Тренировку на столбах и чучелах описал в своем трактате «О военном деле» римский военный теоретик Флавий Ренат Вегеций: «В высшей степени хорошо упражняться на чучелах, даже на палках: этим воины быстро приучаются нападать на врага, рубя или коля его в бок, в ноги и в голову. Равным образом они быстрее научаются прыгать и наносить удары, в три приема поднимать щит и вновь за ним скрываться, то стремительно выбегая и прыгая, то при отступлении отскакивая назад. Они должны учиться издали попадать копьями в чучела, чтобы развивать и совершенствовать меткость и силу правой руки...
Древние следующим образом вели упражнения с новобранцами. Они сплетали из прутьев, наподобие плетня, закругленные щиты, с тем, чтобы этот «плетень» весил вдвое больше, чем обыкновенный, государством установленный щит. Равным образом вместо мечей новобранцам давали деревянные дубины тоже двойного веса. И вот таким образом не только утром, но и после полудня они упражнялись на деревянных чучелах...
Никогда еще ни на песке арены, ни на поле битвы никто не оказывался непобедимым воином, если он со всем прилежанием не упражнялся и не учился искусству на чучелах. Каждый новобранец должен вбить для себя в землю свое отдельное деревянное чучело так, чтобы оно не качалось и имело 6 футов в высоту. Против этого чучела, как против своего настоящего врага, упражняется новобранец со своим «плетнем» и с дубиной, как будто с мечом и щитом; он то старается поразить его в голову и лицо, то грозит его бокам, то, нападая на голени, старается подрезать ему подколенки, отступает, наскакивает, бросается на него, как на настоящего врага; так он постепенно проделывает на этом чучеле все виды нападения... При всех этих предварительных упражнениях всегда особенное внимание обращалось на то, чтобы новобранец, стремясь нанести рану, сам не открывал ни одной части своего тела и не подставлял ее для удара».
Верховые упражнения кавалеристов выглядели следующим образом: «Целью этих игр было поощрение молодежи к военным упражнениям и эволюциям... Они были учреждены Августом в честь Марса Мстителя. В этих празднествах или играх принимали участие шесть отрядов римского рыцарства, каждый отряд под начальством сексвирии (особая коллегия из шести человек)...
Троянская игра была введена Энеем, первоначально в Сицилии, откуда эта игра перешли к латинцам, а затем и к римлянам. Забытая, она опять была установлена Юлием Цезарем. Молодые римские патриции образовывали для участия в этой игре две или три дружины, каждая по 12 человек... Игры эти производились первоначально на открытом поле, а потом в виде публичного зрелища в Большом цирке. В процессе игры дружина, вооруженная оружием в виде короткого копья, лука стрел, верхом ездила всевозможными аллюрами и проде-ывала различные эволюции оружием, подражая действиям, производимым при сражениях».
После разделения Римской Империи на Восточную и Западную, что произошло в 395 году, следующий этап в развитии фехтования был связан с рыцарством и рыцарскими состязаниями. В Италии такие состязания получили широкое распространение начиная с XII века. С той поры и до полного «умирания» в конце XVI века, они имели специфические особенности, отличные от характерных черт состязаний остальной Европы.
В ХII-ХШ веках сложились три основных типа рыцарских состязаний: «Во-первых -поединок, по-итальянски «джостра». Первоначально слово это обнимало все виды единоборств, применяемых прежде всего в настоящем бою. Выезжая на битву с врагами, рыцарь выбирал противника и вызывал его на джостру, которая обычно заканчивалась смертью одного из бойцов. Однако уже в XIII веке слово это чаще всего обозначало только игру - воинское упражнение, и в таком значении мы будем употреблять его ниже.
По всей Италии в XIII и XIV веке всякое крупное, а иногда мелкое общественное событие, радостное известие, памятный день, празднуется джострой.
Джостра, как уже сказано, есть поединок (вернее, ряд поединков) один на один. Единственным, оружием в джостре чистого типа служит копье... В течение двух рассматриваемых веков (ХИ-ХШ вв. - Авт) джостра пережила заметное развитие. Основа остается неизменной: два вооруженных рыцаря несутся друг на друга на конях, правой рукой держа копье, задний конец которого лежит, для упора, под мышкой, а левой - щит, прикрывающий грудь, и стараются при стычке либо выбить этим копьем противника из седла, либо сломать об него свое копье....
Турнир - сражение двумя отрядами - мало привился в Италии; в XIII и начале XIV века мы его встречаем здесь довольно редко. Только в конце XIV века он появляется чаще (в Падуе, Милане, Флоренции)... Упоминая турнир, итальянские источники часто так или иначе связывают его с Францией. Еще в конце XIV века прямо говорят: «турнир по французскому обычаю».
В общих чертах, турнир состоит в следующем: две партии вооруженных рыцарей съезжаются друг с другом и вступают в сражение мечами и палицами, нанося удары ими только сверху вниз; сначала они бьются рядами, в боевом порядке, а потом и просто в свалке. Главная цель - проявление силы, ловкости и выносливости в ужасной, почти боевой обстановке... Здесь наиболее уязвимыми местами были плечи, руки и верхняя часть головы.
Противоположностью этим двум видам, вполне (или почти) безопасным, является третий вид воинских упражнений... Вид этот, первоначально встречающийся (правда, довольно редко) и в других странах, носит название «багордо», впоследствии же, получая все более специальное итальянское обличив, он будет называться просто «оружейной игрой»... Главной особенностью этого упражнения является отсутствие борьбы. Участники проделывают разные кавалерийские эволюции, показывают свое умение владеть оружием, но элемент состязания двух сторон отсутствует: все проделывается одной группой всадников...
Оружием в багордо в XIV веке остается исключительно копье, но копье особенное, чрезвычайно легкое и обычно совсем без наконечника, т.е. просто легкая палка. Именно такое копье называется (в раннем итальянском эпосе) просто «багордо», т.е. как сама игра. Кроме такого копья, вооружение участника составляет небольшой легкий щит.
Несомненной разновидностью багордо итальянского типа должно считаться особое упражнение, встречающееся и в других странах - «квинтана». В нем, так же как и в багордо, невооруженный рыцарь, мчась на коне, должен сломать такое же копье о специальное чучело воина, установленное (для XIII и XIV века безусловно неподвижно) на специальной подставке. Это чучело само по себе также называется «квинтана». Еше одной разновидностью багордо является, очевидно, национально-римская (значительно позже распространенная по всей Италии, а потом и Европе) игра - «кольцо», в которой участники также стараются попасть копьем в небольшое кольцо, подвешенное особым способом на пути конного всадника». [51, с. 50-77]
В городской среде в период особенной популярности рыцарских состязаний часто устраивались «фехтовальные игры», а также пародийные турниры. Так, в «Орландино» -произведении итальянского поэта XVI века Фоленго - описан один такой потешный турнир горожан. «Они галопируют на ослах, мулах и коровах, вместо щитов у них корзины, вместо шлемов - ведра, котелки, кастрюли, вместо копий и мечей -обычные палки». [55, с. 136]
В Средние Века в Италии появились бродячие фехтовальщики, демонстрировавшие свое мастерство за небольшую плату на улицах и площадях городов. Первые упоминания о них относятся к VII веку, т.е. к тому же периоду, когда начало формироваться рыцарское сословие. Епископ Исидор называл таких фехтовальщиков на мечах термином «кампионес», образованным от однокоренных слов «кампиген» и «кампиктадор» - так же, как в римской армии называли учителей фехтования (кстати сказать, именно от термина «кампионес» позже произошло всем известное «чемпион»).
С течением времени бродячие фехтовальщики стали объединяться в своеобразные братства по типу ремесленных цехов. В период XI-XV веков в большинстве итальянских городов имелось хотя бы одно фехтовальное братство (а также «стрелковое общество»). Каждое из них имело свой устав и выборное руководство, а основной статьей доходов являлось обучение фехтованию, чаще всего представителей средних классов. Их члены были обязаны в определенные дни посещать практические занятия, где специально подготовленные инструкторы (dimicatores) проверяли состояние оружия и проводили тренировки.
Конечная цель обучения заключалась в подготовке учителей фехтования. После завершения курса обучения выпускник проходил сложный экзамен в несколько этапов. Он включал серию поединков с другими учениками, а также с преподавателями. В итоге выпускник получал патент, удостоверявший его звание мастера фехтования и дававший право на собственную фехтовальную школу.
В результате в Италии появилась целая плеяда великих мастеров, оказавших огромное влияние на развитие фехтования как в самой стране, так и за ее пределами. Одним из таких мастеров был Ахилло Мароццо, получивший прозвище «отца итальянского фехтования». Его труд, написанный в 1536 году, был издан в пяти томах. В нем автор обобщил все известные в то время разновидности фехтования и объединил их в определенную систему.
Согласно Мароццо, отдававшему предпочтение фехтованию короткой шпагой, все удары следует наносить в жизненно важные органы или по конечностям противника, чтобы убить либо серьезно искалечить его.
Он выделял следующие основные траектории ударов: 1) вертикальный удар по правому плечу; 2) наклонный удар по правому плечу; 3) горизонтальный удар по правому боку; 4) наклонный удар снизу вверх по правому боку; 5) вертикальный удар снизу вверх по корпусу; 6) вертикальный удар по левому плечу; 7) наклонный удар по левому плечу; 8) горизонтальный удар по левому боку; 9) наклонный удар снизу вверх по левому боку».
Большое внимание Мароццо уделял не только комбинациям и связкам ударов, но и переходу от защиты к атаке и от атаки к защите, использованию различных уловок, а также психологической подготовке.
После Мароццо, делавшего ставку на рубящие удары и маневрирование бойца, постоянно уходящего с линии атаки, приобрели определенную популярность школы мастеров Камилло Агриппы, Грасси и Визани, предпочитавших технику укола и длинную рапиру: «Подобное оружие было более пригодно для поединка, поскольку уменьшалась площадь поражения бойца (тело менее открыто для удара), появлялась возможность нанесения предельно точных ударов в жизненно важные органы, но подобные приемы и оружие были абсолютно непригодны в реальных боевых условиях. Не случайно все авторы XVI века в один голос выступают против нового фехтования, не полезного и даже вредного для воспитания дворянства, а в качестве одного из средств против распространения дуэлей называют возврат к защитному вооружению и к рубящим мечам, наносящим тяжелые раны, которые лишают противника возможности продолжать бой, но менее смертоносным, чем рапира, наносящая точный удар прямо в сердце или горло».
Кстати, занимательно, что Камилло Агриппа был не профессиональным фехтовальщиком, а всего лишь любителем. Однако по своей профессии он являлся инженером, благодаря чему смог внести новые рациональные элементы в искусство фехтования: «Прежде всего, он упростил поединок, выявив в нем четыре главные позиции. Пристальное внимание он уделял необходимости рационального движения оружием. При этом он использовал знание математики для вычисления оптимальных направлений ударов и сходных позиций и для выработки точных способов обороны. Разъяснения Агриппы детально проиллюстрированы в его книге». («Трактат об искусстве владения оружием с философскими диалогами»; издавалось в 1553, 1568 и 1604 гг. -Авт.)
Венцом теории фехтования в Италии можно назвать трактаты, созданные в начале XVIII века Сальваторе Фабриса (1624 г.) и Николетто Джиганти (1606 г.). По их мнению, принятые ранее стойка и приемы защиты не соответствовали новой технике атаки, когда удары клинком - несмотря на многочисленные протесты - все же сменились уколами. Поиски в этом направлении привели их к созданию основ новой школы, основными чертами которой были следующие: направленный горизонтально в сторону противника клинок, выдвижение вперед правой ноги, обманные движения, выдерживание соответствующего темпа ведения боя, соблюдение необходимой дистанции, выпады.
Попутно следует заметить, что Фабрис и Джиганти придавали достаточно большое значение не только технике самого фехтования, но также и умению применять в поединке разнообразные приемы борьбы, в частности, приемы для обезоруживания противника.
Постоянное совершенствование оружия и техники фехтования сильно повлияло на развитие такого явления, как дуэль. Именно итальянцы раньше других стали практиковать дуэли, именно в Италии появились первые дуэльные трактаты и специальные ордонансы, регулировавшие их проведение. Да и само слово «дуэль», по мнению профессора Вика Кенанса из Эдинбургского университета происходит от итальянского «duello» (поединок), а оно, в свою очередь, от латинского «duellum» (война). Дух дуэльных поединков настолько пропитал итальянское общество, что в них принимали участие даже религиозные деятели. Кроме того, на определенном историческом этапе дуэли нередко принимали массовый характер, а грань между поединком и вооруженным нападением была весьма зыбкой.
«По свидетельству Брантома, ежедневные вооруженные стычки между многочисленными сторонниками враждующих кланов стали обычным явлением для городов Италии, Испании и Франции середины XVI века; исходом такой стычки нередко становились десятки убитых и тяжелораненых с обеих сторон. Порой же они перерастали в небольшие сражения, в которых использовались все виды защитного и наступательного оружия, включая огнестрельное, а профессия наемного убийцы -«брави» (bravi) в Италии или «эспадасана» во Франции и Испании - стала весьма доходной и широко востребованной со стороны дворянства.
Тексты королевских ордонансов тщетно декларируют желание монарха, «чтобы наши подданные в нашем королевстве чувствовали себя без оружия в такой же безопасности, как с ним». В этих условиях дуэль, хоть в какой-то мере определявшая рамки дозволенных средств и предоставлявшая сторонам хотя бы теоретически равные возможности, была уже сама по себе большим прогрессом, который позволял создать механизм улаживания конфликтов между людьми, имевшими обыкновение пускать в ход оружие, и избежать как всеобщего беспорядка, так и лишних жертв...
Теперь эти поединки по своей сути, правилам и мотивации сильно отличались от поединков прошлого, хотя они и впитали в себя элементы как поединка «Божьего суда», так и рыцарского поединка «до крайности». Все современники, каковым бы ни было их отношение к этому новому типу боя, едины в определении места его рождения - Италия, Неаполитанское королевство. Это далеко не случайно. Неаполитанское королевство в это время стало проходным двором для авантюристов и наемников всех армий, принявших участие в Итальянских войнах. Автор одного из наиболее популярных дуэльных трактатов, Музио, так характеризует обстановку в Италии своего времени: «сегодня дается одно сражение, завтра - другое, сегодня одна армия разбита, завтра другая обращена в бегство. После этого все начинается сначала: снова и те и другие нанимают людей, чтобы возобновить разрушение страны, бессмысленное истребление людей и великие притеснения невинных»...
В таких условиях приходилось рассчитывать не столько на правосудие, сколько на свои собственные силы, решая любые разногласия силой оружия. Право на дуэль первоначально признавалось не только за дворянами, но и за профессиональными военными - выходцами из простонародья, поскольку понятие «дворянство» не имело ни четких юридических, ни социальных границ. В условиях возрастания роли в обществе и аннулирования городского патрициата и королевских чиновников, дворянство, традиционно связывавшееся в общественном сознании с военной службой («дворянство шпаги»), делало акцент именно на этой сфере своего существования, дистанцируясь таким образом от «дворянства длинной мантии». Поэтому лица, сделавшие войну профессией, по своим морально-этическим ценностям и «благородному» образу жизни оказывались «дворянству шпаги» гораздо ближе, чем чиновники, получившие дворянство за счет покупки фьефов или занятия соответствующих должностей...
В дуэли репутация человека чести достигалась не при помощи денег и должностей, а за счет готовности отстаивать эту честь ценой собственной крови, а то и жизни. Понятно, что дуэль могла быть способом решения конфликтов в первую очередь именно в среде людей, чья профессия - носить оружие, поскольку путь военного - это начало дворянства...
После окончания Итальянских войн без занятия осталось огромное число дворян и военных, принесших с собой в общество агрессивность и сформировавшийся в военных условиях образ мышления. Дуэль нашла благородную почву в среде дворянской молодежи, в первую очередь придворной, став поистине массовым явлением. Из лесов и мест расположения военных отрядов дуэль переместилась на улицы и площади городов, в залы дворцов, включая королевскую резиденцию, в городские предместья».