Минский завод колесных тягачей МЗКТ реабилитировался

Минский завод колесных тягачей МЗКТ реабилитировался

Возможно; не все помнят в деталях старинную русскую сказку о былинном богатыре Илье Муромце, Сюжет в ней вкратце такой. Жил в крепости Муроме молодой человек, который сиднем сидел в избе тридцать лет. Но когда беда в виде басурманского нашествия свалилась на Киевскую Русь, Илья Муромец выздоровел и окреп: Став богатырем, пошел бороться против врагов: 3мея Горыныча и Соловья Разбойника. Причем как уверяют приданья старины глубокой, весьма успешно.


К чему я вспомнил эту былину? К тому, что она напомнила ее современную интерпретацию с Минским заводом колесных тягачей - МЗКТ.


В Советском Союзе этот завод входил в объединение БелАвтоМА3. Когда развалился Союз, многие предприятия оказались на грани краха, в том числе и М3КТ. К чести коллектива, он сумел пережить трудный период, и стал выпускать целую гамму тяжелых колесных машин. Во время одной из командировок в Минск мне удалось побывать на М3КТ; а самое главное -пощупать две новые разработки: самосвалы М3КТ-65151-010 и М3КТ-652511. И не просто прикоснутся к ним, а попробовать на ходу, в карьере близ спортивной базы Стайки, что в двадцати километрах от Минска (где проводятся соревнования по трак триаду).


Вообще, мне очень повезло - я давно мечтал попасть на М3КТ. С представителем службы маркетинга; съемочной группой Белорусского телевидения и заводскими водителями мы приехали в карьер. Первым делом, пока телевизионщики снимали второй самосвал, мне удалось освоить М3КТ-65151 с колесной формулой 8х4. Самосвал смонтирован на шасси М3КТ-69237. На нем, кстати, разработано целое семейство спецтехники минской марки (об этом чуть позже). А пока - углевоз. Платформа самосвального кузова прямая, с высокими боковинами и открывающимся задним бортом. Такие машины и называются углевозами. Максимальная высота подъема кузова 8,1 метра, а объем платформ 16,5 или 25 тонн. Для сравнения:


МА3-5551 обладает грузоподъемностью 10 тонн, МА3-5516 -16,7 тонны, КамА3-55111-13 тонн, Mercedes-Benz 3538К -15,5 тонны. Все они являются аналогами МЗКТ-65151.

Поскольку Минский завод колесных тягачей состоял в производственном объединении БелАвтоМА3, сразу отойти от головного предприятия было сложно. Поэтому кабина очередного Богатыря и многие другие комплектующие, естественно, Мазовские.


Но это и к лучшему: кабина хорошо узнаваема. Есть и собственные приметы. Например, ступеньки. Нижняя подножка опущена на достаточное расстоянии, чтобы водитель невысокого роста мог без труда подняться на рабочее место. Помимо этого установлены удобные поручни, да и сам дверной проем просторный. Водительское место уютное, хотя это определение, скорее, подходит к дому или квартире. Тем не менее в кабине самосвала 65151 находится, действительно, приятно. На личной практике могу сравнить ее с водительскими местами Tatra Jamai, Mercedes-Benz и, допустим, КрА3а. Регулировочных положений кресла водителя не меньше, чем у самосвалов вышеперечисленных марок. Ничем не хуже панель приборов и рычаг привода переключения коробки передач. Вместо перчаточного ящика - блок предохранителей и реле. Все смонтировано аккуратно и рационально.


Прочитал я написанное и подумал, что приходится себя «тормозить». Ну; все хорошо в этом автомобиле - меня просто распирает от эйфории. Радует даже выдвижная площадка с лесенкой для подъема на борт кузова чтобы, например, накрыть брезентом груз. Хотя, нет. Есть один минус: механизм поднятия кабины. Во-первых, он очень жесткий, и для того, чтобы привести насос в действие, надо приложить немалые усилия. Во-вторых, рычажок переключения (поднять/опустить) очень хиленький - может проржаветь или сломаться.В-третьих, механизм установлен между парами передних колес с правой стороны по ходу автомобиля, что создает прецедент его загрязнения независимо от того, есть ли грязезащитные щитки на колесах или нет.


Теперь все правильно: как говорят автозаводцы, нашел-таки негатив, несмотря на то, что кабина поднимается хорошо и открывает свободный доступ к двигателю. Кстати, силовой агрегат Ярославского моторного завода ЯМ3-7511.10 с коробкой передач МЗКТ-Б5151 меня весьма удивил. Как правило, моторы этого предприятия не очень эластичны, но в данном случае двигатель не только плавно переходит с низких оборотов на высокие; но и наоборот. Плюс спокойно работает в кабине непривычно тихо. Даже когда автомобиль ползет к вершине карьера на низших передачах; Не слышно звуков, указывающих на работу двигателя с надрывом. А может, нужно поработать с машинами М3КТ в более плотном режиме; т.е. на испытаниях