Фехтование у французов

Фехтование у французовИскусными воинами были франки - мелкие германские племена (бруктеры, хамавы, хатты и другие) которые, объединившись в племенной союз, начиная с III века нашей эры вторгались в Северную Галлию. К середине VI века почти вся территория современной Франции входила во Франкское государство. В результате смешения франков и галлов возникла французская нация.

О боевых способностях франков Сидоний Апполинарий пишет: «Франки Хлодвига (Хлодвиг - вождь и король салических франков с 481 года, основатель династии Меровин-гов. -Авт.) метали свои секиры и копья с удивительной силой, владели чрезвычайно искусно щитами и бросались на врага с такой стремительностью, что, казалось, опережали пущенные ими дротики. В неприятельский строй они врывались, пользуясь длинными копьями, и с этой целью передовые ряды бойцов имели это оружие, прикрывая прочих людей, метавших стрелы, копья и пр., против фронта, а затем и против флангов неприятеля. Брошенные секиры раздробляли щиты противников и затем с ними расправлялись врукопашную; а если пущенное копье попадало в щит противника, то бросивший его в несколько прыжков достигал врага и, наступивши на конец копья, навалившись на него всей своей тяжестью, оттягивал таким образом щит книзу, обнажал неприятеля и затем рассекал его мечом или секирой». [184, с. 179-180]

Искусству обращения с оружием юные франки учились вначале у своих отцов и других родственников, а вступив в ополчение, проходили боевую подготовку на специальных сборах.

В VIII веке сначала в государстве франков, а затем и в остальных странах Европы начало складываться военное сословие рыцарей («шевалье» - во Франции, «риттеры» - в Германии, «кабальерос» - в Испании и т.д.). Сначала (конец VIII-начало IX вв.) они были воинами, которые несли вассальную (обычную конную) военную службу своему сеньору. Но к XII веку они превратились в особую социальную группу, в своеобразную касту военных-аристократов, представители которой считали себя «цветом мира» и высшим слоем общества.

Параллельно возникновению рыцарства складывалась так называемая «рыцарская система воспитания», центральное место в которой занимало искусство употребления различного оружия. Известный историк спорта Ф.И. Самоуков написал об этой системе следующее: «Мальчики проходили три ступени воспитания, которые вели их к «высокой чести» - к посвящению в рыцари. Соответственно возрасту были две обязательные ступени воспитания и одна необязательная высшая ступень. Первая ступень - от 7 до 14 лет; вторая - от 14 до 21 года, до посвящения в рыцари. Основной принцип обучения по этим ступеням был концентрический, т.е. одну и ту же программу проходили на всех ступенях (особенно, на двух первых), но только в разном объеме и при помощи различных методов.

Мальчики, прибывавшие ко двору сеньора (до 7 лет ребенок воспитывался в семье -Авт), получали звание «пажей», в котором состояли до 14 лет... Для достижения силы и ловкости, столь необходимых в будущем, пажи занимались стрельбой из лука, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием и верховой ездой...

Приобретенные в пажеском возрасте навыки последовательно совершенствовались на следующей ступени, когда по достижении 14 лет пажи производились в оруженосцы... К концу периода пребывания в оруженосцах молодые люди много занимались фехтованием на мечах и копьях, боевой ездой на лошадях, упражнялись в поединках. Оруженосцы допускались иногда и к участию в турнирах, как полноправные участники. По достижении двадцати одного года оруженосцы посвящались в рыцари.

После посвящения заканчивалось обязательное обучение рыцарскому искусству. С этих пор рыцарь считался подготовленным к участию в турнирах и военных походах...

С момента посвящения в рыцари занятия физическими упражнениями для большинства рыцарей либо принимали характер развлечения, либо служили подготовкой в турнирах. Однако для некоторых, немногих рыцарей, существовала третья ступень физического совершенствования. Она была доступна только крупным сеньорам и включала лишь те виды рыцарской физической культуры, которые соответствовали индивидуальным склонностям рыцаря... На этой ступени преобладало не групповое, а индивидуальное обучение. В замки приглашались преподаватели-профессионалы, мастера фехтования, наиболее известные борцы и преподаватели других видов физической культуры»

В IX веке рыцари в Провансе впервые стали устраивать «рыцарские турниры». Известно, что первым человеком, установившим правила таких турниров (в групповом варианте) был Жоффруа де Прейи (умер в 1066 г.) - французский рыцарь из Прованса. Свою классическую форму рыцарские турниры приобрели в XII веке. Тогда же появился и сам этот термин (раньше турниры называли «галльскими боями», а также многими другими названиями). Его происхождение остается неясным. По мнению В. Оливовой, оно могло произойти от греческого слова «tornos» - центр окружности.

В комплекс «рыцарских турниров» входили различные виды поединков с оружием, как правило, с тупым наконечником, хотя иногда применялось и боевое оружие. Основными видами турниров во Франции были пешие и конные поединки на копьях через барьер и без него, бой на топорах, на мечах и булавах. Кроме того, подобные поединки проводились в нескольких формах, основными из которых являлись поединки один на один и групповые схватки. Среди поединков один на один наиболее известен конный поединок на копьях.

«Конный поединок на копьях был одним из популярнейших ыцарских развлечений... Обычно турнир начинался либо завершался поединками. По длинной оси ристалища возвышалась сплошная изгородь - барьер из досок, обтянутый холстом, высотой фута четыре (около 1,3 м). Всадники располагались с разных сторон барьера. Пустив лошадей во весь опор, они таковали друг друга, держа копья наперевес. Искусство бой-ов состояло в том, чтобы, поразив соперника в верхнюю асть туловища, сбросить его с коня либо «преломить копье». ;уммарная скорость обоих коней придавала удару такую силу, то если оно не скользило по латам всадника, то ломалось. Чтобы этот бой сделать более безопасным, с начала XIV века стали использовать специальные формы оружия. Боец скакал на соперника, слева от барьера, надежно защитив левую руку щитом. Он держал древко копья повернутым слегка влево, к голове лошади, чтобы поразить соперника в середину щита.

Наконечник копья для поединков был притуплён, чтобы им нельзя было пробить щит и кольчугу... В XIII веке участники

поединков не имели специального защитного снаряжения, а сражались в боевых доспехах, всадник только сдвигал вперед наплечные щитки... Если бойцы не были ранены, они возвращались на свои концы ристалища Так они садились на других лошадей, меняли сломанное оружие и брали другие копья, чтобы начать новый заезд. Каждый поединок предусматривал три заезда, если рыцари были одинаково искусны. Самым красивым считалось сломать оба копья, не выпав из седла...

Поединки на копьях были гораздо опасней, чем турниры, и поэтому для них очень рано потребовалось специальное вооружение. В первую очередь стали усиливать шлем, который должен был выдерживать страшный удар, когда копьё скользило по щиту снизу вверх. Шлем стали прочно соединять со стальным нагрудником спереди и сзади. Щиту придавали особую форму, чтобы он мог отклонять удары вправо и влево. Крепкие латы защищали правую руку. Переднюю луку седла высоко поднимали и дополняли форцугом, чтобы прикрыть ляжки и голени...

В середине XV века, после ряда усовершенствований, внесенных в доспех, боец превратился в простую машину для нанесения удара. Его задача была лишь в том, чтобы пришпорить лошадь и направить копье в горизонтальной плоскости. Копье держит уже не он, а кронштейн, расположенный на соответствующей высоте. Доспех всадника столь совершенен, что получить ранение он может лишь при падении с лошади...

К 1460 году еще встречались свободные поединки, без барьера, или, как тогда говорили, «без полотна»; но этот вид боев делался все более редким. Рост популярности поединков через барьер объясняется еще и тем, что они были не столько воинским упражнением, сколько поводом для демонстрации неимоверной пышности доспехов. Хоть копья еще ломали, но они были менее тяжелыми, чем в прошлые времена...

После обычных поединков, где участники метили друг в друга и ломали копья, устраивали поединки «в хитрый тарч» или «в подбородок». Здесь требовалось попасть не в середину щита, а сбить какую-нибудь дополнительную деталь доспеха. Этот вид поединков был, по-видимому, особенно популярен по ту сторону Рейна, во Фландрии.

Доспех для таких поединков отличался от рассмотренных ранее. На голову надевался салад со смотровой щелью, выкованный из одного куска. К нагруднику крепилось усиление, прикрывающее грудь, отчасти живот и заканчивающееся чуть ниже смотровой щели. К этому усилению, или дополнительному подбороднику, приделывали второе усиление, состоящее из тонких стальных пластинок, слабо соединенных между собой конической накладкой. Щита у всадника не было. Копьем надо было попасть в центр этой накладки на уровне желудка. При ударе разжималась находящаяся под подбородком пружина и разбрасывала стальные полоски усиления в разные стороны, словно взрывая...

Цель другого состязания («в подбородок») состояла в том, чтобы сбить у соперника подбородник из ткани... Если наконечник копья противника попадал в вуаль в центре нагрудника или у верха подбородника, она отцеплялась, срываясь, и взлетала над головой бойца. Лошадь для этих поединков покрывалась попоной, а глаза ее наглухо закрывали глухими наглазниками, т.к. нередко случалось, что при приближении копья кони шарахались в сторону и срывали заезд, а при скачке со шлейфом копье должно было поразить вуаль в строго определенных точках. Из-за малейшего отклонения удар проходил мимо цели...

Были еще «скачки со сковородой»; «сковородой» назывался стальной квадратный или решетчатый тарч, прикрепленный на грудь. Соперник должен был сбросить тарч концом копья. В этом виде поединков бойцы не защищали голову; бой считался очень опасным и практиковался только опытными бойцами....

Начиная с XVI века, французские поединки на копьях проходят в доспехах, которые отличаются от боевых только усилениями шлема и кирасы; последняя деталь называется «боевым плащом». Она представляет из себя неподвижный железный тарч, часто - с ромбической решеткой из железных лент на наружной вогнутой поверхности, задерживающей наконечник попавшего в нее копья, в результате чего древко ломались». [27, с. 189-234]

С XII века во Франции становится популярной рыцарская игра с копьем, известная под названием «квинтала»: Квинтана (quintaine) - упражнение с копьем для всадника, состоявшее в том, чтобы поразить в центр щита манекен, облаченный в полный доспех. Манекен ставили на вертикальную ось. Если всадник, мчавшийся во весь опор, попадал копьем в середину щита, то «трофей» поворачивался вокруг своей оси; если же удар был неточен, части манекена падали или поражали неумелого всадника. Дю Канж утверждает, что манекен был оснащен палкой или мечом, которые при неудачном ударе поражали всадника. Как бы там ни было, в средние века игра в квинтану была очень популярным упражнением, и не только у дворян, но и среди простого народа.

Сеньоры предлагали упражняться с квинтаной своим ученникам для обучения их копейному бою. Дети, играя в квинтану, готовились к настоящим поединкам: в коллекциях оружия есть доспехи для поединков, предназначенные для детей от двенадцати до пятнадцати лет». [27, с. 235]

Стоит отметить, что во Франции имел место и такой вид «квинтаны», где в роли мишени выступал живой человек. «В «Романе об Александре» удар копьем принимает на себя «живая мишень» - воин в шлеме и броне, защищающий грудь и руки. Он сидит на скамье, скрестив ноги и прикрывшись щитом с фигурой геральдического дракона. Ловко владея щитом, рыцарь должен удержаться на скамье и так отразить нападение, чтобы атакующий не устоял на ногах». [55, с. 135]

Свои особенности приобрела игра в «квинтану» у горожан, которые не столько копировали рыцарей, сколько пародировали их: «Квинтаной служила бочка с водой, установленная на вертикальном столбе. При неловком попадании она опрокидывалась и обливала участников соревнований. Чтобы не вымокнуть до нитки, они выступали нагишом. В «Часослове Иоанны Эвре» на нижнем бордюре страницы с главной миниатюрой «Поцелуй Иуды» представлена пародийная забава с квинтаной: «Всадники» на козле и баране устремились к бочонку, закрепленному на столбе. Наездник справа метко попадает в отверстие, проделанное в бочке, левый приподнял копье, не решаясь нанести удар».

Второй формой рыцарских состязаний была групповая схватка, которая так и называлась - «турнир». Такая схватка представляла из себя бой между двумя группами воинов одной и той же численности, чаще всего с одинаковым оружием. Групповой турнир, также как и парный, имел несколько вариантов. Одним из них был «бугурт», в котором участники имитировали штурм крепости или укрепления с палисадом: «Посреди огороженного поля воздвигалась деревянная крепость, которую штурмовали и защищали разделившиеся на две партии рыцари. Подобная потешная осада, однако, не имела неприятных последствий, как турниры и копейные поединки, и могла восприниматься как спектакль или подобие наших военных маневров. О том, какая сторона победит, договаривались заранее». [27, с. 236]

Более азартно проходили групповые турниры. Красочное описание такого сражения есть в словаре известного архитектора, историка, археолога, реставратора, инженера, декоратора и художника XIX века Виолле-ле-Дюка:

«Собравшись вокруг вождей, участники турнира выстраиваются близ ристалища в определенном порядке за трубачами и менестрелями. Впереди -теннон сеньора-предводителя, далее -сам сеньор, потом его знаменосец; участники турнира попарно, за каждым - его знаменосец. Все останавливаются перед барьерами ристалища с обеих сторон. Герольд сеньора-зачинщика, обращаясь к судьям, просит открыть барьер. Гербовой король удовлетворяет просьбу, указав обеим партиям места, которые они должны занять. Обе партии разделены расстоянием между канатами, где рядом с трибунами стоит почетный рыцарь. Когда все выстраивались, гербовый король возглашал: «Приготовьтесь рубить канаты!» Четыре человека, сидя верхом на перекладинах барьера, держат поднятые, готовые к удару топоры. Гербовый король продолжает: «Слушайте! Слушайте! Слушайте! Сеньоры судьи мои просят и требуют от вас, сеньоры мои бойцы турнирные, чтобы никто не разил с размаху или со спины, равно как и ниже пояса, как сие вами обещано было, не толкал и не тащил, ежели то не рекомендовано. И ежели у кого ненароком падет шлем с головы, никто бы его не касался, пока тот его не наденет, дабы никто не желал по злобе биться лучше с одним, нежели с другим, кроме как если тот, за низости свои, был рекомендован. Помимо сего, предуведомляю вас: когда сыграют трубы отбой и барьеры отворятся, не оставаться долее на ристалище и не брать никого в плен».

В этот момент звучат трубы, судьи командуют шеренгам обеих партий осадить назад; потом гербовый король трижды выкликает: «Рубите канаты, Да свершится бой!», и сражение начинается. Когда всадники атакуют, знаменосцы и воины выкрикивают боевой клич хозяина. Трубачи, герольды и пер-севанты выходят из схватки, укрываясь за барьерами. Знаменосцы двоих предводителей располагаются возле входов. Конные слуги, вооруженные обломками копий, в яцеринах или бригантинах, саладах, перчатках и поножах, готовы вытащить своих хозяев из драки, если те попросят, и выкрикивают их кличи. Пешие слуги одеты в пурпуаны или короткие куртки, на головах - салады, на руках перчатки. У каждого в правой руке палка; их задача - подсадить упавшего рыцаря на лошадь, или, если они не смогут этого сделать, вытащить с поля, окружив и обороняя дубинками.

Когда судьи сочтут, что турнир пора заканчивать, они подают знак трубачам. После этого гербовый король выкликает: «Езжайте, знаменосцы, покидайте поле, возвращайтесь по квартирам. Вы же, сеньоры, принцы, бароны, рыцари и оруженосцы, кои с честью сражались перед лицом дам, свой долг исполнили и вправе теперь в добрый час покинуть поле, ибо приз назначен, и в сей вечер будет он вручен дамами тому, кого они изберут»...

Не всегда было просто, несмотря даже на приказ судей, разнять сражающихся. Например, на турнире, состоявшемся в Брюгге в 1468 г. по случаю брака герцога Карла Бургундского с Маргаритой Йорской, сестрой короля Англии, как рассказал Оливье де ла Марш в своих «Мемуарах», герцог Бургундский, принимавший участие с одной из сторон, вынужден был по окончании турнира сбросить шлем, чтобы его узнали и кинуться с мечом в схватку, «которая возгоралась сызнова то на одном конце, то на другом; и дабы разделить их, не щадил ни кузена, ни англичан, ни бургундцев, если добром они не расходились. По окончании же турнира устраивали сражения один с другими, и бились по вызову не единожды и один на один, и двое на двое, и трое на трое. Однако же, означенный государь мой всегда их разделял»

К началу XVII века турниры во Франции прекратили свое существование. Но многие традиции, появившиеся во времена рыцарских турниров, продолжали существовать и развиваться. Благодаря турнирам, как отметил СВ. Мишенёв, «из общей массы в основном довольно грубых боевых приемов выделились и четко оформились некоторые стили работы с тем или иным холодным оружием - копьем, палицей, мечом и щитом, двуручным мечом, боевым топором, кинжалом, альшписом. Этот фундамент поддерживал и питал рыцарские боевые искусства, которые, в свою очередь, предопределили искусство наиболее совершенное - фехтование на шпагах».

Шпага - рубяще-колющее клинковое оружие с прямым однолезвийным либо обоюдоострым клинком. Впервые она появилась в Италии в начале XV века, а в конце XV - начале XVI веков получила распространение во Франции, Испании и других странах Европы. Это было связано с тем, что сплошные доспехи уступили место нагруднику (кирасе) и тело воина стало менее защищенным. Со временем шпага стала знаком принадлежности мужчины к привилегированному сословию.

В конце XVII века возникла французская школа фехтования шпагой как результат синтеза испанской и итальянской школ.

«Французы облегчили и укоротили шпагу, что позволило усложнить технику приемов и повысить скорость их выполнения. Они первыми отказались от оружия для левой руки. Однако левую руку еще долго использовали для захвата клинка противника; чтобы избежать при этом порезов, перчатку для левой руки делали из особо прочной кожи, усиливая ее стальными нитями на внутренней стороне перчатки.

В управлении клинком теперь главную роль стали играть пальцы и лучезапястный сустав, а не локоть. Боевая стойка сделалась более узкой, обеспечив существенное повышение маневренности. Вперед французы начали выставляли правую ногу вместо левой. Это давало возможность и атаковать, и обороняться одной лишь шпагой. Кроме того, они первыми сделали главным способом атаки молниеносный укол, справедливо оценив его преимущество по сравнению с ударами. Однако в настоящем бою бывает всякое, поэтому, среди военных режуще-рубящие движения сохранялись до XIX века включительно. Укол торжествовал в основном на дуэлях». [14, с. 201]

В XVI веке начался процесс разделения фехтования на дуэльное и спортивное. А в XVI-XVII веках дуэльное фехтование приобрело во Франции массовый характер, особенно в дворянской среде. Именно Франция дала миру знаменитых дуэлянтов, о которых ходили самые разные истории. Так, французского графа Монморанси за 16 побед в поединках приговорили к смерти. Он бежал из Франции, но вернулся в Париж в июне 1627 года на свой 17-й поединок. Соперника он убил, но затем его казнили.

Интересно отметить, что дуэли во Франции практиковали не только мужчины. Например, в XVII веке была в Париже одна знатная дама, которая имела привычку вызывать на дуэль чем-либо не угодивших ей кавалеров. Кое-кого из них она заколола. Прошло два века, но нравы не изменились. Одна журналистка, некая мадам Эсток, на заседании Лиги эмансипации женщин предложила такую резолюцию: «Всякая женщина, которая не принимает на себя ответственность за собственные поступки и позволяет защищать себя мужчине, пусть будет обвинена в позорном поведении». Участницы заседания единогласно проголосовали за то, чтобы разрешить ей драться с неким читателем, оскорбившим ее в своем письме.

Историк В.Р. Новоселов посвятил французской дуэли специальное исследование. В частности, он писал: «На протяжении всего своего существования и правила проведения дуэли, и сами представления о чести и благородстве подвергались постоянным изменениям. В этом отношении дуэль, как историческое явление, отражает существенные черты развития европейского общества, прежде всего менталитета и идеологии дворянского сословия и офицерского корпуса...

Обычно, когда дворянин считал, что его чести, либо чести его близких (каковыми считались родственники, друзья, подчиненные и слуги) нанесен серьезный урон, заслуживающий поединка, он мог послать своему обидчику письменный вызов (картель). В нем излагались причины вызова. Либо эти причины передавались через доверенное лицо - секунданта, порой одновременно дерущегося с секундантом противника.

С 70-х годов XVI века дело все чаще сводится к устной договоренности, а промежуток между вызовом и самой дуэлью сокращается до нескольких минут. Стало считаться, что дуэль, следующая сразу же за оскорблением и вызовом, пока еще не остыли чувства, более благородна и честна, чем поединок, отложенный на некоторое время. Последнее дает возможность улечься страстям и воспринимать ситуацию, руководствуясь доводами разума; таким образом, это будет уже хладнокровное и осмысленное убийство...

Существовала целая система условных сигналов, при помощи которых демонстрировались враждебные намерения и агрессия: рука, положенная во время разговора на эфес шпаги или рукоять кинжала; движение рукой, имитирующее извлечение даги из ножен; резкое движение в сторону собеседника, подшагивание к нему вплотную, высокомерная манера держаться, сопровождающаяся гордой позой и резким тоном. Аналогичную роль играли определенные манипуляции с предметами одеяния: манера держать шляпу в руке или некоторые движения ею (например, ее поворот пером вперед или назад, шляпа плотно, можно сказать по уши, натянутая на голову), наматывание плаща на левую руку и т.д... Распределение ролей было весьма важным, поскольку по традиции выбор оружия принадлежал вызванному на дуэль, а место и время встречи, как правило, назначал вызывающий...

Оружие дуэлянтов заранее оговаривалось и согласовывалось, в идеале оно должно было быть абсолютно идентичным по своей длине, весу и т.д., но реальная практика не соответствовала этой установке. Например, о каком равенстве может идти речь, если при одинаковой длине клинков один из противников значительно выше другого (т.е., его руки длиннее)... Самым распространенным оружием поединка были шпага и дага... Однако кинжал мог быть заменен плащом или второй шпагой, или же поединок мог быть только на шпагах или только на кинжалах.

Дрались обычно не только без какого-либо защитного вооружения (кольчуга или кираса), но зачастую и без камзолов и колетов, в одних рубашках или обнаженными по пояс, что делало поединок еще более смертельным и ожесточенным. В царствование Карла IX с третьей четверти XVI века в употребление вошла рапира с длинным и легким клинком, часто пригодная только для нанесения колющих ударов, которая стала основным дуэльным оружием, поскольку дворяне предпочитали умереть от точного удара, оставляющего маленькое отверстие, чем остаться в живых, но стать калекой или ходить обезображенными глубокими и длинными шрамами от рубящих ударов мечом или тяжелой шпагой...

С XVII века с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия (появление пистолета с колесцовым, позднее кремневым замком) распространяется дуэль на пистолетах, чаще всего между всадниками, но шпага и рапира еще долго являются основным дуэльным оружием...

На ранней стадии развития дуэли в бою кроме оружия допускалось использование бросков и захватов, ударов ногами и руками. Но постепенно в норму вошло использование только оружия, поскольку любой удар, при котором «ногти повернуты вниз к земле» бесчестит, дворянам не пристало драться, как каким-то мужланам из простонародья. Крайне подлым приемом считалось бросать в глаза противника горсть земли или засыпать ею рот противника во время борьбы в партере...

Победа в поединке должна была быть явной, чтобы избежать любых недоразумений впоследствии. Считалось унизительным не только дать пощаду своему противнику, но и принять такую милость от победителя. Поэтому, как правило, дуэль заканчивалась смертью, или тяжелым ранением одного из противников, не позволяющим ему продолжить бой. При этом вовсе не обязательно, чтобы противники были смертельным врагами: дуэль зачастую происходила между друзьями и даже родственниками, без всякой неприязни относившимися друг к другу. Один из противников мог сдаться и признать себя побежденным...

Дуэль «до первой крови» или первого ранения имеет более позднее происхождение и, как правило, относится к тем случаям, когда оскорбление было незначительным. Многие авторитеты того времени считали обязательным для победителя забрать оружие своего противника, особенно если он только ранен или просто признал свое поражение. Это и трофей, свидетельствующий о победе, и гарантия того, что проигравший, в отместку за унижение поражением, не воткнет свое оружие вам в спину». [127, с. 159-163]

Распространение дуэлей породило разнообразные формы их проведения. Немалую роль в этом сыграли не только человеческая фантазия, но и постоянные колебания политической обстановки. Например, после того как в 1550 году король Генрих II издал указ, согласно которому поединок мог проводиться исключительно с разрешения полковника, дворяне для проведения поединка стали переезжать в военный лагерь другого полководца, а нередко обращались с просьбой на поединок даже к командующему вражеской армии, и таким образом создали новый вид дуэли.

«Новый вид поединка называли «поединок в кустарнике» или «поединок на манер животного». В первом случае название происходит от неаполитанского названия кустарников, небольших лесков, в которых обычно происходили эти поединки. Второе название выражает суть такого боя - драться подобно диким зверям, до смерти и без пощады. Обычно эти поединки совершались без свидетелей, даже без секундантов, где-нибудь на опушке леса. Никаких доспехов, только шпага и дага или же шпага и плащ, никаких судей и свидетелей - только соперники. Понятно, что уже само название поединка предусматривало отказ не только от лишних формальностей и публичности действия, но и от куртуазности и «излишнего», с точки зрения участников, благородства».

В период жестких запретов дуэлей проводились своеобразные «ночные поединки», когда противники выясняли отношения, держа в свободной от шпаги руке фонарь. Позже на этой почве возникла одна из самых жестоких дуэлей - «фонарь-плащ». На земле расстилалась накидка, на нее ставили фонарь. После этого соперники кидали кости. У кого выпадало большее число, тот выбирал, с чем ему драться - с плащом или с фонарем. У каждого были свои достоинства. Фонарь можно было прятать за спиной, чтобы в решающие моменты слепить им противника; плащ наматывали себе на руку и применяли в качестве своего рода щита.

Существовали и «многослойные дуэли»: сначала дуэлянты стрелялись, и если не попадали друг в друга, то дрались на шпагах, если же и этот бой не давал ясного результата, то в ход шли кинжалы.

Дуэли имели широкое распространение во Франции, несмотря на неоднократные запреты, вплоть до начала XX века. Нередко в них участвовали даже депутаты парламента, министры, популярные журналисты и другие известные фигуры.

Шпага являлась не только орудием «убийства по правилам», но и средством демонстрации мастерства фехтовальщика. Признанным «законодателем мод» в области спортивного фехтования стала основанная в 1643 году Французская академия фехтования. Ее члены довели до совершенства приемы атаки и защиты, методы контратаки. Поскольку клинком шпаги стали не только атаковать, но и защищаться, с конца XVIII века левую руку отвели за спину, прижав к пояснице и полностью исключив применение ее в бою. Острие клинка для тренировочных упражнений было снабжено железным шариком. В. 1765 году появилась предохранительная маска из проволочной сетки.

Среди учителей фехтования возникла серьезная конкуренция. В целях привлечения учеников, многие из них стали устраивать специальные публичные поединки - «ассо» (что значит «состязание»), где они доказывали свое мастерство, вступая в соперничество со всеми желающими. Постепенно практика таких «ассо» трансформировалась в спортивные соревнования.