Поиск неисправностей в системах управления требует проведения большого количества частных операций и значительных затрат времени.
В современных системах судового радиооборудования время поиска неисправностей занимает 60% и более от времени ремонта.
Эвристический метод. В практике эксплуатации радиооборудования и средств автоматизации судов широко используется эвристический (логический) метод, который в отличие от формализованных методов не задает жесткой технологии поиска. По сути это метод гипотез, которые выдвигаются на основании информации о признаках неисправности. Анализ гипотез и их последующая проверка, выдвижение уточняющих гипотез - характерные признаки эвристического метода.
При формировании гипотезы следует путем проверок убедиться в том, что причина неисправности не связана с действием защитных аппаратов, отсутствием питания или снижением качества напряжения в преобразующих блоках.
Перед началом поиска неисправности систему условно разделяют на отдельные функционально связанные узлы, блоки, которые на рассматриваемом этапе характеризуются как объекты поиска.
Технология поиска неисправности посредством эвристического метода предполагает:
1) анализ имеющейся информации о неисправности и характере ее проявления;
2) составление предварительной гипотезы;
3) выбор уточняющих проверок, их выполнение и анализ;
4) выдвижение уточняющих гипотез и их проверку.
Под проверкой понимается некоторый физический эксперимент, совершаемый с объектом для оценки его реакции на определенное направленное воздействие.
Цикл выдвижения и уточнения отдельных предположений продолжается до тех пор, пока не будут установлены неисправность и ее причины.
При составлении рабочих гипотез о причинах неисправности учитываются возможности использования имеющихся видов управления системы, где задействован широкий спектр функциональных элементов и блоков. Поэтому в первую очередь следует убедиться в работоспособности узлов, которые реализуются при всех видах управления. Например, исполнительный механизм авторулевого находится в работоспособном состоянии при всех режимах. Отказ этого звена может быть выявлен при проверке системы ручного кнопочного управления. Если механизм исправен, выдвигается гипотеза о неисправности в схеме возрастающей сложности.
Успешное использование эвристических методов поиска неисправностей предполагает знание свойств отдельных элементов системы и ее общего функционирования, часто применяется при наличии ОС в АСУ.
Времявероятностный метод. Требование сокращения непроизводительных затрат времени и труда на ремонт судовых РЭО и СА приводит к необходимости создания технологии поиска неисправностей, приемлемой для использования в судовых условиях и специалистами береговых ремонтных предприятий.
Развитие технической диагностики и теории надежности позволяет рассматривать алгоритмы поиска неисправностей, основанные на использовании параметров надежности и информационной оценки состояния системы.
Составление алгоритмов поиска неисправностей и их сравнение позволяют установить рациональную последовательность проведения операций поиска. Для этой цели могут быть использованы вероятности безотказной работы элементов системы p(t) или вероятности появления отказа q(t) =1-p(t).
Последовательность выполнения проверок отдельных элементов может быть определена по вероятности безотказной работы элемента р или вероятности его отказа q, по времени t, затрачиваемому на проверку элемента, а также по отношению q/t.
Для построения алгоритма поиска неисправности определяют значения q, t, q/t для каждого элемента и проводят их упорядочение по номерам элементов: элемент проверяется тем раньше, чем больше значение вероятности отказа элемента q, чем меньше время t, затрачиваемое на проверку элемента, чем больше отношение q/t. Данный алгоритм поиска неисправности не учитывает структуру объекта диагностики. Все функциональные элементы рассматриваются как относительно самостоятельные, не связанные друг с другом. Для локализации неисправности в объекте может потребоваться проверка входных и выходных параметров всех элементов объекта.