После окончания первой мировой войны в СССР стали прорабатываться вопросы участия ВВС в грядущей войне.
Довольно известный теоретик ВВС комбриг Лапчинский в 1934 г. написал монографию "Воздушный бой" в трех частях.
В них Александр Николаевич рассуждал, что конечная цель маневрирования истребителя в воздухе занять выгодное положение для атаки неприятельского самолета.
Это сильно напоминает тактику немецкой авиации второй мировой войны. "Мессершмитт" Bf 109 отлично воевал на вертикальном маневре, он "свечой" мог уходить вверх и угнаться за ним никто не мог, также он набирал большую скорость при пикировании.
Лапчинский также писал, что пленных в воздушном бою не берут, поэтому остается только сбивать самолет противника.
Он вводит понятие "уничтожение неприятельского самолета".
«Самолет противника до тех пор не сбит, пока он управляется. Поэтому понятие сбития мы можем определить следующим образом: сбить самолет противника — значит, нарушить его управление... В воздухе нет объектов для захвата. Выигрыш боя в воздухе с изгнанием противника не имеет самодовлеющего значения. Этот выигрыш боя должен эксплуатироваться или земными, или воздушными войсками. Выигрыш боя с уничтожением противника наносит материальный урон воздушным силам противника, подрывая их вообще. Ясно поэтому, что воздушный бой должен иметь всегда решительный результат...»
Опять же это очень напоминает главную цель немецких истребителей, сбить как можно больше самолетов.
Интересны его высказывания о внезапности атаки и способах ее достижения. По мнению Лапчинского нужно было скрытно подойти к врагу и стремительно атаковать.
Ме-109Тогда было в ходу понятие "мертвые конусы" - пространство не простреливаемое бортовым оружием обороняемого самолета. Внезапности можно было добиться используя эти "мертвые конусы" или нужно было выбрать удачное мгновение, когда экипаж неприятельского самолета будет наблюдать за землей или же заходить со стороны солнца.
Именно заход со стороны солнца для атаки и будет одним из основных у пилотов СССР и Германии.
Комбриг предостерегал от чрезмерного стремления использовать облачность: силуэт самолета может быть хорошо виден на фоне облаков, что сорвет скрытность подхода.
Не вызывает сомнений, что тезисы Лапчинского были использованы немцами при разработке тактики истребительной авиации люфтваффе.
Этому способствовали и тесные связи между СССР и Германии в военной сфере в 1920-х - начале 1930-х. В частности, действовала Липецкая авиашкола, где проходили подготовку пилоты, механики, мотористы, оружейники.
В 1931 г. немецкие летчики участвовали в маневрах с советской авиацией. Тогда отрабатывались действия истребителей против бомбардировщиков.
Многие положения работы Лапчинского первыми использовали немецкие асы. Потом после завершения войны в Испании немцы включили в свои уставы многое из теории Лапчинского.
Было и положение от которого немцы отказались. Лапчинский критиковал летчиков первой мировой войны, которые сбивали врага неожиданно, делали бой односторонним делом и даже считали, что если с первого захода врага сбить не удалось, то вторичную атаку проводить не надо.
Комбриг называл такую манеру ведения боя "трусоватой", но это не помешало многим немецким асам положить ее в основу ведения боя, что позволило им достичь множества побед.
Ме-109В частности, сразу на ум приходит Хартман, он как раз работал по этой тактике.
А советские И-16 и И-16 создавались не для "трусоватой" тактики и были лучше подготовлены для боев на горизонталях, для "собачьей схватки" в духе первой мировой.
Спасибо за прочтение.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Летчики-истребители люфтваффе воевали по советским разработкам?.