Историю танковых частей довоенных вооруженных сил Югославии можно проследить с 1917 года, когда в ходе операций на Салоникском фронте в составе союзных войск был сформирован взвод бронеавтомобилей Армии Королевства Сербия. В составе подразделения имеются два пулеметных бронеавтомобиля «Пежо» французского производства и два «Мгебров-Рено» (по другим данным — только два «Рено»). В 1918 году они отличились на марше через Сербию, а некоторые из них с сербской армией дошли до Словении.
Югославский бронеавтомобиль «Пежо» пересекает реку по понтонному мосту.
На примере французской военной школы в межвоенный период военное командование Королевства Сербия, Хорватия и Словения (сокращенно Королевство СВС; с 1929 года Королевство Югославия) приняло на вооружение аналог французского термина «char de ". Комбат" - "боевая машина" (борна кола). Югославские генералы были хорошо осведомлены о перспективах этого оружия и с 1919 года вели очень интенсивные переговоры с французской стороной о поставках танков и обучении личного состава. Поэтому, как Еще в 1920 году первые югославские военнослужащие прошли подготовку в составе 303-й танковой роты 17-й французской колониальной дивизии, дислоцированной в оккупированном союзниками Стамбуле до 1930 года. Группа офицеров и унтер-офицеров также была отправлена во Францию для обучения в 1920-24 годах. В рамках военного кредита армия Королевства СХС бесплатно получила из Франции несколько партий бывших в употреблении легких танков Renault FT17 пулеметы (так называемый «женский» вариант) и пушки (так называемый «мужской» вариант). Сербский военный историк Душан Бабац оценил общее количество танков в 21 · Далибор; Денда) считает, что количество несколько меньше. В любом случае FT17 поступали разрозненными партиями, и их техническое состояние было не идеальным. В основном они использовались для обучения личного состава соблюдению планового развертывания бронетанковых войск. Первый опыт в. В 1931 году 10 танков, все еще находившихся в «мобильном» состоянии, были объединены в «Роту боевых машин» (Сета Bornih kola), дислоцированную в историческом центре сербской военной промышленности, город Крагуевац Однако износ техники, особенно гусениц и ходовой части, а также нехватка запчастей привели к расформированию роты в июле того же года, а танки были переданы в пехоту и. Оставшаяся часть ржавела на складах, пока не была разобрана на запчасти для новых танков, закупаемых югославской армией в 1932-40 годах.
Танк «Рено» FT17 на вооружении Королевства Югославия.
В 1932 году согласно военному договору Польша передала Югославии 7 лёгких танков FT17 и партию запасных частей, которые пригодились для обветшавшего танкового парка королевства. Правительство Югославии продолжало интенсивные переговоры с Францией по поводу оказания бесплатной военной помощи «балканским союзникам», и в 1935 году было достигнуто соглашение о поставке дополнительных 20 FT17. Существует также улучшенная модификация M28 Renault Kegres, выпущенная Францией до 1936 года. Учитывая, что даже такой заслуженный «ветеран», как Renault FT17, продавался на европейском рынке бронетехники в то время более чем за 150 000 франков, югославский предприниматель заключил весьма выгодную сделку!
Двухместный легкий танк FT17 оснащен четырехцилиндровым двигателем Renault 18, может развивать скорость 2,5 км/ч (М28 – в два раза быстрее) по пересеченной местности, имеет броневую защиту 6–22 мм. Около двух третей из них оснащены 37-мм артиллерийскими установками SA18, остальные — 8-мм пулеметами Гочкиса. Конечно, в современных условиях войны они, мягко говоря, неэффективны и пригодны лишь для поддержки пехоты против врагов без тяжелого вооружения (партизан и т.п.). Однако во второй половине 1930-х годов, когда Югославия рассматривала Венгрию как своего главного потенциального противника (король Александр I Карагеоргиевич активно формировал военно-политический союз, известный как «Малая Антанта»), это разнообразие танков казалось достаточным: Мадьярский парк бронетехники был не намного лучше.
Югославские FT17 имели стандартную французскую темно-зеленую окраску, и только некоторые M28 имели трехцветный камуфляж Малой Антанты с зелеными, «шоколадно-коричневыми» и «охряно-желтыми» пятнами.
Увеличение количества танков привело к тому, что в югославской армии в 1936 году был сформирован «Батальон Борных кола» (Bataljon Bornih kola), организованный по «тройному» принципу – три танковые роты (четвертой была рота «Парк», т.е вспомогательный), Три взвода по три танка в каждом. Третий взвод каждой роты состоит из модифицированных FT17 M28. При штабе также был закреплен танковый взвод, а за «парковыми» ротами — взвод, в каждой из которых имелся «резервный» танк. Командирами рот были назначены капитаны Д. Зобеница (впоследствии командир батальона), Б. Небреклиевич и Л. Терзич, прошедшие танковую подготовку во Франции. Всего в батальоне имеется 354 человека личного состава и офицеров, 36 танков, 7 легковых автомобилей, 34 грузовых и специальных машин, 14 мотоциклов с колясками.
«Танковый батальон» находился в непосредственном подчинении военного министерства (в военное время — Верховного командования югославской армии), но его подразделения были разбросаны по всему королевству: штаб, 1-я рота и рота «Парк» — в Белграде, 2-я рота - в Сааг-Лёбе (Хорватия), 3-я рота в Сараево (Босния). В Югославии не было специального положения для танковых частей, боевая подготовка проводилась регулярно по французским инструкциям – только в первой роте. Эти танки предполагалось использовать исключительно для «сопровождения пехоты», что сознательно ограничивало их боевую роль – распространенное заблуждение среди довоенных европейских армий! Однако, по воспоминаниям современников, в сентябре 1936 года, когда батальон был представлен публике и иностранным наблюдателям на военном параде в Белграде, он «произвел сенсацию».
В 1936 году появился документ, определявший дальнейшее развитие югославских бронетанковых войск — «Положение о мирном времени и воинском составе армии» (Uredba o mirnodopskoj iratnoj formaciji vojske). По имеющимся данным, в ближайшее время планируется сформировать два батальона средних танков (всего 66 машин), еще один батальон легких танков и эскадрилью «легких кавалерийских танков» в составе 8 танков. В 1938 году планировалось развернуть в подчинении Верховного Главнокомандования 7 танковых батальонов (всего 272 машины) по одному на каждую армию, а также тяжелый танковый батальон (36 машин). В дальнейшем каждый танковый батальон получит четвертую «дополнительную» танковую роту.
В рамках проекта по преобразованию одной из двух кавалерийских дивизий Югославии в механизированную дивизию в 1935 году начались переговоры с Чехословакией (также входившей в Малую Антанту) о поставке «легких кавалерийских танков» (т.е танков клиновидной формы). С чешским заводом Skoda было заключено кредитное соглашение на сумму 3 миллиона динаров, из которых в 1937 году в Югославию было поставлено 8 танкеток Skoda T32. Сообщается, что капризные югославы просили специально для них доработать штатный образец этой боевой техники, увеличив максимальную броневую защиту до 30 мм, усилив вооружение и т д., и все это пунктуальные чехи удовлетворили. В 1938 году Т32 прошел испытания в Югославии. Машина получила официальное обозначение как «скоростная боевая кавалерийская машина» (brza konjicka Borna kola) и была сформирована отдельная эскадрилья под командованием кавалерии. До февраля 1941 года дислоцировалась под Белградом с танковым батальоном, а затем была переведена в Кавалерийское училище в Земуне. Вполне современно для конца 1930-х годов. Чешский танк был быстрым, оснащен 37-мм пушкой «Шкода А3» и 7,92-мм пулеметом «Зброевка-Брно М1930» и имел экипаж из двух человек. Все были окрашены в трехцветный камуфляж Малой Антанты».
Югославский клиновидный «Шкода» Т32 на военном параде.
Югославский автомобиль Skoda T32 на танкетке камуфляжного цвета.
В югославской армии эти эскадрильи легких танков стали, пожалуй, наиболее подготовленными и наиболее широко используемыми бронетанковыми подразделениями до войны. Специально для Т32 югославский генеральный штаб в 1938 году опубликовал «Инструкцию по применению кавалерии и бронетанковых войск» (Uput za upotrebu oklopnih jedinica u konjice). Этот документ, по сути, стал единственным чисто «танковым» уставом Королевства Югославии, предусматривавшим широкое использование танков. Они могут использоваться для разведки и действий против флангов и тыла противника, для захвата ключевых точек до подхода основных сил, а также для авангардно-дозорной службы (в последнем случае отправляются две машины из взвода, а остальные действуют как фланговая боевая охрана или образуют огневой резерв). Лобовая атака противника предполагалась лишь при наличии элемента внезапности. Для хорошо подготовленной танковой эскадрильи рекомендуется максимально использовать преимущества низкого профиля машины, относительно небольшого веса, высокой бронебойной силы 37-мм пушки А3 и т.д. Личный состав армии принимал участие во всех крупных учениях в довоенной Югославии. В частности, в сентябре 1940 года их по понтонному мосту переправили через реку Саву на Аду Циганлию под Белградом; эти учения посетил молодой король Петр II Карагеоргиевич и лично испытал боевую технику.
В сентябре 1940 года король Петр II ездил на новом R35.
В 1938 году была окончательно заложена тактическая основа применения югославских танковых войск. Однако изданное Генеральным штабом «Руководство по применению бронетанковых войск и обороне боевых машин» (Упут за употребу охлопных единицца и одбрану од Борных кола) содержит всего 12 страниц, посвященных действиям бронетанковых войск, более 100 человек, но это только начало. Под очевидным влиянием французской военной доктрины танкам придавались вспомогательные функции по поддержке действий пехоты и кавалерии: сопровождение и огневая поддержка, разведка и преследование отступающего противника, функции против танков противника и т д. Учитывается и Балканский театр — большое внимание уделяется особенностям слаженных действий танков и пехоты в горной и лесистой местности. Атака велась двумя эшелонами, причем второй эшелон выполнял роль мобильного резерва. Иногда третий уровень назначается для «обеспечения успеха разработки». Пехота, наступавшая на главном направлении атаки, поддерживалась танками из расчета одна рота боевых машин на батальон, а на второстепенных направлениях пехотным батальонам предписывалось выделить по одному танковому взводу.
Накануне Второй мировой войны военное руководство Королевства Югославия прекрасно осознавало недостатки и несовершенство имевшейся в его распоряжении бронетехники. В ответ предпринимались активные попытки получить партию более современных танков. Проводя аналогию с Францией, основным поставщиком бронетехники, выбираем Renault R35, поступивший на вооружение французской армии взамен устаревшего FT17. В начале 1940 года югославская военная делегация после длительной ссоры наконец достигла соглашения о покупке партии боевых кораблей в кредит (похоже, главным принципом королевских стратегов было: «дешевая обороноспособность»). 54 Renault R35, ранее входившие в состав бронетанкового резерва ВС Франции. В апреле того же года машина прибыла в Югославию. Крах Франции под натиском нацистской Германии освободил югославов от необходимости погашения кредита, однако вскоре им самим пришлось «платить по счету» совершенно иного рода…
Югославский танк «Рено» R35 и знак отличия «1-го танкового батальона".
Оборудованный 37-мм пушкой и 7,5-мм пулеметом М1931 (боезапас 100 и 2400 патронов) и оснащенный четырехцилиндровым двигателем Renault, R35 является относительно хорошей машиной в своем классе: «Легкий гвардейский танк». Имеет скорость 4-6 км/ч на пересеченной местности и толщину броневой защиты от 12 до 45 мм был способен более-менее успешно выдерживать попадания снарядов калибра 37 мм, который был основным калибром противотанковых орудий того времени. Экипаж состоял из двух человек, сложность заключалась в том, что командир должен был быть основательным специалистом общего профиля, который одновременно выполнял функции наводчика, наблюдателя, если на танке имеется радиооборудование, то оно выполняет и функции радиосвязи. Как готовится гражданский водитель на должность механика-водителя Однако малая мобильность и малокалиберность вооружения сделали R35 менее боеспособным в противостоянии с немецкими Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, имевшими на борту 50 штук мм и 75-мм пушки соответственно явно в невыгодном положении.
Новый Renault вошел в состав «Второго танкового батальона» (Drugi bataljon Bornih kola) Королевской югославской армии, который был сформирован в 1940 году и которым руководил майор Данило Зобеница, один из нескольких профессиональных офицеров-танкистов страны. Существующий батальон FT17 получил соответственно название «Первый» (Prvi bataljon Bornih kola). Однако в названиях батальонов существует некоторая путаница (сербский военный историк Душан Бабак считает, что к 1941 году батальон R35 имел номер «Первый»). Например, на боковой эмблеме батальона R35 написано «Первый». Отряд имеет форму белой «Горящей Гренады» с выгравированной на ней черной цифрой «1». Во избежание недоразумений сами югославские военные предпочитали называть танковые батальоны просто «старыми» и «новыми». 9 сентября 1940 года «новый» батальон провел свои первые гарнизонные учения в Торлаке под Белградом.
Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..
В ходе учений башни его танков были окрашены белыми горизонтальными опознавательными полосами. Не успев как следует освоить свою технику, югославские танкисты вели себя на маневрах весьма осторожно и, по словам современника, «ничего особенного не показали, но и не накосячили».Офицер Р35.
В декабре 1940 года новый уровень танкового батальона получил «высокое» одобрение и того, и другого. В батальоне теперь имеется штаб (51 солдат и офицер, 2 легковых автомобиля и 3 грузовых автомобиля, 3 мотоциклетные роты, по 4 в каждом взводе, по 3 танка в каждом взводе и 3 мотоцикла в каждой роте, 1 «резерв» (87 солдат); и офицеров на роту, 13 танков, 1 легковой автомобиль и 9 грузовых и специальных автомобилей, 3 мотоцикла); 1 «вспомогательная» рота (143 солдата и офицера, 11 «резервных» танков, 2 легковых автомобиля, 19 грузовых и специальных машин, 5 мотоциклов). Боковые эмблемы рот обоих батальонов: первый батальон представляет собой белый круг, второй батальон - квадрат, третий батальон - треугольник. На этих фигурках синей краской был выгравирован знак различия взвода — Туз пик для первого места, Туз червей для второго места, Туз бубен для третьего места и Туз треф для четвёртого места. В целом это очень похоже на маркировку, принятую на вооружении французских бронетанковых войск. На фото башня или лобовая броня «старого» дивизиона FT17 и башни R35 также окрашены белой краской с серийными номерами.
27 марта 1941 года «новый» танковый батальон сыграл важную роль в перевороте в Королевстве Югославия, который был организован группой старших офицеров под руководством генерала Д. Симовича. Пробританские и просоветские части югославской политической элиты выступили против союза с гитлеровским Третьим рейхом под популярным сербским лозунгом «Лучше война, чем договор» (Boljeratnjegopakt) и свергли прогерманское югославское правительство. Регент Поль и премьер-министр Д. Цветкович. Танки Р35 под командованием майора Данило Зобеницы, активного участника военного заговора, вошли в Белград и взяли под свой контроль территории строительства Министерства армии и флота и Генерального штаба, а также заняли Белград для защиты районов поддержки государственного переворота «Бели Двор» Резиденция молодого короля Петра II. Фотоматериалы того времени показывают, что на колесничной башне батальона майора Зобеницы патриотический девиз «ЗА КРАЯ И ОТАБИНА» (ЗА КРАЯ И ОТАБИНА) был написан мелом, что немаловажно - кириллицей (считалась кириллица) отличительная черта «сербизма» в Югославии). После переворота майор Зобеница был «произведён» в адъютанты короля Петра, а батальон R35 фактически положил начало войне «без хозяина».
Танки Р35 в Белграде во время переворота 27 марта 1941 года
Надпись на башне: «За Царя и Отечество» «рождена простым мелом» (цит.).
Еще одним танком армии Королевства Югославия был взвод бронетехники, закупленный в 1930 году и приписанный к кавалерийской школе в Земуне. Таких машин было, вероятно, всего три (2 французских Berliet неизвестной модификации, 1 итальянская SPA), классифицированных в Югославии как «автоматические пулеметы» (automitraljez), использовавшиеся для огневой поддержки и сопровождения кавалерийских частей и разведывательно-сторожевой службы.
Основу личного состава и офицерского состава югославских бронетанковых войск составляли военнослужащие «номинальной нации» Королевства – сербов. Также среди танкистов были хорваты и словенцы, представители народов с богатыми промышленными и ремесленными традициями. Македонцы, боснийцы и черногорцы — коренные народы наименее технологически развитых районов Югославии, и они редки.
Югославские танкисты носят стандартную военную серо-зеленую форму М22. Головным убором «военной и повседневной» формы личного состава является традиционная сербская шапка — «шайкача» для офицеров — шапки особой формы («касекет»), плоские фуражки и летние шапки; Цвет приборов у бойцов танкового батальона - общевойсковой красный, а у экипажей танков и бронетехники - кавалерийский синий. В 1932 году танкисты ввели уникальную эмблему в виде небольшого силуэта танка FT17, носимого на погонах, изготовленного из желтого металла для танков низшего звена и белого металла для офицеров. Рабочая и походная форма танкиста состоит из серо-зеленого комбинезона и танкового варианта каски Adrian M1919 французского производства. На шлем также надеты специальные пылезащитные очки в кожаной оправе.
Командир экипажа Т32 в танковом шлеме и комбинезоне.
Когда нацистская Германия начала вторжение в Королевство Югославия, вооруженные силы Югославии располагали 54 легкими танками R35, 56 устаревшими танками FT17 и 8 танками Т32. «Новый» танковый батальон (R35) дислоцировался в городе Младеновац, южнее Белграда, и входил в резерв Верховного Главнокомандования, за исключением 3-й роты, которая была переброшена в Скопье (Македония) и была заменена командованием 2-й трехармейской армии Югославии. «Старые» танковые батальоны (FT17) были разбросаны по всей стране. Штаб и «вспомогательные» роты располагались в Белграде, а три танковые роты Второй, Третьей и Четвертой югославских армий — в Сараево (Босния), Скопье (Македония) и Загребе (Хорватия). В Земуне под Белградом дислоцировалась танковая эскадрилья, которой было поручено противодесантная оборона расположенного там военного аэродрома и прикрытие оперативного направления от Срема до Белграда.
Боеготовность и состояние техники бронетанковых войск были неудовлетворительными. Старая техника давно выработала свой ресурс, новая техника еще не освоена экипажами, тактическая подготовка войск еще далеко отстает, запас топлива и боеприпасов танка в ходе боевых действий также весьма ограничен несовершенный. Танковая эскадрилья Т32 показала наибольшую боеготовность, однако, по злой иронии судьбы, ее 37-мм орудие за всю короткую кампанию ни разу не получило бронебойного снаряда.
6 апреля 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в Югославию из Австрии, Болгарии, Венгрии и Румынии. В последующие дни началось наступление союзных итальянских и венгерских армий, и болгарская армия начала сосредотачиваться на исходном рубеже Македонии. Югославская монархия, раздираемая национальными и социальными противоречиями, была подавлена и рухнула, как карточный домик. Правительство потеряло контроль над страной, командование военными. Югославская армия, считавшаяся самой мощной на Балканах, в считанные дни прекратила свое существование как организованная сила. Техническое обеспечение и мобильность многократно отставали от противника, руководство было плохим, моральный дух низким, а поражение было вызвано не только боевым влиянием противника, но и его собственными проблемами. Хорватские, македонские и словенские солдаты и офицеры коллективно бежали или перешли на сторону врага. Сербские солдаты, оставленные командованием на произвол судьбы, также вернулись домой или организовались в нерегулярные отряды; Все закончилось за 11 дней…
В условиях огромной катастрофы, которую пережило Королевство Югославия, некоторые бронетанковые части впали в общий хаос и панику, но некоторые бронетанковые части проявили сильную волю к сопротивлению и много раз сражались с превосходящими силами захватчиков, иногда даже достигая некоторых результатов успех. Летчики-истребители югославских ВВС прославились своей отчаянной храбростью в эти трагические дни. Танкер можно было считать вторым оружием в армии королевства, которая в апреле 1941 года более или менее полностью выполнила возложенные на него боевые обязанности.
Катастрофа апреля 1941 года. Те, кто умер за своего короля и страну...
Согласно югославскому военному плану «Р-41», командование 1-го («старого») танкового батальона и вспомогательной роты должно было быть передислоцировано из Белграда в район Велика-Плана (центральная Сербия) к началу боевых действий в Там ждали прибытие 2-й и 3-й танковых рот батальона. Для выполнения этого приказа в назначенный район прибыли командир батальона майор Станимир Мисич и подчиненные ему войска. Однако, поскольку к 9 апреля ни одна рота не появилась, он решил присоединиться к отступающим войскам и беженцам и направиться в Боснию. 14 апреля в районе сербского города Ужице майор Мисич и его люди сдались в плен авангарду немецкой 41-й механизированной армии.
Сильнейшее сопротивление врагу среди всех частей «старого» танкового батальона оказала 1-я рота, дислоцированная в Скопье (Македония). По плану штаба 3-й югославской армии, вечером 7 апреля танки и личный состав роты были погружены в железнодорожный состав и двинуты в район Струмицы. Оттуда они двинулись самостоятельно, объединив силы пехотной дивизии Шумадия, занимавшей укрепления у села Струмичикополье. В 10 часов утра 7 апреля рота потеряла в ходе марша один танк из-за технической неисправности и развернула оборону в районе сел Пирово и Страчин, недалеко от болгарской границы. В это время отступающие войска дивизии Шумадия отошли от оборонительных позиций на окружающих холмах. Единственным препятствием на пути продвижения немецкой 40-й армии оказались 12 устаревших танков FT17. Около 13:00 разведывательный патруль тогдашней бригады СС «Адольф Гитлер» обнаружил местонахождение югославских танков, но командир роты, видимо, сбитый с толку сложившейся ситуацией, приказал не стрелять. Вскоре после этого в атаку пошли немецкие пикирующие бомбардировщики Ju-87 «Штука», рота понесла большие потери в технике и живой силе, а командир роты пропал (по некоторым данным, скрылся). Но затем командование принял 27-летний лейтенант Седомир «Кеда» Смирьянич, при этом уцелевшие танки и импровизированный пехотный отряд (состоявший из «безлошадных» танков, ротной техники и группы других войск, состоящих из сербских солдат) действовал решительно. Присоединился к ним), вел перестрелку с авангардом СС, наступавшим по дороге Владаново-Удово. Отважным танкистам удалось на несколько часов задержать атаку превосходящего противника. Однако их маломощное оружие вряд ли могло нанести существенный вред немцам: общие потери СС в ходе югославской кампании не превышали нескольких десятков человек. В свою очередь, противотанковым средствам СС удалось уничтожить несколько FT17, а их пехота и бронетехника начали обходить югославские опорные пункты. Лейтенант Смиланич был вынужден отдать приказ об отступлении, который, надо отдать ему должное, был выполнен организованно.
8 апреля остатки 1-й роты «старого» танкового батальона в виде колонны разгромленных югославских войск перешли югославско-греческую границу в районе села Кременица. 9 апреля в ходе боя у деревни Лелин четыре уцелевших танка роты без горючего были выкопаны и использованы в качестве стационарных огневых точек. Возможно, к тому времени все они были уничтожены или захвачены нацистами. Лейтенант Смьянич попал в плен и оставался в немецком лагере до мая 1945 года, после войны, по некоторым данным, жил в Союзной Республике Югославии.
2-я танковая рота «старого» батальона в Загребе (Хорватия) во время войны ни разу не покидала своих позиций. 10 апреля 1941 года боевой отряд хорватской нацистской организации «Усташи» при приближении войск вермахта взял под свой контроль хорватскую столицу, танкер 2-й роты, в котором многие хорваты и словенцы операцию не проводили сопротивление. Они передали технику немецким офицерам, после чего хорватские солдаты отправились служить в созданное под защитой оккупантов «Независимое государство Хорватия», словенские солдаты вернулись домой, а сербские солдаты стали военнопленными.
В начале войны 3-я рота танков FT17, дислоцированная в Сараево (Босния), по плану Р-41 была перевезена по железной дороге в центральную Сербию в районе города Арандлович, где была переброшена пехотной дивизией «Уна». По прибытии 9 апреля рота была рассредоточена в районе деревни Орасец, чтобы избежать атак немецкой авиации, и на три дня была предоставлена самой себе, поскольку распространились панические слухи. Затем командир дивизии приказал танкам ночью выйти в район Арангеловац-Лазаревац для прикрытия отступления одного из пехотных полков. В ходе наступления танки роты «сожгли» почти все оставшееся в баках топливо, а на рассвете были обнаружены в районе села Рудник, где были вынуждены остановиться, не установив контакта с пехота. Командир танковой роты запросил дозаправку в штабе Винской дивизии, но получил ответ, что все запасы горюче-смазочных материалов «захвачены немцами». Это может быть последний аргумент против его воли. Впоследствии был получен приказ снять замки с танковых пушек, демонтировать пулеметы, заправить грузовики остатками горючего, затем оставить танки и отступить в сторону боснийской границы. Одна из версий гласит, что один из танковых взводов не подчинился пораженческим приказам и израсходовал последний литр бензина, чтобы двинуться навстречу противнику. Однако недалеко от города Топола он попал в засаду и был обстрелян немецкими противотанковыми орудиями. Знаменитое фото апрельской войны косвенно подтвердило этот героический, но бесперспективный ход. На снимке сгоревшие танки FT17 застыли на дороге, выстроившись в ряд, и были хорошо видны бронебойные пулевые отверстия в корпусе…
остальная часть роты отошла на грузовиках и прибыла на станцию Бурдиаска-Крисула, где стала свидетелем впечатляющего зрелища: по словам очевидцев, из железнодорожных цистерн слили топливо, которого только что не хватило в их цистернах, «образовалось целое озеро» с мусором и различными предметами, плавающими на его поверхности. «Легко представить себе жестокие издевательства, которым подверглись сербы после выступления на командном пункте! После этого оставшаяся дисциплина полностью рухнула, и командир роты быстро распустил своих людей и «ушел домой с личным оружием». 3-я танковая рота «Старого» батальона Группа солдат во главе с фельдфебелем (наредником) Матовичем передвигалась пешком, неоднократно вступала в перестрелки с авангардом вермахта и после капитуляции Югославии присоединилась к четникам (сербским монархическим партизанам).
________________________________________________________________ М. Кожемякин.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
[Наземная мина] Военная история Второй мировой войны Балканы Югославские танки Танковый корпус Рено Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Бронетанковые части армии Королевства Югославия в Апрельской войне 1941 г. (Часть 1).