В позднее средневековье и особенно в пост-средневековый период, вплоть до начала XX века, в Венгрии наблюдалась самая настоящая, то возрастающая, то затухающая, дуэльная лихорадка. Особенно распространилась эта своеобразная эпидемия дуэлей в последние десятилетия XIX века. Даже среди «отцов-законодателей», депутатов парламента, разыгрывалось такое множество поединков, что одна из сатирических газет в 1822 году, помещая план парламента, дорисовывает рядом с залом заседаний два зала для фехтования, тир и две операционных. [206, с. 20-21]
Дуэльных правил имелось множество. Наиболее интересной является дуэль на саблях - оружии, с которым венгры познакомились в период нашествия турок. Очень интересно описана дуэль на саблях в романе венгерского писателя Кальмана Миксата «Черный город», написанного в конце XIX века. Хотя произведение художественное, но, как правильно отметил В.В. Татараторин, автор, несомненно, разбирался во всех тонкостях фехтования.
«Обе стороны привезли с собой сабли. Секунданты выбрали наиболее острые.
- Первым делом нам нужно решить, - начал Миклош Блом, - будем ли мы драться по саксонским правилам или же по венгерским?
- Выбор принадлежит вызванному на дуэль, - высказал свое мнение Карой Мечери.
- Мне совершенно безразлично. Уступаю право выбора своему противнику.
- Пусть будет по саксонским правилам, - с легким поклоном отвечал Дердь Гёргей.
Саксонские правила поединка были наиболее благоразумными и, хотя во многом походили на современные, не знали тех излишних формальностей, которыми страдают нынешние дуэльные кодексы. Противники выходили и дрались до первой или до последней крови. Доктора с собой не брали, протокола не писали. Словом, на тогдашних дуэлях лились не чернила, а кровь.
...Миклош Блом отломил от старого дуплистого дерева длинный прямой прут. Потом он смерил рост Фабрициуса, как вызванного на дуэль, отрезал от прута лишнее и с помощью своей мерки нарисовал на земле два одинаковых круга один подле другого.
Противники встали каждый в свой круг и начали бой, приняв к сведению, что первый из них, кто выйдет в азарте наступления или под натиском противника за черту круга, будет считаться побежденным.
...Однако и у саксонского способа дуэли были свои заметные недостатки: явное преимущество фехтовальщика с длинными руками, разрешение наносить любые, даже противоречащие правилам, удары, за исключением колющих, - одним словом, «уби, не щади». Всевозможные финты, обманные удары и прочие хитроумные уловки не только допускались, но даже рекомендовались.
...Гёргей же, обучавшийся сабельной рубке у отца, дрался на венгерский манер, поворачивая руку только в запястье... Прием Грибе состоит в том, что саблю направляют в грудь противнику, и тот, естественно, готовится парировать удар, в это мгновение нападающий делает молниеносный поворот руки в запястье, сабля описывает полукруг вниз и с огромной силой, уже снизу, ударяет по вражескому клинку и неизбежно выбивает его». [113, с. 121-124]
Как известно, венгерская школа сабельного фехтования (vivas) во многом сформировалась под влиянием турецкого фехтования кривым клинком. Например, одной из особенностей этой школы было использование елмани для дополнительного подсекающего движения.
«Елмань тщательно оттачивалась. После нанесения рубящего удара, если даже противник парировал его, острый клинок давал возможность, повернув саблю обухом к корпусу врага и возвращая оружие в исходное защитное положение, совершить секуще-режущие движения на себя, стараясь задеть незащищенные части тела.
Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов. Так называемые «длинные» или «венгерские» защиты и «короткие» или «обыкновенные».
Венгерский способ отличался тем, что кончик клинка при оборонительной позиции был направлен к земле, а не вверх. Эта традиция изначально обусловливалась небольшими размерами защитной гарды, оставляющей кисть руки открытой для поражения. Поэтому, под рубящие удары противника подставляли клинок, держа руку выше точки соприкосновения оружия, чтобы сабля, соскальзывая вниз, не могла задеть кисть».