Борьба народов Балкан

Богаты своими борцовскими традициями болгары. Пожилой болгарин как-то сказал известному спортивному журналисту Я. Дымову: «Борьба у каждого из нас в крови... Болгары боролись всегда и везде. Даже похороны для этого использовали*...» [61, с. 10]

Любовь к борьбе у болгар действительно велика, в подтверждение чего можно привести материалы, приведенные Весы Казаковой, автора статьи «Барбата в Странджанския край».

«Обычно борьба проводилась на сборах, свадьбах и во время нестинарских игр, характерных для этой части Болгарии...

Типичным явлением для Странджанского края является проведение борьбы во' время сборов. В сущности, в некоторых местах (Инджевайвода, Малко Търнаво, Бресилян, Из-вор, Факия, Бата, Светлина и др. такие сборы проводились именно ради борьбы.

Жеко поп Савов - 69 л., пенсионер (учитель в гр. Малко Търново) с любовью рассказывал о знаменитом «Черногорском панаире», который проводится и в наши дни 28 августа в гор. Малко Търново (Малое Тырново).

За несколько дней до проведения борьбы, совет общины посылает приглашение уважаемым борцам из окрестных селений, в прошлом приглашались борцы из Лозенградско и Одрина. Избиралась комиссия, которая руководила борьбой. В нее входили учителя, состоятельные люди (чорбаджия), знаменитые борцы и др...

* Вот что писал Геродот об обычаях фракийцев, проживающих в древности н» территории современной Болгарии: «С покойником прощаются. Насыпают могилу и устраивают разнообразные состязания. Самые дорогие награды вручают борцам».

К 10 часам, после завтрака, начиналась борьба. Специальных наград не давали, а после борьбы пехливаны, обнявшись, собирали «парса» (плату, добровольное вознаграждение) от народа. В некоторых местах (Факия, Бата и др.) получали в награду быка, телку, барана, коня и др.

Болгары не имели специальной одежды для борьбы, а боролись обнаженными до пояса, в «потури» (мужские штаны из домотканой ткани. -Авт)... Схватка проходила под музыку. Играли на волынке, барабане и зурне.

В начале боролись борцы послабее, а под конец сильнейшие. Известные пехливаны имели своих учеников, которым передавали свой опыт умения бороться. ...В некоторых семьях борцовское искусство передавалось по наследству». [230, перевод автора]

Условно болгарскую борьбу (народна борба, борба, боричкане, борня, бора, борачка, борбеж, борен; в некоторых местах Болгарии, а также у болгар-помаков, исповедующих мусульманство, название борьбы заимствовано из турецкого языка: гюреш, пехливанлък, пехливанство) можно разделить на два основополагающих вида: «суха борба» (доел, «сухая борьба») и «мазната борба» («масляная борьба»).

Первая - это типично болгарская борьба вольного стиля, с произвольными захватами за любую часть тела или одежды, в том числе ниже пояса, конечно, исключая болевые воздействия на некоторые участки тела, например, гениталии. Но в ней было запрещено наносить удары.

Для победы чаще всего необходимо было опрокинуть соперника на спину, а в ряде мест еще и удержать в лежачем положении. Кроме вольной борьбы, у болгар также встречается борьба «на поясах» [41] и «в обхват».

«Мазната борба» практически ничем не отличается от традиционной турецкой борьбы, «йаглы гюреш» (речь о которой еще пойдет ниже), правда, как например, в некоторых селениях болгаров-помаков, она приобрела свои оригинальные особенности, не встречающиеся в турецкой борьбе. Так же, как и турецкие пехливаны, борцы-болгары выходят на схватку одетые только в узкие плотно прилегающие к телу кожаные штаны, чуть ниже колен («киспет»). Схватка ведется в вольном стиле, с использованием захватов выше и ниже пояса и с применением подножек и зацепов ногами. Для победы необходимо положить соперника на лопатки или же удержать его, оторвав от земли.

Следует сказать, что в среде историков нет единого мнения о том, что «суха борба» не является заимствованной от турок «йаглы гюреш». В принципе, такое мнение не безосновательно. Исторических сведений о борьбе, как и о многих других народных играх и состязаниях до середины XIX в. очень мало, да и те отличаются некоторой скудностью, что подтверждают сами болгарские исследователи.

Тем не менее, можно согласится с известным сториком и популяризатором борьбы в Болгарии Р. Петровым, что самобытная болгарская борьба существовала еще с Османского ига: «Крайне неуважительно и ошибочно, что борьба к нам принесена турками. После установления турецкого господства и полного уничтожения болгарской аристократии и армии, борьба, как физическая практика, осталась, и основным носителем ее традиций был народ. Болгары перед вторжением турок, практиковали «суха борба», стилевые особенности которой сохранились подобно языку, религии и обычаям».

Не меньшей популярностью, чем в Болгарии, борьба пользовалась у народов бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия. Состязания по ней проводились во время самых разнообразных календарных праздников и семейных торжеств; в лагерях гайдуков она рассматривалась одним из главных средств воинской подготовки. Кроме того, по традиции любой из мужчин и юношей, увидев в ком-то хорошего борца, мог тут же предложить ему побороться с ним, что, например, описано в мемуарах путешественников и исторических романах.

«-Твоя взяла, а теперь давай бороться, - сказал Лазарь.

- С тобой? - удивился Станко, потому что они никогда не состязались в борьбе. - Зачем?

- Посмотрим, кто сильнее.

- Не надо! - сказал Станко.

- Я начинаю «с колена»! - отозвался Лазарь и взглядом бросил ему вызов на бой...

И они вступили в единоборство.

Они боролись на поляне. Два дива, два борца, два лучших парня на селе меряются меж собой силой. Все неотрывно следили за ними.

А они боролись. Обе стороны равны. Оба сильны и ловки; оба следят за каждым движением противника.... Видит Лазарь, что ни силой, ни ловкостью не одолеть ему Станко, и прибегнул к коварству - подставил ножку, и Станко упал.

- Побратим, - сказал Станко, - у нас идет честный бой! Так-то я тебя давно уложил бы.

- Сейчас не до правил! - в бешенстве крикнул Лазарь.

И правой ногой ударил Станко по ноге и наскочил на него слева, но Станко устоял. Он ждал этого удара. Левая нога его даже не сдвинулась с места. Он дал Лазарю повиснуть на его левой руке и отшвырнул его в сторону: Лазарь потерял равновесие и, словно колода, повалился на траву. А Станко по-прежнему стоял прямо.

Поднялся шум и гам. Станко был героем. И девушки, и парни бросились к нему.

Затем поднялся на ноги и Лазарь. Он испытывал жгучий стыд».

Практически у каждого из народов бывшей Югославии сложились свои собственные виды борьбы, причем у некоторых из них, например, сербов, имелось целое множество разновидностей ее, со своими особенностями, характерными для той или иной местности. Случалось даже так, что правила борьбы имели заметные различия в пределах одного селения: в одной его половине подножку в борьбе применяли, в другой же она была строго запрещена. То же наблюдалось и в способе определения победителя: в одних местах для победы было достаточно, чтобы соперник коснулся земли коленом или любой частью тела выше колена, в других обязательным условием было положить соперника на лопатки.

У сербов наиболее распространенными видами традиционной борьбы («рванье», «рванье») встречаются также такие локальные названия, как «бочити се», «носити се») являлись следующие виды: «у коштац» и некоторые другие.

«У коштац» или «укоштац» - борьба с захватом за одежду выше пояса. В ряде мест этот захват производится произвольно, в других, например, захват одной рукой за ворот (или одежду в области груди), а другой - за пояс, удерживается до конца схватки. К основным разновидностям этой борьбы можно отнести следующие: «за врат» - борьба, в которой соперники хватают друг друга обеими руками крест-накрест за вороты рубахи; в юго-восточной Сербии встречается разновидность «хват за надлактицу» - чисто силовая борьба, в которой соперники схватывают один другого за плечи; в борьбе «за елек» («хват за елек», захват обеими руками проводится за одежду противника (чаще специальный жилет) в области подмышек; встречаются и другие разновидности «хват за хват», «за рамена» и н. др.

«У nojac», «у пасе», «о каши» - «за каши» - это другой вид борьбы, в котором соперники ведут схватку в обоюдном захвате друг друга за пояса (чаще всего по бокам). Еще одна ее разновидность - «хват за непуст на панталонама» - соперники держат друг друга за штаны в области от пояса до колен» (в некоторых селениях юго-восточной Сербии этот захват в обязательном порядке проводится за штаны в области ребер, чуть ниже пояса).

Еще один вид сербской народной борьбы - борьба «у крс» или «у крст» - в этой борьбе соперники обоюдно схватывались крест-накрест - одна рука над плечом, другая под плечом соперника - и соединяли их друг у друга на спине, сохраняя такой захват до конца поединка, время которого, как и в других видах и разновидностях, не ограничивалось. Эта борьба известна в двух основных разновидностях. В первой, условно называемой «близкой», борцы проводили схватку плотно прижавшись друг к другу, почти в прямом положении тела. Во второй - «дальней» - соперники были значительно свободней и могли нагибаться, удаляясь туловищем от соперника и тем самым существенно усложняя ему задачу провести бросок или какое-либо другое техническое действие, способное привести к победе.

В большинстве случаев в борьбе «у крст» подножки не применялись, как и броски с помощью ног.

Кроме упомянутых выше видов борьбы в прошлом (местами еще в первой половине XIX века, а кое-где и во второй половине) у сербов встречалась борьба вольного стиля, сочетающая в себе и борцовские приемы, и удары руками. Удары наносились кулаком, ладонью, локтем и предплечьем. Проводились также броски с захватом за голову, броски с опрокидыванием соперника головой вниз о землю, броски и удержания с болевым воздействием на суставы. Так как, в основном, такая борьба практиковалась в среде профессиональных воинов, для которых ношение и применение оружия было естественной необходимостью, то в ходу в ней были также и приемы, направленные на обезоруживание и конвоирование противника.

У македонцев, у которых, кстати, традиционная борьба («народно рванье», «боренье», «рванье», «васа се») во времена СФРЮ была включена в школьную программу по физической культуре, так же, как и у сербов, известно несколько ее видов. В борьбе «у коштац» соперники ведут схватку с произвольным захватом за одежду и тело. Для победы в схватке необходимо опрокинуть соперника на спину. Большое распространение получил также и другой вид этой борьбы, в котором соперники выходят на схватку босиком и обнаженными до пояса, смазав предварительно тело специальным маслом. Борцы проводят захваты за одежду и тело соперника как выше пояса, так и ниже, разрешены броски с помощью ног. Для победы здесь также необходимо бросить соперника на спину.

По мнению некоторых историков, борьба, в которой соперники смазывают тело оливковым маслом, была заимствована у турок, от них же она и получила свое название «мазна борба» или «пелванско рванье»; по мнению других обычай смазывания тела маслом был заимствован македонцами у греков.

В принципе, вполне возможно допустить, что первоначально македонцы действительно заимствовали этот обычай у греков, но наибольшее распространение он получил лишь во время последующего правления турок, на что указывают многочисленные источники.

Среди македонских пастухов большой популярностью пользуется борьба с шестом - «борба со овчарки стап», «брба со овчарски стап помегу двойца». Она известна в нескольких вариантах. В одном из них соперники хватаются за посох (длиной от 1 до 2 м) с разных концов обеими руками и по условленному знаку пытаются вырвать его один у другого из рук. При этом, отрывать руки от посоха запрещается, сделавший это также проигрывает.

Второй вариант борьбы с шестом (и посохом) аналогичен известной древнерусской борьбе с шестом, которая изображена в новгородском Евангелии (Микулино евангелие. Новгород, XIV в.) [55, с. 294]. Соперники, ухватившись обеими руками за шест, стремятся вытеснить один другого за ограниченную территорию.

У словенцев встречается борьба «на поясах» и борьба вольного стиля. В последней еще в середине XIX века допускались разнообразные болевые приемы с воздействием на суставы; В.Ф. Клун в своем этнографическом очерке о словенцах, опубликованном в 1857 г., пишет следующее: «веселые игры постепенно сменяются борьбой, которая в дальнейшем нередко переходит в настоящую схватку и напоминает прежние русские кулачные бои». [87]

Черногорцы практикуют борьбу «у коштац», аналогичную сербской и македонской. Кроме того, у них отмечено большое количество простейших видов борьбы и игр с элементами борьбы. П.А. Ровинский зафиксировал следующее:

«Тянутся за пальцы, за шею, за палку, продетую между ног и т.д., и все это производится с такою энергией, что вы слышите треск суставов, в которых упомянувшихся и после того и долго чувствуя боль, точно также происходит и борьба (овати се) с ожесточением...» [155, с. 744]

У боснийских муслиман (мусульман) широко популярны уже упомянутые виды борьбы «о каиш» и «у коштац». Кроме того, они часто проводят соревнования по заимствованной у турок «масляной борьбе».

Также как и у других мусульманских народов, еще в недавнем прошлом повсеместно, а кое-где и сейчас, соревнования по борьбе являлись непременным атрибутом свадебных торжеств: «На некоторых сельских свадьбах, как например, в Боснии и Герцеговине, составной частью свадьбы являются спортивные соревнования по бегу, бросанию камней, борьбе, прыжкам, конные состязания. Победители получают призы-девушки награждают их вышитыми платочками, полотенцами, рубашками». [139 ]

В период Османского господства, продержавшегося в Боснии и Герцеговине со второй половины XV в. вплоть до 1878 года, при дворах султанов находились на содержании целые труппы профессиональных борцов, которые развлекали хозяина и его гостей поединками между собой, а также регулярно выставлялись против борцов других султанов. В случае, если самого султана кто-нибудь вызывал на поединок, то по его желанию какой-либо из этих борцов мог заменить его собой. Популярность борьбы в те времена была настолько высока, что некоторые из наиболее сильных борцов своим умением могли сделать себе целое состояние. Кроме того, бывали случаи, что такие борцы одаривались высокими титулами и наделялись земельными участками.

У хорватов встречаются такие виды борьбы, как «ЬогЬа па гике», в которой соперники ведут схватку с обоюдным захватом за плечи, борьба вольного стиля с произвольным захватом за одежду и тело соперника выше пояса. Основная цель схватки - бросить соперника на землю. В средневековом и пост-средневековом Дубровнике практиковалась борьба, в которой помимо бросков широко применялись удары руками и пинки ногами. В несколько гуманизированной форме она встречалась еще в конце XIX - начале XX в. К традиционной же борьбе (hrvanje, rvanje) можно отнести борьбу с обоюдным захватом противников «в обхват», которая по правилам практически ничем не отличается от уже описанной выше сербской борьбы «у крст».

В программу современных соревнований по народным играм, проводившимся в Хорватии, так называемых «олимпиад старого (исконного) спорта», в ряде мест включают такой простейший вид борьбы, как перетягивание палки - «Natezanje mosorom». Проводится этот вид борьбы в двух основных вариантах. В первом варианте два участника садятся на землю друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем каждый держит ее за середину и за края. Затем, по сигналу, каждый из участников начинает тянуть палку в свою сторону, стремясь заставить соперника выпустить палку из рук или вообще оторвать его от земли, тем самым заставив встать.

Во втором варианте все проходит так же, только участвуют не двое, а четверо, с каждой стороны по двое.

У албанцев, потомков наиболее древнего населения Балканского полуострова, еще в недавнем прошлом борьба являлась частью таких элементов общеалбанской культуры, как воинская подготовка, народные игры и состязания и даже некоторые магические ритуалы. Кроме того, в некоторых местах Албании борьбу включали в программу брачных испытаний, когда претенденты соревновались между собой за невесту в различных дисциплинах (Кроме борьбы в программу брачных испытаний часто включались бег, скачки, фехтование, стрельба и некоторые другие).

Часто состязания у албанцев происходили по правилу «на вызов». Такую борьбу албанцы называют «борьба в кругу» («lufta ne rreth»).

В условно обозначенный «круг» выходил кто-либо из мужчин и вызывал любого желающего помериться с ним силами в борьбе. Иногда кто-нибудь из сильных борцов, узнав, что в соседнем селении живет ему подобный, через посредников или самолично вызывал того на борьбу.

Перед началом схватки соперники оговаривали между собой вид борьбы, по правилам которой они будут бороться. К наиболее известным видам албанской борьбы («mundje») относятся «krahash ose belash» и «mundje ccct Иге». Первый вид-это борьба «в обхват», которая, в свою очередь, имеет несколько разновидностей; например, в разновидности борьбы «в обхват» («te rrokurit belas») борцы крепко обхватывают друг друга, протянув свою левую руку под правой рукой противника, а правую расположив над его левой рукой, затем сцепляют кисти в замок, или любым другим способом, и начинают схватку, стремясь опрокинуть друг друга на спину. Здесь им разрешается применять подножки. Победитель, как правило, определяется не по одной, а по трем проведенным схваткам. [215, с. 66-67]

Второй вид - это, конечно, борьба вольного стиля. По ее правилам схватка борцов проводится в стойке, с произвольными захватами за одежду. В фольклорных источниках этот вид борьбы очень часто описывается как единоборство, в котором допускаются приемы с болевым воздействием на суставы рук, разрешается наносить различные удары руками и ногами на разных уровнях (например, по колену), а также проводить завершающий прием с опрокидыванием соперника головой вниз, ударяя его о землю и, возможно, переламывая тем самым позвоночник.

Время возникновения борьбы в Венгрии исторические источники позволяют отнести к эпохе переселения Венгров из приволжских степей в Средне-Дунайскую низменность. Известно, что уже в те времена венгры широко практиковали борьбу вольного стиля и борьбу на поясах. Большое влияние на формирование различных видов венгерской борьбы оказали влившиеся в их состав пловцы и древние тюрки, влахи, немцы, французы и итальянцы. Сложная этническая история Венгрии и отличающиеся природные условия различных районов страны послужили причиной формирования локальных субэтнических и этнографических групп Венгров (полоци, матьл; куны - потомки половцев, ясы, близкие по происхождению к осетинам; гайдуки, секси, имеющие гуннское происхождение и некоторые другие), каждая из которых имеет свои индивидуальные особенности в культуре, в том числе и в народной борьбе. Соревнования по ней устраивались во время многих календарных праздников; у кунов вплоть до второй мировой войны проводились ежегодные общекунские олимпиады, в программу которых включались различные традиционные спортивные состязания, в том числе и борьба.

Наиболее популярными видами венгерской народной борьбы (биркозаш, харц) являются борьба «в обхват» и «борьба на поясах». Кроме того, имела место у венгров и так называемая «воинская борьба» вольного стиля. Описание этой борьбы часто встречается в известных исторических романах, например, в популярном романе «Черный город», который написал Миксат Кальман: «Господам приезжим пришлось до самого обеда смотреть, как искусно владеют саблей благородные воины, для чего и было наспех устроено несколько парных схваток. После этого гостям были продемонстрированы успехи солдат в вольной борьбе, и это действительно было наредкость захватывающим зрелищем.

Тогда Пали крепко обхватил его у самых подмышек, в борьбе это самый опасный прием, но усатый один-единственный раз ударил, и даже не ударил, а просто с силой нажал ему кулаком на лопатку, и Шолтес мгновенно разжал руки, почувствовав такую резкую и пронизывающую боль, как будто его спину насквозь проткнули длинным острым ножом». [113, с. 208-209]

Для победы в этой борьбе соперника необходимо было положить на обе лопатки.

Особым почитанием пользовалась борьба у румынов. Ее описания или упоминания о ней довольно широко представлены в исторических хрониках и различных жанрах румынского фольклора (пени, баллады, сказки и т.д.). Фольклорные герои очень часто подчеркивают, что именно борьба является одним из самых честных видов единоборства, например:

«- Чего, нейкэ, желаешь, на саблях рубиться или бороться?

А Дойчин отвечал:

- Мэй ты, арап, - <Будем> бороться, <борьба> вернее. Вернее, мудрее - потому, что завещана богом!»

Или:

«- Пиками ударим друг друга, или будем бороться? Арап ему отвечал:

- Нет, бороться, <борьба> вернее. Не то, что сабля нечистая и пика отравленная».

* Биркозаш, от венгерского «birkozas» - борьба, схватка; Р. Нурчис этот термин употребляет для названия стиля рукопашного боя, который создал в XVI веке на основе венгерских и итальянских методов борьбы и фехтования, итальянский учитель фехтования и борьбы Мартиус, служивший при дворе венгерского короля Корвина.

С борьбой у румын связано много поверий. Например, в Мунтении существовало народное поверье, будто состязание в борьбе между юношей-иордэнатором и взрослым мужчиной в крещенский вечер мистическим образом придаст последнему новую, удивительную силу. [82]

В некоторых местах, если после празднования Нового года наутро встречались двое мужчин, то они обязаны были бороться друг с другом, и побежденный должен был идти в гости к победителю.

В различных местах и местностях традиционная румынская борьба - «трынтэ» имела свои особенности. Наиболее известными ее видами являются «трынтэ дряптэ», «ла куреа» и «лупта войничяскэ». [262]

«Трынтэ дряптэ» (это название можно перевести по-разному: «справедливая схватка», «честная борьба», «прямая борьба») - борьба в стойке без применения подножек и захватов руками ниже пояса с одной-единственной целью - бросить соперника сразу на обе лопатки. Практически, она ничем не отличается от известной под таким же названием молдавской народной борьбы.

«Ла киреа» («на поясах») - борьба с обязательным захватом за пояс. Схватка ведется только в стойке, применяются подножки и броски с помощью ног.

«Лупта войничяскэ» («винская борьба») - вид борьбы вольного стиля с применением приемов с болевым воздействием на суставы, а также ударов руками и ногами. Она широко практиковалась в прошлом среди сословия воинов, и если верить некоторым румынским исследователям, в некоторых семьях ее техника, приемы и традиции передавались по наследству от отца к сыну.

Здесь следует также отметить тот немаловажный факт, что правила указанных выше видов румынской народной борьбы «трынтэ» зачастую довольно значительно видоизменялись, в зависимости от устоявшихся традиций той или иной местности. Так, например, если в одних районах Румынии действия ногами в борьбе «на поясах» использовались достаточно широко, то в других они ограничивались или вообще, строго запрещались.

Сильными борцами на Балканском полуострове всегда славились представители двух пастушеских народов - аро-мунов и Каракачанов. (Первые обитают в горных районах Греции, Сербии, Болгарии, Албании и Румынии, вторые - в горных районах Греции, Юго-Западной Болгарии и Македонии). У этих нардов наибольшей популярностью пользуется борьба «на поясах», а также борьба с произвольным захватом за одежду, но только выше пояса. В обоих видах схватка ведется только в стойке.

Во многом аналогична с борьбой аромунов и каракачанов народная борьба кариотов. Этот народ одни ученые называют Фракийскими греками, другие же считают, что кариоты являются одним из локальных подразделений болгарской этнической общности.

У юрюков Греции и Македонии одинаковой популярностью пользуются два вида борьбы: борьба на поясах («кюреш»), которая отличается тем, что захват за пояс обеими руками удерживается до самого конца схватки, и борьба вольного стиля, в которой борцы выходят на схватку обнаженными по пояс и босиком. [168] Второй вид борьбы практически ничем не отличается от турецкой «йаглы гюреш».

«Диапали», «пали», «палэстики» - греческая народная борьба, которая унаследовала многие традиции античного прошлого. Она также известна в нескольких видах: борьба вольного стиля (элефтэри пали) и борьба, напоминающая современную «греко-римскую борьбу. У пастухов большой популярностью пользуется такой вид этой борьбы, в котором соперники захватывают друг друга за пояса («мэсоласи»). Встречается и особая ее разновидность - групповая борьба, в которой участники, построившись двумя рядами, пытаются перетянуть на свою сторону соперников из противоположного ряда - называется она «дилькистинди».

Страстными поклонниками борьбы были византийцы -жители Византийской империи, основное ядро которых, как известно, составляли греки. У них наиболее распространенной, согласно дошедшим до наших дней источникам, была борьба, напоминающая современный вид международной спортивной борьбы - «греко-римскую борьбу». Схватка здесь проводилась только в стойке, без каких-либо подножек и зацепов. Обычно боролись в повседневной одежде, в особых случаях одевали специальные узкие облегающие штаны - «шоссы», которые представляли собой длинные чулки, привязываемые к поясу борца.

Профессиональные площадные силачи часто боролись на специальных помостах - пьедесталах. Они выходили на схватку в набедренных повязках.