Возможно; не все помнят в деталях старинную
русскую сказку о былинном богатыре Илье Муромце, Сюжет в ней вкратце
такой. Жил в крепости Муроме молодой человек, который сиднем сидел в
избе тридцать лет. Но когда беда в виде басурманского нашествия
свалилась на Киевскую Русь, Илья Муромец выздоровел и окреп: Став
богатырем, пошел бороться против врагов: 3мея Горыныча и Соловья
Разбойника. Причем как уверяют приданья старины глубокой, весьма
успешно.
К чему я вспомнил эту былину? К тому, что она напомнила ее современную интерпретацию с Минским заводом колесных тягачей - МЗКТ.
В Советском Союзе этот завод входил в объединение БелАвтоМА3. Когда
развалился Союз, многие предприятия оказались на грани краха, в том
числе и М3КТ. К чести коллектива, он сумел пережить трудный период, и
стал выпускать целую гамму тяжелых колесных машин. Во время одной из
командировок в Минск мне удалось побывать на М3КТ; а самое главное
-пощупать две новые разработки: самосвалы М3КТ-65151-010 и М3КТ-652511. И
не просто прикоснутся к ним, а попробовать на ходу, в карьере близ
спортивной базы Стайки, что в двадцати километрах от Минска (где
проводятся соревнования по трак триаду).
Вообще, мне очень повезло - я давно мечтал попасть на М3КТ. С
представителем службы маркетинга; съемочной группой Белорусского
телевидения и заводскими водителями мы приехали в карьер. Первым делом,
пока телевизионщики снимали второй самосвал, мне удалось освоить
М3КТ-65151 с колесной формулой 8х4. Самосвал смонтирован на шасси
М3КТ-69237. На нем, кстати, разработано целое семейство спецтехники
минской марки (об этом чуть позже). А пока - углевоз. Платформа
самосвального кузова прямая, с высокими боковинами и открывающимся
задним бортом. Такие машины и называются углевозами. Максимальная высота
подъема кузова 8,1 метра, а объем платформ 16,5 или 25 тонн. Для
сравнения:
МА3-5551 обладает грузоподъемностью 10 тонн, МА3-5516 -16,7 тонны,
КамА3-55111-13 тонн, Mercedes-Benz 3538К -15,5 тонны. Все они являются
аналогами МЗКТ-65151.
Поскольку Минский завод колесных тягачей состоял в производственном
объединении БелАвтоМА3, сразу отойти от головного предприятия было
сложно. Поэтому кабина очередного Богатыря и многие другие
комплектующие, естественно, Мазовские.
Но это и к лучшему: кабина хорошо узнаваема. Есть и собственные приметы.
Например, ступеньки. Нижняя подножка опущена на достаточное расстоянии,
чтобы водитель невысокого роста мог без труда подняться на рабочее
место. Помимо этого установлены удобные поручни, да и сам дверной проем
просторный. Водительское место уютное, хотя это определение, скорее,
подходит к дому или квартире. Тем не менее в кабине самосвала 65151
находится, действительно, приятно. На личной практике могу сравнить ее с
водительскими местами Tatra Jamai, Mercedes-Benz и, допустим, КрА3а.
Регулировочных положений кресла водителя не меньше, чем у самосвалов
вышеперечисленных марок. Ничем не хуже панель приборов и рычаг привода
переключения коробки передач. Вместо перчаточного ящика - блок
предохранителей и реле. Все смонтировано аккуратно и рационально.
Прочитал я написанное и подумал, что приходится себя «тормозить». Ну;
все хорошо в этом автомобиле - меня просто распирает от эйфории. Радует
даже выдвижная площадка с лесенкой для подъема на борт кузова чтобы,
например, накрыть брезентом груз. Хотя, нет. Есть один минус: механизм
поднятия кабины. Во-первых, он очень жесткий, и для того, чтобы привести
насос в действие, надо приложить немалые усилия. Во-вторых, рычажок
переключения (поднять/опустить) очень хиленький - может проржаветь или
сломаться.В-третьих, механизм установлен между парами передних колес с
правой стороны по ходу автомобиля, что создает прецедент его загрязнения
независимо от того, есть ли грязезащитные щитки на колесах или нет.
Теперь все правильно: как говорят автозаводцы, нашел-таки негатив,
несмотря на то, что кабина поднимается хорошо и открывает свободный
доступ к двигателю. Кстати, силовой агрегат Ярославского моторного
завода ЯМ3-7511.10 с коробкой передач МЗКТ-Б5151 меня весьма удивил. Как
правило, моторы этого предприятия не очень эластичны, но в данном
случае двигатель не только плавно переходит с низких оборотов на
высокие; но и наоборот. Плюс спокойно работает в кабине непривычно тихо.
Даже когда автомобиль ползет к вершине карьера на низших передачах; Не
слышно звуков, указывающих на работу двигателя с надрывом. А может,
нужно поработать с машинами М3КТ в более плотном режиме; т.е. на
испытаниях