МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ

Вот уже более полувека я не расстаюсь со своим любимым изданием. С нетерпением жду каждый номер и нахожу на его страницах много для себя интересного, а порой даже неожиданного. Изготавливая различные конструкции, я иногда отправлял в редакцию описания своих самоделок, а затем с удовлетворением обнаруживал их на страницах «М-К». В этот раз хочу предложить читателям свою очередную разработку - механизированные грабли для уборки сена.

Жизнь в сельской местности предполагает наличие подсобного хозяйства. И каждому, кто хоть раз принимал участие в заготовке сена на зиму, хорошо известно какая это тяжелая работа. Учитывая погодные условия, сенокос надо провести в сжатые сроки - рук же, как всегда, не хватает. В принципе, в магазинах сегодня есть довольно широкий выбор малогабаритной техники. Но хорошие машины стоят слишком дорого, а дешевые не очень надежны. Вот и приходится сельским умельцам мастерить агрегаты и приспособления для облегчения крестьянского труда.

Когда перед нашей семьей встала задача механизировать заготовку грубых кормов на зимний период, мы пошли на компромисс: приобрели мотоблок «ОКА» в комплекте с роторной косилкой, а адаптер и грабли решили сделать своими силами. Первым делом составили техническое задание, пунктам которого должна была соответствовать будущая конструкция. В основе находится рама с местом для водителя, площадкой для ног и колесами. Для перевозки грузов на нее устанавливается кузов, а для уборки сена - грабли, размеры которых, по возможности, должны быть минимальными, чтобы не занимать много места в межсезонье.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Вариант модуля с установленным грузовым кузовом

Исходя из условий ТЗ, начали подбирать материалы, готовые узлы и все, что может пригодиться для изготовления адаптера. Впрочем, его самый главный узел был уже давно припасен, он лежал в дальнем углу двора, дожидаясь своего часа, - это гребенка с иглами от конных граблей. Там же удачно нашлись и два 9,5-дюймовых колеса, сайлент-блок для прицепного устройства, различные трубы и уголки.

Проектирование и изготовление приставки шли параллельно: рисовал эскизы, делал чертежи, пилили с сыном железо, варили и… все переделывали, пока не добились желаемого результата.

«Хребтом» рамы служит труба диаметром 52 мм, к которой приварена поперечина из квадратной трубы 40x40x3,5 мм. К последней привариваются стойки с осями для колес - это сделано для увеличения клиренса, так как дорога на луг у нас проходит через лес, где много рытвин и канав, да и сам луг изрезан колеями. Узел сцепки - из сайлент-блока, который хорошо подошел для этой цели: внутреннее отверстие в нем 18 мм, под этот размер и был выточен шкворень.

На хребтовой трубе устанавливается рама сиденья для водителя, сделанная из такой же трубы. Само сиденье и спинка изготовлены из фанеры толщиной 10 мм, на них уложен слой 50-миллиметрового поролона и все это обтянуто кожезаменителем. Для безопасности по бокам сиденья имеется ограждение.

Площадка для ног приварена под углом, и она довольно большого размера - это сделано так же для пущей безопасности при движении по бездорожью и ухабам. Дополнительные элементы рамы служат для установки кузова и граблей, для чего к раме приварены четыре площадки с отверстиями для крепления. Кузов взят от мотороллера «Муравей», он устанавливается на раму на двух продольных балках из деревянных брусков сечением 50*50 мм.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Рама многофункционального адаптера к мотоблоку (на виде сверху сиденье условно не показано)
МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Развертка сиденья
МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Прицепной узел

К двум задним площадкам болтами М10 крепится основание граблей, на стойки которого навешивается гребенка с иглами, а к самому основанию приварены отбойники из арматуры диаметром 10 мм и длиной 700 мм в количестве пяти штук (они отгибаются вверх примерно на 20-25 градусов). Также основание дополнительно усилено двумя подкосами из уголка 35x35x3 мм.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Грабли: 1 - иглодержатель (уголок 63x63x5 мм); 2, 4 - основание (труба 40x25x3 мм); 3 - рама тележки; 5 - рычаг иглодержателя; 6 - кронштейн рычага; 7 - подкос; 8 - кронштейн иглодержателя
МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Привод граблей: 1 - иглодержатель; 2 - кронштейн рычага; 3 - рычаг подъема граблей; 4 - узел крепления тяги; 5 - рычаг иглодержателя; 6 - кронштейн рычага; 7 - кронштейн иглодержателя; 8 - тяга привода иглодержателя

Иглы граблей крепятся к уголку 63x63x5 мм стандартными держателями с помощью болтов М10. На приведенном чертеже иглы и отбойники не показаны, но их хорошо видно на фотографиях. Для подъема граблей справа от водителя находится рычаг, соединенный тягой с гребенкой. При переводе его вперед, до горизонтального положения, грабли поднимаются и освобождают волок собранного сена. В транспортном режиме рычаг фиксируется пока к раме куском цепи, но в дальнейшем этот узел будет модернизирован.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Для подъема граблей справа от водителя находится рычаг, соединенный тягой с гребенкой
МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Сзади к основанию граблей приварено пять отбойников из арматуры

Подведу итог. Конструкция получилась полностью работоспособная. Участок луга, на котором три человека раньше работали целый день, теперь обрабатывается одним «пилотом» на мотоблоке с граблями за полтора-два часа. А демонтировав грабли, можно установить кузов и заняться перевозкой собранного сена.

Для тех, кто захочет повторить данную конструкцию, стоит обратить внимание на размеры колес и граблей, и при необходимости внести соответствующие поправки под имеющиеся комплектующие. В моем варианте использовались колеса диаметром 450 мм, а размер иглы граблей (расстояние от места ее крепления до кончика) составляет 720 мм - при других данных надо заново рассчитать высоту стойки основания.

Павел БЕЛОУСОВ,

станица Алексеевская

(Волгоградская обл.)