Подземные дворцы, туннели под болотами, инопланетяне, укравшие корову, станции без эскалаторов, замкнутые функции и «горизонтальные лифты» — все это петербургское метро.
Первая станция метро открылась в 1955 году. На сегодняшний день ее общая протяженность составляет 124,8 км. Действуют 72 станции, восемь из которых находятся на минимальной глубине и не имеют эскалаторов.
Самый первый, красивый и необычный
Петербургское метро началось со станции Автово, которая сейчас находится в южной части Кировско-Выборгской (красной) линии. Именно сюда пришел первый поезд по вновь введенному в эксплуатацию участку от площади Восстания.
В 2014 году британское издательство Guardian включило ее в список «Двенадцати самых красивых станций метро в мире». Именно поэтому здесь регулярно бывают экскурсионные группы и увлечённо фотографируются туристы. Глубина станции составляет 12 метров, тогда как на прилегающих к ней «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов» всего восемь.
"К черту у нас вырыто!»
Глубина станции «Адмиралтейская» — 86 м. Она стала самой глубокой в городе, обойдя даже «Комендантский проспект», который находится на отметке 78 м. Время подъема — более трех минут. Длина соединительного тоннеля составляет 112 м.
Дело в том, что выход «Адмиралтейской» находится на пересечении Малой Морской улицы и Кирпического переулка. Дворцовая площадь находится всего в нескольких минутах ходьбы. На глубину станции повлияли существующие тоннели и необходимость форсировать канал к Неве.
Кстати, «Адмиралтейская» долгое время оставалась станцией-призраком. Поначалу строители просто не могли пробиться на поверхность, затем возникли трудности с возведением вестибюля в историческом жилом районе. Его пустые темные перроны были хорошо видны из окна поезда.
Летающая тарелка
В ходе реконструкции 2008-2009 годов был снесен наземный павильон станции метро «Горьковская». На его месте возвели более современную конструкцию, напоминающую «летающую тарелку». Декор также отсылает к космической тематике – на потолке можно увидеть сопла ракет.
Но по мнению петербуржцев, декор меньше всего напоминает ракету и больше похож на летящую в небо корову. Что вполне логично. Инопланетяне похищают коров.
«Горизонтальный подъем»
Некоторые станции петербургского метро оборудованы автоматическими дверями, закрывающими вход в тоннель. Многие считают, что это сделано для безопасности пассажиров. Никогда не знаешь, что за монстр выйдет и тоннель на такой-то глубине.
«Горизонтальный лифт» со стороны тоннеля
В этом есть доля правды. Двери таких станций выполняют защитную функцию, исключая падение людей на рельсы. Кроме того, инженеры считали, что таким образом можно будет существенно сэкономить на отделке станций. Всего таких конструкций было поставлено 10.
Обратите внимание: Короткие но интересные факты о андах которые вас удивят.
Однако в процессе эксплуатации выяснилось, что обслуживание дверей обходится дороже, чем комплектация самой станции. И от идеи отказались.Заключительный этап
Предполагается, что любое метро представляет собой единую систему. А вот в Петербурге уже много лет участок между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» закрыт из-за прорыва грунтовых вод. Первые проблемы начались еще на этапе строительства в 1974 году, когда на глубине 90 метров был обнаружен «зыбучий песок», который невозможно было заморозить. Затем восстановленные туннели были заполнены водой почти на километр.
Вторая и гораздо более страшная эрозия случилась уже в 90-х годах. Тоннели на перегоне строились один над другим, а верхний постепенно опускался со скоростью 5-25 мм в год. Но в 1995 году этот показатель увеличился до 35 мм в месяц, и вода стала литься дождем в тоннели. Поезда продолжали ходить, но замедлили ход, чтобы избежать обрушения.
В декабре 1995 года, несмотря на все усилия, в тоннели хлынула вода вперемешку с песком. Всего за пару часов и верхние, и нижние черты опустились на четыре сантиметра. Движение поездов было остановлено. Через несколько дней, чтобы спасти соседние станции, герметики закрыли. Отрезанные от остальной системы туннели в конечном итоге были затоплены.
На время работ был запущен бесплатный автобус №80 между Лесной и площадью Мужества. Урегулирование последствий затянулось на годы. Первый тестовый поезд прошел по вновь открытому участку только 26 мая 2004 года.
Кстати, та же самая подземная река сегодня подмывает тоннель между Беговой и Приморской. И хотя это не привело к серьезным проблемам, вода до сих пор просачивается сквозь плиты на станции Беговая».
Батарейный поезд
В петербургском метро есть поезд на батарейках. Он не перевозит пассажиров и используется для обслуживания тоннелей. Он ходит только ночью, когда контактный рельс выключен.
Тематические вагоны
Петербургское метро долгое время считалось самым северным в мире. Теперь пальму подобрало метро Хельсинки в Финляндии. Однако петербургское метро по-прежнему остается самым северным (и в то же время самым западным) в России. И уж точно самый красивый.
Здесь можно увидеть тематические автомобили, посвященные местным достопримечательностям и различным историческим событиям. А также вагон-библиотека, где можно читать книги с помощью QR-кода.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Интересные факты о петербургском метро.