Состязания в стрельбе из лука и огнестрельного оружи (пистолет, винтовка) на точность проводились стоя на земле и сидя или в скачке по заранее установленным или неожиданно выброшенным в воздух мишеням (монета, кусок дерева или камня; в фольклорных текстах, например, у болгар, стреляют иногда в воткнутый в землю меч или саблю:
«Давайте-ка мы отмерим
В тридцать шагов расстоянье,
Поставим саблю мишенью:
А кто попадет в ту саблю,
Расколет надвое пулю,
Тот будет наш воевода».
Стрельба из лука, вернее, состязания в стрельбе из лука -традиционный мотив южнославянского эпоса. Причем состязались воины не только в стрельбе на точность, но и в стрельбе на дальность полета стрелы:
«На стрельбу отправились юнаки, За агою - тридцать янычаров, А за Марком нет ни человека,
Лишь зеваки греки да болгары. Как пришли на ту стрельбу юнаки, Говорит Алил-ага турецкий:
«Ты, Юнак, стреляй сегодня первым, Это ты собою похвалялся Перед самим султаном на диване.
Отвечает Королевич Марко: «Верно, турок, я стрелок отменный, Только саном ты меня постарше,
Потому что ваша власть над нами. И в стрельбе ты старше надо мною, На стрельбу меня ты первый вызвал,
Потому стрелять ты должен первым». Вышел турок с первою стрелою, Выстрелил и меряет аршином,
Выстрелил на сто аршин и двадцать. Вышел Марко с первою стрелою -Та стрела две сотни пролетела.
Вышел турок со второй стрелою -Та стрела три сотни пролетела. Вышел Марко со второй стрелою -
Та стрела пять сотен пролетела. Вышел турок с третьею стрелою -Та стрела шесть сотен пролетела. Тут к юнаку побратим приходит
И стрелу приносит татаранку,* А у той стрелы у татаранки Девять белых перьев соколиных.
Как пустил тот Марко татаранку -
В пыль и мглу умчалась татаранка,
До нее и глазом не достанешь...».
У венгров стрельба из лука была традиционным состязанием пасхальной недели: «Среди множества игр в пасхальный период особенно популярна была «стрельба в петуха» (kakas-loves), которая еще совсем недавно устраивалась в некоторых венгерских селах Трансильвании. По свидетельству исторических источников, в прошлом стреляли из лука в живого петуха, теперь же обычно мальчики стреляют в мишень, изображающую петуха. Стрельба в цель сопровождалась шутливыми стихами: произносили, например, прощальную речь петуха. Игра считалась законченной, когда стрела точно попадала в сердце петуха».
Кстати, в той же Трансильвании петуха в этой игре не только расстреливали, но и били дубинкой. В этом состязании и подобных ему, как правило, участвовали кандидаты на роль троицына короля: «В южной части Трансильвании в глиняный горшок сажали петуха, и участникам нужно было с завязанными глазами попасть дубинкой в этот горшок. В других местах поперек улицы протягивали канат, в середине которого за лапы подвешивали живого гуся. Парни на корточках проходили под этим гусем и на ходу старались оторвать ему шею». [80, с. 200]
В юго-западной Болгарии во время сырной недели проводилась игра «стрельба в петуха». Стреляли из лука «огненными стрелами» (чавга, терница, лучачка). Участники игры верили, что чем дальше залетит стрела, тем больше будет плодородия в этом году.