогательных крейсера.
Эти действия сработали: туманным утром 5 декабря в 5:31 немецкие связисты заметили очень большой корабль примерно в 4 милях от него. Узнав в корабле британский вспомогательный крейсер, Колер приказал подать боевую тревогу и на полном ходу повернул влево на юго-запад, надеясь скрыться в густом тумане. «Тор» начал уходить, но англичане не были дураками. Они следовали за нападавшими в густом тумане и постепенно догнали немецкий корабль.
Когда корабль вышел из тумана, Колер и его команда смогли оценить размеры своего преследователя: это был корабль водоизмещением двадцать тысяч тонн (в пять раз больше «Тора») и значительно быстрее немецких рейдеров.
Это был «Замок Карнарвон» (20 122 брт) — бывший грузовой корабль и самый быстрый лайнер на довоенном маршруте в Южную Африку. Его максимальная скорость составляет около 20 узлов. Стандартное вооружение британского вспомогательного крейсера составляет: восемь старых 152-мм орудий, две 76,2-мм зенитные пушки и шесть пулеметов Льюиса. В принципе противники равны, вопрос только в состоянии орудий и подготовке экипажа.
Замок начал подавать сигналы прожекторами, прося их остановиться и представиться. Тор пошел дальше. Около 7 часов утра капитан Харди, которому все это надоело, приказал сигналом флага остановиться и произвел предупредительный выстрел.
Как обычно, Келер изменил курс, выставил Тора на солнце и дал залп по Каслу с расстояния 13 километров. Британцы предвидели такое развитие событий, поскольку открыли огонь почти одновременно с немцами. На расстоянии 8-10 километров начинается карусель, где корабли ходят кругами и бросают друг в друга ядра. В 7:30 немецкие торпедоносцы выпустили по британскому кораблю две торпеды, но промахнулись.
В 08.03 британский вспомогательный крейсер внезапно прекратил огонь, повернул на север и начал отступать, сбросив для прикрытия три дымовых буя. Немцы открыли огонь по отходящим кораблям, а Тор повернул на юг и тоже стал уходить.
Позже выяснилось, что за час боя хорошо обученные немецкие артиллеристы выпустили девять 150-мм снарядов по замку Кернарфон, вызвав ряд неудобных пожаров. Но основной ущерб пришелся на последнюю, которая попала в мост и разрушила аппаратуру управления огнем. Кроме того, один из снарядов образовал пробоину, через которую вода залила артиллерийский магазин.
Замок Кернарфон поврежден».
Если бы у Тора было желание уничтожить своих врагов, это было бы легко сделать. Повреждённому замку Кернарфон потребовалось два дня, чтобы добраться до Монтевидео, где его отремонтировали.
«Замок Кернарфон» со списком маршрутов в Монтевидео.
Но «Тор» не получил повреждений; огонь британской артиллерии был крайне неточным. Единственным ущербом, который можно считать, является то, что у некоторых орудий из-за частого (некоторые отстреляли более ста выстрелов) начали заклинивать противооткатные устройства. Ведь за один час боя немецкая артиллерия выпустила 593 снаряда.
Около трети боеприпасов осталось в погребах, и немецкое военно-морское командование, поздравляя Колера с победой, предположило, что проведение такого морского боя дважды явно зашло слишком далеко. Но вина на самом деле невелика, потому что, честно говоря, в обоих случаях Тор просто не смог уйти от более быстрых противников.
С Рождеством
Истощение снарядов вынудило Колера потребовать пополнения корабля. 21 декабря Тор столкнулся с танкером снабжения в неизвестном месте F, из которого она получила топливо, снаряды и еду. К месту встречи для дозаправки пришёл и тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». К конференции даже был снят рекламный короткометражный фильм.
7 декабря праздники продолжились — к месту встречи подошел военно-морской танкер «Нордмарк», буксировавший «Приз Шелла», — а британский рефрижератор «Дукеса» погрузил 15 миллионов яиц и 3500 тонн мяса, став прекрасным новогодним подарком для экипажа.
«Дукса»
На Рождество Колер получил особый подарок — его наградили Рыцарским крестом.
Командир корабля провел совещание, чтобы обсудить планы на будущее. Колер отверг предложение о совместной операции командира «Шелла» и его старого друга капитана Зулси Кранка, поскольку в таком дуэте «Тору» суждено было сыграть роль плавучей тюрьмы, а такого приказа командования Службы не было. Кроме того, «Тор» значительно уступает «Панцирю» по скорости, вообще говоря, «Панцирь» идет севернее 30-й параллели, а «Тор» идет на юг.
В январе 1941 года, оказавшемся совершенно неудачным, «Тор», пополнив свои запасы и наконец освободив всех пленных, пересек экватор и еще раз изменил свой облик и стал несуществующим югославским кораблем «Флэт».
Перекрасив «Тора» еще раз, высушите кисть».
15 февраля 1941 года «Тор» и танкер «Европейское поле» заполнили топливные баки атакующего и перевезли почту «Тора», 1000 150-мм артиллерийских снарядов, 5 торпед и 2 «Арадо», предоставили запасные двигатели, различные припасы и даже припасы для замены тех, кто ушёл и умер.
Перезарядка привезенного заняла довольно много времени, и тогда механики Тора приступили к ремонту котла, заменив полусгоревшую дымовую трубу.
Лишь 16 марта начались новые поиски, поначалу безуспешные (одному кораблю удалось уйти, второй оказался испанским), и только 25 марта был обнаружен еще один корабль.
Трагедия «Британии
Это грузово-пассажирский лайнер Britannia (8799 GRT), вышедший из Ливерпуля 11 марта. На борту находились 327 пассажиров, многие из которых были членами Королевских ВВС и Королевского флота, а также около 200 членов экипажа.
«Британия» маневрировала агрессивно, открывая дымовые завесы и отстреливаясь от нападавших из хвостовых орудий. Немцы произвели 159 выстрелов, прежде чем корабль остановился, сделав несколько попаданий. Но прежде чем это могло произойти, радисты «Британии» наделали в эфире немало шума.
Капитан Келер оказался перед дилеммой: брать столько пленных было опасно, а даже половина из них имела военный опыт. Кроме того, Келер также узнал, что в 112 милях от Тора в зону боевых действий направлялся британский военный корабль».
Колер приказал команде и пассажирам покинуть корабль и потопить его из пушек. Он не взял на борт пленных, что привело к самым большим потерям среди всех немецких рейдерских действий за всю войну.
Спасая человека, упавшего за борт во время преследования, и сообщив в штаб, что в настоящее время в море дрейфует более 520 человек, Колер объяснил причины своего ухода и покинул этот район.
В целом результаты оказались странными: позже так и не выяснили, какой корабль послал сигнал о спасении, но факт был в том, что на помощь пассажирам «Британии» в тот день никто не пришел. Лишь на четвертый день удалось спасти первую группу терпящих бедствие людей. Всего на борту «Британии» находилось 527 человек, из них 122 члена экипажа и 127 пассажиров погибли. Действительно, погибло большое количество азиатских экипажей, во многом по вине британских солдат, боровшихся за места на корабле.
В тот же день, то есть в 17:13 25 марта, злоумышленники перехватили шведский угольный корабль Trolleholm (5047 GRT), перевозивший зафрахтованный британцами груз угля из Ньюкасла в Порт-Саид через Кейптаун, и отправили сигнал . Корабль затонул в 19:06 из-за подрыва, и находившийся на борту 31 член экипажа был переведен на крейсер.
Третья битва
В 6:15 утра 4 апреля в 900 милях к западу от островов Зеленого Мыса сигнальщик Тора заметил сталкивающийся корабль. Корабль не маневрировал, и немцы решили сохранять нейтралитет, но в качестве меры предосторожности была объявлена боевая тревога. Однако, когда два корабля приблизились менее чем на 20 километров, Келер приказал поднять немецкий флаг и произвести предупредительный выстрел по курсу.
Потом выяснилось, что к нам направляется британский вспомогательный крейсер во всем снаряжении. Третий раз был рейд. Келер приказал всем орудиям открыть огонь, что было завершено в 6:46.
Противник был идентифицирован как вспомогательный крейсер «Вольтер» (13 245 брт), вооруженный штатными восемью 152-мм орудиями и двумя 76,2-мм зенитными орудиями.
Бой начался на кинжальной дистанции 9 километров. Первый залп немецких атакующих попал в мостик, уничтожив радиорубку и генераторы системы управления огнем. Британские крейсеры ответили залпом, но из-за разрушения системы управления британский огонь был совершенно неточным. Можно сказать, что единственной победой, одержанной англичанами за весь бой, было разрушение антенны «Тора» пролетевшим над кораблем снарядом».
Немцы давали залп каждые 6 секунд и попали. В 7:15 торпедист выпустил торпеду, но снова промахнулся на 7000 метрах. Но артиллеристам удалось вывести из строя рулевые органы, в результате чего горящий «Вольтер» начал двигаться со скоростью 13 узлов и продолжал вести огонь обоими орудиями.
Но и у немцев начались проблемы: орудие снова начало выходить из строя из-за перегрева, а из противооткатного бака начал вытекать глицерин. В результате орудия Колера № 3, 4 и 5 прекратили огонь и начали стрелять из орудий правого борта, но слишком скоро замолчали. «Тор» начал маневрировать, чтобы предоставить торпедному расчету еще одну возможность атаковать, но в 8:06 британцы спустили флаг.
Пылающий «Вольтер» продолжал следовать по кругу и затонул в 8.35. Тор оставался в этом районе пять часов, спасая из воды экипаж британского судна. Очевидно, что инцидент с «Британией» не был типичным для Хлои и его команды. Из 269 членов экипажа удалось спасти 197, в том числе капитана Блэкберна.
За 55-минутный бой наводчик «Тора» произвел 724 выстрела, что составило более половины боекомплекта. Когда антенну отремонтировали, сообщение о битве дошло до Берлина, где немецкий флот совершил глупость и объявил всему миру о победе. Так британское Адмиралтейство узнало о судьбе Вольтера и общем районе атаки Тора. Команде пришлось снова работать над превращением Тора в советский Орск».
12 и 13 апреля Тор встретилась с цистерной с снабжением, за это время она получила свежие продукты и сдала 170 из 227 пленных.
16 апреля Тор перехватил последнюю жертву этой операции. Жертвой стал шведский рудовоз Sir Ernest Cassel (7739 GRT), направлявшийся в Лоренцо Маркес для погрузки руды в Великобританию. Рудовоз тонет из-за затрат на снос.
Двумя днями позже «Тор» отплыл в Бискайский залив и после непродолжительной остановки в Шербуре 30 апреля 1941 года рейдер провел в море 329 дней и прошел 57 532 морских мили. Причальная стенка «Немецкой верфи» в родном городе Финкевердейле.
Результатом боевой деятельности капитана Zur See Otto Köhler и его команды стало потопление и захват 12 линкоров общей вместимостью 96 547 брт и 3 боя со вспомогательными крейсерами противника. За время пути от рук нападавших погибли всего три человека.
Дорожная карта Хищника.
Затем пути Келера и «Тора» разошлись; капитан больше не выходил в море и продолжал службу на берегу.
между поездками
Команда Тора отдохнула, и на верфи Deutsche Werf началась работа: началась подготовка Тора ко второму рейду. Старые и довольно изношенные орудия были сняты и заменены 150-мм орудиями Tbk C/36, такими же, как на эсминцах типа 1936А. Преимуществом орудия является современная система управления огнем, оснащенная новым дальномером. Самым большим нововведением стал радар. Конечно, радар еще надо доработать.
Что ж, капитанство тоже новое: на место капитана Кёлера назначен Zur See Гюнтер Гумприх.
Вместе с капитаном обновился и экипаж, что было логично после года плавания, многим захотелось погулять по суше; Однако некоторые люди решают снова заняться Торой в поисках приключений. Их число было значительным: 6 офицеров и 43 матроса.
Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..
То есть пятая часть нового экипажа была ветеранами первой кампании.Наконец, все приготовления были завершены, и 19 ноября 1941 года «Тор» начал свой второй бой. По планам штаба, «Тор» должен был заменить «Баклан Рейдеры», бесчинствовавшие в Индийском океане. Но в тот день «Баклан» столкнулся с легким крейсером «Сидней», в результате чего оба корабля пошли ко дну морскому. Что касается Тора, все идет не так, как мы надеялись: кампания завершилась почти не успев начаться. В 21:39 20 ноября 1941 года в густом ноябрьском тумане и темноте «Тор» столкнулся со шведским рудовым кораблем «Ботния» (1356 брт). Корабль был затемнен согласно огням военного времени и встал на якорь. Корабль с рудой затонул, и Тор отправился на верфь для ремонта.
Цвета блокады в Торе.
Но, по их словам, результаты были еще лучше, потому что британская разведка работала хорошо, а встречи Тора в районе Ла-Манша были интенсивными. Но и без этого понятно, что им придется прорываться через Ла-Манш, потому что на других участках все намертво блокировано британским флотом.
Второй бой Тора начался 2 декабря, но только в следующем году, 17 января 1942 года, «Рейдер» ворвался на поле боя. Приказ давал Гампричу задачу повторить блестящий успех командира вспомогательного крейсера «Пингвин Кройд» и попытаться захватить китобойный флот союзников в антарктических водах.
Но оказывается, что новому капитану Тору не так повезло, как старому капитану. Пока работал радар, радиоперехваты показали, что в районе прибытия «Тора» находились китобои, а самолетами-разведчиками «Арадо» было совершено более 80 полетов — все безрезультатно. Наконец Гамприч сдался и решил сменить район поиска всегда находил Не к китобоям.
Между тем, был уже март 1942 года, но только 23 марта «Тор» смог реально открыть боевой счет:
Греческий транспортный корабль «Пагаситикос» (3942 брт), перевозивший уголь из Андроса в Монтевидео, был торпедирован и затоплен. В плен попали 33 члена команды.
Далее произошла встреча с кораблем снабжения «Регенсбург», который дозаправился и переправил продовольствие Тору, а Гамприч использовал корабль снабжения в качестве радиолокационной цели для калибровки своего радара в ночное время. Оказалось, что радар увидел цель в форме корабля на расстоянии всего 14,5 километров, но в богатых айсбергами антарктических водах это гораздо лучше, чем ничего.
Новая тактика перехвата
Пока продолжались все эти периоды бездействия, Гамприч разработал новую стратегию для «Тора»: по примеру пилотов Первой мировой войны корабельный «Арадо» был оснащен «Тором» очень похожим устройством. Пилоты первоначально сражались с воздушными шарами и самолетами: гири на веревках. Но с помощью такого простого устройства Гамприч решил вырвать корабельную антенну, лишив корабль возможности позвать на помощь или сообщить о происходящем.
30 марта появилась возможность опробовать новую тактику: «Тор» заметил транспортный самолет «Веллпарк» (4649 брт) и отправил «Арадо» попытаться оторвать антенну и обстрелять кабину и мостик из пулеметов.
Британского капитана Александра Конде не обманули знаки отличия американского флота, нанесенные на корпус и крылья «Арадо», поэтому встреча с немецкими разведчиками на разных стволах прошла очень восторженно. Самолет получил повреждения, но смог отломить антенну, что и определило дальнейшую судьбу Wellpark. Со второго залпа артиллеристы «Тора» накрыли британские корабли и добились двух попаданий. Экипаж покинул корабль, а абордаж обнаружил, что на «Веллпарке» перевозятся запасные части для самолетов и бронетехники, что и решило судьбу корабля: его отправили на дно моря с затратами на его демонтаж. В ходе обстрела погибли 7 человек, а остальные 41 стали пленными.
Капитан Цур Си Гамприч назвал эту тактику «молчанием» и она ему очень понравилась. «Обнаружить корабль – антенна повреждена – остановить корабль» действительно хорошее решение, когда атакованный корабль совершенно не в состоянии позвать на помощь. 1 апреля «Арадо», замаскированный под американский самолет, заметил еще один корабль, и его эффективность была окончательно проверена.
«Арадо-196» и «Тор».
«Тор» начал приближаться, и гидросамолет снова полетел в сторону замеченного корабля. «Арадо» нанес удар со стороны Солнца, вырвав антенну и сбросив две 50-килограммовые бомбы (они промахнулись по аппарату). Зенитчики на атакованном корабле отдали честь немцам (пострадал штурман-наблюдатель), но через 17 минут вокруг жертвы, которой оказался британский пароход Willesden (4563 GRT), начали рваться снаряды «Тор» от Нью-Йорка до Александрии».
Англичане целых шесть раз выстрелили из 102-мм пушки, установленной на корме, но попасть в Тора не смогли. Но снаряды немецких нападавших воспламенили находившийся на палубе груз — бочки с нефтью.
Экипаж покинул горящий корабль, а Уиллесден был торпедирован и затонул.
3 апреля был перехвачен норвежский корабль Aust (5630 брт), следовавший из Бруклина в Мумбаи с военными грузами, в том числе военной техникой. Все прошло по сценарию испытания: сначала гидросамолет заметил корабль и навел на него «Тор», затем отрезал антенну и сбросил две бомбы (опять безрезультатно), после нескольких залпов примерно с 8 миль стрельба, транспорт остановился. Абордажная команда применила взрывчатку, чтобы отправить «Ауст» на дно моря.
10 апреля нам предстояло провести практическое испытание радара. Около 19 часов была замечена цель, которую Тор первоначально принял за вспомогательный крейсер. Руководствуясь данными радаров, атакующие незаметно приблизились (на расстояние 2200 м) и, убедившись, что это не военный корабль и не нейтральный корабль, атаковали, выпустив две торпеды и залпы из орудий. Как обычно, торпеды промахнулись, как и первый залп, но после второго залпа корабль загорелся.
Гамприч приказал прекратить стрельбу, но затем при свете прожектора стало видно, что горящий корабль таранит. Орудия снова открыли огонь, выстрелив еще 14 раз, прежде чем атакованный корабль потерял скорость. Так случилось, что все корабли атакованного корабля были уничтожены, а экипаж просто стал прыгать в воду. Они спустили свои корабли с «Тора» и начали спасать команду противника. После более чем трехчасового пребывания в темноте экипаж затонувшего корабля был спасен из воды.
оказалось, что британский «Киркпул» (4842 брт) был под атакой и никто не пошел таранить «Тор». Просто после первого удара в кабине руль остался без присмотра. Транспорт закончился торпедой.
У Гамприча были все основания для радости: за 19 дней было потоплено пять кораблей общим тоннажем 23 626 брт. После этого случая Тор получил приказ покинуть Южную Атлантику и направиться в Индийский океан для выполнения рейдовой миссии.
Индийский океан
6 мая в 1500 милях от западного побережья Австралии авиадиспетчеры заметили еще одну цель: грузовой самолет Nanjing (7131 GRT), летевший из Фримантла в Мумбаи и перевозивший генеральные грузы и пассажиров, в том числе военнослужащих. Самолет также отметился на лайнере, и в его честь салютовали зенитками и личным оружием армии.
С первого раза уничтожить антенну не удалось, поэтому пилот сделал еще один заход под обстрелом, и все прошло успешно. Далее пушка «Тор» пришла в движение, стреляя по зигзагообразно движущимся кораблям с расстояния двенадцати тысяч метров. Британцы ответили 28 выстрелами из кормовой пушки, но все промахнулись.
После полуторачасового огневого преследования немцы нанесли первое попадание по «Нанкину», которого оказалось достаточно: капитан Стратфорд приказал экипажу и пассажирам покинуть судно. Но в итоге пассажиры быстро вернулись: с помощью британских корабельных механиков немцы устранили повреждение двигателя, переправили всех пленных в Нанкин и направились к месту встречи с припасами на двух кораблях. Корабли Регенсбург вместе».
Гамприч переименовал «Нанкин» в «Лойтен» и передал оттуда часть припасов рейдерам. Снабженцы вывезли добычу в Японию, а «Тор» продолжил атаку.
Следующий инцидент произошел примерно через месяц, в ночь на 14 июня. Радар указал на присутствие корабля, и Тор смог подойти к нему на расстояние 1600 метров, не будучи обнаруженным. С этого большого расстояния наводчик дал залп, надеясь поразить рубку и мостик.
Результаты оказались плачевными: атакованным кораблем оказался танкер «Оливия» (6307 брт), вышедший из Абадана с полной загрузкой и находившимся на борту 46 членами экипажа.
После попадания вокруг танкера поднялась стена огня, спасся только один человек — артиллерист, которого взрывом выбросило с палубы. Однако позже стало известно, что во время пожара 12 членам экипажа (4 голландца и 8 малайцев) удалось спустить судно и спастись. Через 30 дней они прибыли на Мадагаскар, но выжили только трое голландцев и один малайец.
19 июня в том же районе вновь был перехвачен нефтяной танкер из Абадана. На этот раз все прошло по классике: «Арадо» открыл огонь по мосту, срезал радиоантенну и поразил цель бомбами. Норвежский нефтяной танкер Herborg (7892 брутто-тонна) остановился после предупредительных выстрелов. Танкер перевозил 11 000 тонн сырой нефти из Абадана во Фримантл. Было бы глупо топить столь ценную добычу, поэтому Гамприч переименовал танкер в «Гогенфридберг» и отправил добычу в Японию, куда она прибыла 7 июля.
Позже он был переоборудован в блокадный катер и отправлен во Францию. 26 февраля он был перехвачен британским тяжелым крейсером HMS Sussex и затоплен.
4 июля другой норвежский нефтяной танкер Madrono (5894 брутто-тонна) был захвачен в балластном (пустом) состоянии на пути из Мельбурна в Абадан. Гамприч назвал премию «Росбах» и отправил ее в Японию.
20 июля «Тор» встретил британский рефрижератор «Инд» (5187 брт). Капитан Брайан решил сдаться без боя и направил наводчика к единственному орудию в корме, радиста к рации, сам взял штурвал и на полном ходу начал уворачиваться от снарядов Тора. Но сегодня не его день.
Сигнал «Радио Инда» был принят несколькими кораблями, но они находились слишком далеко, чтобы прийти на помощь. Наводчик-индус произвел два выстрела, затем немецкий снаряд уничтожил орудие и убил командира расчета, затем еще один снаряд залетел в радиорубку и убил радиста, который до конца оставался на своем посту. Но экипаж, состоящий в основном из азиатских иммигрантов, покинул машину и начал бежать, когда на них впервые напали. Корабль горел так сильно, что садиться на него не было смысла, поэтому, спасая из воды 49 членов экипажа, «Тор» покинул Инд и оставил его гореть.
«Индус» стал последней и десятой жертвой «Тора» во втором бою.
«Рейдер» некоторое время оставался в Индийском океане, прежде чем его отправили в Японию для ремонта, отдыха и пополнения запасов. 30 августа «Тор» отплыл в Японию и 10 октября бросил якорь в Иокогаме.
Второй бой длился 314 дней, в ходе которого Тор уничтожил 10 кораблей общим тоннажем 55 587 брт (по другим данным 56 037 брт).
Карта для второй поездки.
Очень странный конец
В Японии Рейдер должен готовиться к своему третьему походу, но как-то это оказывается совсем глупо. 30 октября 1942 года, ровно через год после того, как Тор покинул Киль, работа была почти завершена. «Тор» пришвартован на борту немецкого нефтяного танкера «Укермарк» Все любители военно-морской истории знают, что его первоначальное название было «Альтмарк», который в 1939 году поставлялся на тяжелый крейсер «Адмирал Граф Шпее». Корабль снабжения. В Укермарке очищают танки, а команда Тора откровенно расслабляется.
На днях состоялся первый международный футбольный товарищеский матч между сборной Японии и сборной Германии. На поле соревновались и моряки из экипажа «Тора». Кстати, сборная Японии победила со счетом 8:7. На борту «Рейдера» в тот день находились гости и журналисты, для них была организована презентация корабля. После обеда Гамприч на лодке отправился посетить захваченный им ранее Нанкин.
В 13:20 на танкере прозвучали подряд три взрыва. Третий, самый сильный, разрушил мост Укермарка и повредил надстройку Тора. Когда он обрушился, часть танкерного моста легла на верхушку нападавших, а другой конец - на стенку дока, что позволило людям спастись по нему с горящего корабля. Загоревшаяся нефть в баках танкера начала выливаться за поверхность порта, в результате чего «Тор», уже пострадавший от взрыва и обломков танкера, сгорел.
Гамприч вернулся и организовал спасение упавших в воду людей. Однако в результате взрыва и пожара погибли 13 членов экипажа «Рейдера» и 53 члена экипажа «Укермарка». Число погибших японских и китайских рабочих верфи остается неясным. Официального расследования не проводилось, но возможными причинами катастрофы могли быть искры от проводимых работ или курение рабочего в баке, наполненном парами масла.
Вот так откровенно нелепо закончилась история самого успешного немецкого надводного корабля ВМФ.
На этом заканчивается история «самого радикального» вспомогательного крейсера Третьего рейха.
Конечно, в целом ситуация во многом уникальна.
маленький «Тор» плавал 642 дня, потопив один вспомогательный крейсер и отправив два на капитальный ремонт, потопив 17 торговых судов и захватив 4 в качестве трофеев. Ущерб, нанесенный противнику, достигает ошеломляющих 152 584 брт. Он участвовал в трёх морских сражениях и одержал победу.
Кроме того, новый метод использования гидросамолетов позволил обеспечить очень эффективную стратегию «тишины» во время второго рейса. Да, капитан Гамприч не обладал такой удачливостью и расчетом, как Келер, но, тем не менее, все у него прошло гладко.
Когда эффективность корабля меньшего, чем у крейсера, водоизмещения, не имеющего брони и оснащенного шестью старыми орудиями, превышает эффективность линкора, то это означает, что стратегический выбор неверен.
Да, в атаке принимали участие почти все корабли германского флота, от «Шарнхорста» и «Гнейзенау» до «Кометы» и «Тора». Вопрос в том, кто эффективнее. Кто знает, какими были бы окончательные результаты корабля, если бы не взрыв 30 ноября, день, ознаменовавший конец карьеры вспомогательного крейсера HMS Thor.
Так что результат получился очень хороший, хотя, конечно, и без того судьба нападавших была весьма драматичной.
Взял здесь
Военная техника Оружие Корабли Военная история Флот Чангган 5Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Позор «Тирпитца», «Бисмарка» и головная боль британского флота (часть вторая).