Манипуляция

Слова имеют огромную силу. Вы даже представить себе не можете насколько. Сила слова безгранична и словами можно управлять массами, лишь манипулируя сознанием. Вами легко манипулировать. Да, именно вами, каждым из вас достаточно легко управлять и успешно это делают многие лета.


Манипуляция

Возможности манипуляции сознанием с помощью филологии, в частности, этимологии некоторых слов. Приведу пример манипуляции, я бы назвал это мошенничеством, но отнесу к невежеству, незнанию, невладению темой. Примером будет служить этимология слова узда в словаре Успенского Л .В.

“Узда́. Древнейшее значение этого слова было «то, что вложено в уста», т.е. в рот коня. Индоевропейское «ous» значило «рот», основа *«dhe» — такая же древность, она входит в состав слов «деть», «девать» (здесь она несет значение «вкладывать», «класть»). Другие толкования не выдерживают критики.
* Звездочкой помечены слова, воссозданные, искусственно восстановленные учеными.”

Люди искусственно восстанавливают слова, которых в природе могло и не быть, гипотеза. Вот вы можете обнаружить в слове «ous» (вариант в английском os “рот”) основу *«dhe»? Нет? Но, вы можете невооруженным глазом увидеть обыденное для вас слово ауыҙ “рот”. И вот тут и я скажу: другие толкования не выдерживают критики. Попутно могу указать, что термин узда, от раннего оузда (так в источниках) и буквально означает "во рту" — ауыҙҙа (ауыҙда). Вот такие дела, дорогие любители порассуждать по поводу происхождения слов.

Арка или английское arc "дуга". Всё правильно, всё хорошо. Только арҡ ещё и узда и даже петля, корда, не только хорда (вообще арҡ нащечные ремешки, но, имеют непосредственное отношение к узде). Лошадей гоняют по кругу, отсюда и связь с арканом, дословно "обуздать", где корневая часть арҡ "узда". Арка в тюркских языках хребет, горб, что также имеет отношение к дуге, изгибу. Это несложно понять, если не иметь предвзятого отношения. Отсюда, кстати, и аркадаш “друг”, буквально “в одной узде или упряжи”.

Предложу происхождение слова оркестр: от латинского orchestra, из греческого ὀρχήστρα “место для танцев” или место для проведения мистерий, религиозных поклонений. Отсюда оркестр и оргии будут словами родственными. К тому же оргия восходит к древнегреческому οργή “неистовство, раж”, с поздним толкованием злость, ярость. Таким образом оркестр это место для неистовства (сравн. соврем. танцпол). То же фанат, фанатизм от латинского fānāticus “одержимый божеством, неистовствующий”. Здесь же от fānum “святилище”, хотя само название восходит к древнегреческому богу по имени Пан, что означает “весь, все”, что является калькой готского alla или английского all “все”. Стоит сравнить с, присутствующим в некоторых диалектах, словом бән “святой” (б – п парные согласные) и с термином фән “наука”. Замечательное представление противоборствующих науки и божественного проявления.

Фестивали или неистовые танцы посвящались переходу во взрослую жизнь обоих полов (мальчиков и девочек), и при этом практиковалась священная проституция во время ее двухгодичных проводов. Зачастую культовая проституция связана с плодородием и поклонением силам природы, тому, что называли Пан “Весь”. Обряды праздновались с большой торжественностью (песни и танцы) – то же, что мы сегодня называем фестиваль.

Танцы, соответственно, это толчея, давка, толкотня, месиво, тығыҙ, тугой, tag, mix, ыу “тереть”, эҙ “след”, иҙ “мять” иҙән “пол” (танцпол). Сюда же мазь, масло, месса, масса, massa, μᾶζα “тесто”. Проследите за сочетанием ҡам “жрец, волхв”, ҡамыр “тесто”, ҡамыш “камыш”, из чего делали муку в прежние времена. Если отбросить протетическую согласную со слова май, мазь (глагол мять), то корнем будет эҙ "след" и иҙ "мять". Откуда получает развитие есть (мять, жевать) и даже жест (jest, gestе) — телодвижения или махи, жестикуляция. При этом след рассматривается как место — это есть, существует. К эҙ “следу” относятся иҫ “память” и еҫ “запах”. В свою очередь след и лёд и даже лад слова одного источника — твердь, делать твердым, мять, утрамбовывать, жесть, множество, согласие, yes. И здесь же иҙән "пол", как танцплощадка.

В связи с телодвижениями забавно рассматривать термин мөхәббәт “любовь”. Да и само слово любовь с его родством со словом любой (все) смотрится красноречиво. Мөхәббәт и мука – муки любви. Но, мөхәббәт и бог генетически родственные слова и имеют отношение ко льду – боҙ. Любовь в роли Творца человека, как плоти, так и духовного восприятия, чувств, хис.Здесь след и лёд и божественное проявление, в основе эҙ “след”. Учитывайте һиҫ “чувства” и һиҙ “чувствовать, осознавать, интуиция”. Термин һиҙ можно рассматривать как духовную связь.

Теперь стоит приглядеться к слову history “история, прошлое”. Заметили общую семантику с башкирской терминологией һиҫ, һиҫ, иҫ, хис, хистәре? Воспоминание. Отмечу, в связи с упоминанием сочетания божественности и природы, что природа тәбәғәт в башкирском языке, что можно признать арабизмом. Хотя родственные слова все же склоняются к первичности башкирской формы, например, табыу “находить”, тогда как в арабском таби’ “следовать”. Сюда же табыныу “молиться, служить, поклоняться”. Но, есть тап "в цель, в яблочко, точь в точь" и тапалу, тапалай, tap "топать" (см. танцпол, оркестр). Однокоренным в английском языке является table “твердь, пол, доска”. Поклонение ” worship” в английском языке образовано слиянием worth “заслуживающий, достойный, стоящий” и hip “бедро” (встать на одно колено). У башкир же, наоборот, преклониться “буйһоноу” изначально вытянуться в рост, где буй “рост”, встать навытяжку.


Изменения лексического значения слова за счёт вокализма в башкирском языке. Изменение отношения слова к именуемой вещи. Примеры со словом эҙ "след".

Мы воспринимаем слово эҙ в значении след. Является родственным термину иҙ "мни, разминай" (мять). Более понятным, объясняющим родство, будет перевод слова эҙ "оттиск" (вмятина, шрам, отпечаток). Теперь смотрим иҫ "память", но, для демонстрации родственности слов будет приемлемым перевод "памятка". Ясно видим обогащение лексики за счёт перегласовки. Смотрим:  иҙ "мять"; эҙ "след"; иҫ "память". Я бы сравнил в русском языке глаголы мять, помять с существительным память. Как в том анекдоте с бумагой: "не по́мни, а помни́". С чем имеет связь значение мять? Конечно, с давкой, с теснотой, тесным помещением и далее с духотой. Так мы получили еҫ "запах" (душно). Причём в английском языке это слово изменило лексическое значение на лад, согласие "yes". Идём дальше.

Гортанная смычка, присутствующая в слове иҫ в начале слова, замещается придыхательным һ и мы получили термин һиҫ."шум, издавать голос", хис "эмоции", тот же лад, yes. Отношения башкирского и английского языков выстраиваются в определенную систему, поэтому здесь нет ничего удивительного. Теперь постарайтесь понять, что память, запах, след определяют место, определенное местопребывание. И это место отпечаталось в памяти - возможность находить дорогу домой. В русском языке сохраняется предлог из, ранее использовали также норму ис. В английском языке is "являться, быть" также из этого ряда. В русском языке отсюда же есть "быть", если (от раннего есть ли), ист, истый. Замечу, что предлог из часто соответствует другому предлогу от.

Ранее я уже рассматривал ряд слов, касающихся корневой части от: ут "огонь, свет";  от "выиграй"; өт "опали"; үт "пройди"; үҙ "свой, собственный";  уҙ "обгони"; өҙ "сорви, оторви"; ус "ладонь"; үҫ "рәсти, вырастай"; үс "месть, затаенная злоба"; ос "лети, острие, верх, вершина"; оҫ "разум"; өс "три"; өҫ "поверхность". Небольшая подсказка как можно различать ҫ от с. Если звук может переходить в придыхательную һ, то используется ҫ/ҙ. Например, үһ "вырастай", но, үс "затаенная злоба, обида" сохраняет форму. Я говорю о диалектных особенностях так называемых сей-башҡорт. Добавлю, что и звук Ф часто переходит в һ. Но, об этом потом, сейчас о гласных и о термине от "выиграй" (везение, одухотворенность, энтузиазм). От этого слова образовано слово ҡот "душа" и далее более сложное слово ҡотороу "баловаться, играть, резвиться". Сравните со словом кот в русском языке и его ранней формой котька (для игр, резвиться, для души).

В одном случае мы имеем кот, в другом бесәй. Сравните ҡот "дух" и бес. Бес исходит от слова еҫ "запах" и далее эҫе "горячий", но, эсе "нутро". Кот и далее ҡот происходят от основы ут "огонь", от нормы өт "опалить", сравните эҙ "след, шрам, отпечаток". Далее в основе үҙ "сам, свой, собственный ", вариант үһ, далее уҡ "направление". Огонь мы рассматриваем в роли маяка, место сбора. Отсюда аҡ изначально не только свет, светлый, чистый, но и сбор, собрание, толпа людей. По этому признаку устроено слово мир "множество, все, толпа" и, возможно, эмир "глава толпы". Память способствует узнаванию, познаванию. В башкирском языке таныу "узнавать", танау "нос" (опознавать), тын "дыхание". В основе аң "сознание", откуда и аңҡ "запах", анҡый "благоухание". Теперь напомню мифологию древнеегипетскую, где Бес хранитель домашнего очага, но, анх узелок с араматом дома (вероятно, полынь). Теперь сравните слово с иным вокализмом - бисә "женщина". Женщина и домашний очаг, уют, комфорт. Отмечу ещё, что ен в переводе с башкирского языка псих, нервный и далее джин. Для сравнения ҡыҙ "девушка", ҡыҙыу "горячая, страстная, яростная", ҡыҙыҡ "забавная". Почему бы не сопоставить деву и дивов, дейеу или ен и жену?

Иҫ "память" или же "рассудок" в диалекте сей-башҡорт  звучит также, как иҙ "мни, мять" - иһ. Поэтому начальной формой являлось просто И, откуда получено слово Ил "социум, страна", а также Ир "муж, мужчина". Обратите внимание на оглушение согласного, которое образует глагол Ит - просьба совершить действие. Мы наблюдаем его в виде окончаний в русском языке, но, не придаем значения. Например, говорит "говор ит" (даёт говор), ходит "ход ит" (делает ход). Теперь на другой вокализм посмотрим - А. Получили Аң "сознание, разума". Также следует учесть, что назализация присутствует не всегда. Например, мы говорим ҡаты "твёрдый", но, в английском языке candy "засахариваться, твердеть" (конфета) или тюркское кант "селение" (утрамбованное место, твердь). Сравните хутор и ҡутыр. Назальная Ң, сливаясь с гортанной смычкой, развилась в Г и далее с оглушением дало нам термин аҡ "свет, мир" (см. ағара). Сегодня аҡ это светлый, белый, чистый. Таким образом сознание, разум тесно связаны с понятием коллектив, община. При этом связаны с множеством как иҫ, так и аң. От слова иҫ мы имеем еҫ "запах", тогда как от аң мы получили аңҡ, анҡый "запах, благоухание". И ещё одно слово получено за счёт оглушения согласного от корня эҙ "след" - эт "собака". Здесь особо объяснять нет необходимости, понятно, что след и собака связаны через обоняние, запах (осязать).

Надеюсь словообразование в башкирском языке не вызывает сложностей в восприятии. Всё достаточно просто и сохраняется в первозданном виде, показывая нам, как человек учился говорить на самой ранней стадии своего развития.
Манипуляция сознанием с помощью изменения лексического значения слова Как просто. Вам знакомы противоречия трипа и социальной реальности, но, вам некогда задуматься, задумываться, вдуматься, вдумываться. Странно, что в веке XXI веке озабочены поиском пропитания. Хотя, в сущности, обеспечены всеми благами. И уже обязаны просто созерцать - уровень мокши. Но, увы, в таком темпе вы не достигнете нирваны. Только загоняете себя. Сансара.

#этимология

#языки и лингвистика

#история

#наука и образование

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Манипуляция.