Лущильники — это машины, предназначенные для рыхления (лущения) верхнего слоя почвы перед пахотой (см. Обработка почвы). При лущении верхний слой почвы рыхлится и частично оборачивается. Это позволяет сохранить почвенную влагу, заделать в почву семена сорных растений, растительные остатки и вредных насекомых, а также уничтожить растущие сорняки. Лущение облегчает обработку почвы, улучшает качество обработки, в частности вспашки.
Лущильники бывают лемешные и дисковые. Устройство лемешных лущильников существенно не отличается от устройства плугов общего назначения (см. Плуг). Захват корпуса у лущильника — 25 см, а максимальная глубина обработки — 18 см.
Дисковые лущильники обрабатывают почву на глубину 4—8 см. Рабочие органы дисковых лущильников — сферические диски диаметром 450 мм, поставленные под углом 20—35° к направлению движения агрегата. Этот угол называется углом атаки. Диски 15 по 9—10 штук собраны в секции — батареи. Они насажены на квадратные оси 17 между распорными втулками 16 и стянуты гайками 18. Расстояние между дисками — 169 мм. На двух втулках имеются подшипники, к которым крепится рамка батареи.
Дисковый лущильник работает следующим образом. Режущая кромка каждого диска подрезает полоску почвы и поднимает ее на внутреннюю вогнутую поверхность. Затем почва падает с некоторой высоты и отводится диском в сторону. Перемещаясь по диску и падая с него, почва крошится и частично оборачивается. С увеличением угла атаки диски глубже погружаются в почву и она лучше рыхлится.
Дисковые лущильники имеют ширину захвата 5, 10, 15 м и соответственно по 4, 8, 12 батарей.
Лущильник дисковый гидрофицированный, например ЛДГ-5, показанный на рисунке, состоит из рамы 5, опирающейся на два колеса 7, четырех дисковых батарей 10, 11, 12 и 13, шарнирно присоединенных к брусьям 2 через понизители 9. Брусья внутренними концами присоединяются к раме, а внешними опираются на колеса 1, С передней частью рамы брусья связаны раздвижными тягами 3, длиной которых изменяют угол атаки. Разъемную борозду после прохода лущильника заделывает зарав-ниватель 14. Для перевода батарей в транспортное положение и принудительного их заглубления в почву лущильники оборудуют гидросистемой, состоящей из шлангов 8, трубопроводов 6 и гидроцилиндров 4.