Трудно и сложно строить мосты, особенно большие, — обходятся они во много миллионов рублей. Мосты строят из металла, железобетона, камня, дерева. В настоящее время чаще всего возводят металлические и железобетонные. Если речка узкая, то строят береговые опоры и устанавливают на них пролетное строение — стальное или железобетонное перекрытие между опорами. Если же река широкая, то кроме береговых приходится возводить промежуточные опоры — быки, фундамент которых уходит в русло реки, и устанавливать несколько пролетных строений.
На современных больших мостах пролетные строения часто делают в виде металлических или железобетонных арок, которые несут нагрузки от проезжей части моста. Арки в мостах (каменные) применяются с древнейших времен. Они воздействуют на опоры не только вертикальным, но и горизонтальным давлением, создавая распор. Если концы арки стянуты брусом — затяжкой, то арка воздействует на опоры только вертикальным давлением.
Металлические пролетные строения легче железобетонных, но на них идет много стали, их делают на заводе металлоконструкций, а на месте только устанавливают. Металл ржавеет, и мост приходится часто красить, чтобы защитить от ржавчины, а это приводит к значительным затратам. Железобетонный мост тяжелее, но его можно делать на месте и не надо красить.
В горной местности для проведения железной дороги часто приходится пробивать тоннели. Для их сооружения в мягких породах применяют проходческие щиты.
Проходческие щиты применяются и при сооружении в крупных городах подземной железной дороги — метрополитена.
Когда тоннель сооружается в каменных породах, применяют взрывные работы.