МОРЕ

МОРЕПоверхность моря (крупного водоема) или его часть—это акватория. Говорят, например, о прибрежной акватории или, скажем, об акватории порта — участке водной поверхности, ограниченной портовыми сооружениями. Часть акватории моря определенной ширины, тянущаяся полосой вдоль какого-либо государства, называется его территориальными водами. Они входят в состав данного государства. Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м). Двенадцатимильную зону признали около 100 государств, в том числе РФ, а 22 страны самовольно установили более широкие территориальные воды. За пределами территориальных вод расположено открытое море, находящееся в общем пользовании всех государств. У моряков выражение «открытое море» означает «находиться вне видимости берегов».

Море — это часть океана, частично отделенная от него участками суши (см. Мировой океан). Вдающиеся в сушу участки акватории моря образуют заливы.

Среди заливов различают: бухты — небольшие акватории, более или менее обособленные береговыми мысами или островами и обычно удобные для устройства порта или стоянки судов; эстуарии — воронкообразные заливы, образующиеся в устьях рек под воздействием морских течений и высоких приливов; фиорды — узкие и глубокие заливы с высокими и скалистыми берегами, далеко вдающиеся в сушу, иногда на 200 км, при глубине в 1000 м и более; лагуны —неглубокие заливы, отделенные от моря пересыпями, косами и соединенные с морем узкими проливами. Сходны с лагунами лиманы, которые образуются при затоплении морем расширенных устьев рек. Лиманы в Балтийском море и в южном полушарии называют гафами. На севере РФ далеко вдающиеся в сушу заливы, в которые обычно впадают реки, носят поморское название — губа.

Человек строит искусственные сооружения, подобные созданиям природы. Чтобы защитить от волнения акваторию порта — участок побережья, оборудованный для стоянки и обслуживания судов, сооружают молы в виде каменной узкой и длинной полосы, примыкающей одним концом к берегу. Обычно молы оборудованы устройствами для причала судов. У прямолинейных берегов сооружаются парные молы с проходом между ними для судов. Прилегающая к причалам часть портовой акватории, где производятся транспортные операции, называется гаванью, как и прибрежное водное пространство, защищенное портовыми сооружениями от волнения. А участок водного пространства вблизи берега, расположенный перед портом, гаванью, населенным пунктом или устьем реки и используемый для якорной стоянки судов, называют рейдом. В пределах акватории порта рейд называется внутренним; вне порта — внешним. Суда на рейде ожидают подхода к причалам или производят погрузочно-разгрузочные работы. Если подходы к порту недостаточно глубоки для крупнотоннажных судов, то в морском дне роют каналы (например, Ленинградский морской канал).

Все знают, что в Ленинграде, в устье Невы, случаются наводнения в результате нагонов воды под влиянием сильных западных ветров. Такие перемещения водной массы из одной части водоема в другую называются сгонно -нагонными явлениями. Для ограждения Ленинграда от наводнений вследствие нагона воды ветрами будет сооружена дамба, преграждающая нагон воды в устье Невы. В различных морях изменение уровня при этом явлении достигает 2—3 и даже 5 м. Наводнения в результате нагона воды с моря бывают на побережьях Нидерландов, Бельгии, Великобритании.

Кроме того, в морях периодически происходят приливы и отливы. В разных частях Мирового океана, в разных морях, хотя все они соединяются, как сообщающиеся сосуды, уровни неодинаковые. Причина этого не только в сгонах и нагонах. Так, уровень океана у Кронштадта, в Балтийском море, выше, чем уровень вод Тихого океана у Владивостока на 1,8 м. Для практических целей пользуются средним многолетним уровнем, который принимается за исходный для отсчета высот поверхности суши и глубин морей. В РФ за такой уровень принят нуль футштока (рейки) в Кронштадте, это нулевой уровень. При составлении карт все абсолютные отметки высот считаются в Балтийской системе высот, т.е. все они вычисляются от нуля Кронштадтского футштока (см. Координаты географические).