«Мой день продолжался 36 часов»: интервью с Львом Клейном

Пять лет назад ушел из жизни один из самых известных археологов, культурных антропологов и историков нашей страны Лев Кляйн. Будучи студентом, он выступал против господствовавшей в то время «новой лингвистической теории», а после аспирантуры выступил против антинорманизма, доминировавшего во взглядах советских археологов на истоки Киевской Руси. Лев Самейлович дал интервью нашему корреспонденту незадолго до смерти. Разговор получился честным и интересным — и сегодня мы решили опубликовать его на Пикачу.

Лев Кляйн

- Лев Самелович, добрый день! Вы так драгоценны для нас и наших читателей, и мы хотим узнать больше о вашей карьере и жизни. Скажите, пожалуйста, кто вдохновил Вас заняться наукой? Может быть, профессор, у которого вы учились, или известный археолог, которого вы встретили?

- О моей жизни написано много, поэтому ответ можно найти в литературе. Есть книга оскорбительная (Д. Фомин «Голый король»), а есть хвалебная (Св. Лич «Русский взгляд на теоретическую археологию. Жизнь и творчество Льва С. Клейна»). Мои мемуары «Кляйн жесткий», вышедшие в двух изданиях (Санкт-Петербурге и Донецке) – это рассказ из первых рук.

Профессорами, у которых я учился, были знаменитый В.Я.Пропп, знаменитый М.И.Артамонов и другие профессора, которых я слушал в студенческие годы (Б.Б.Пиотровский, А.П.Окладников, М.П.Грязнов и др.), которые, конечно, сформировали мой путь . Наука, но я не могу сказать, что это они, они единственные, кто меня вдохновил. Скорее, меня вдохновляют проблемы, стоящие перед наукой, и перспективы их решения. На понимание и реализацию этих проблем повлияла деятельность этих учителей и, может быть, еще больше история науки, образы нас и мира, история науки - Монтелиус, Софи Мюллер, Чайлд Де, Шлиман, Горозов.в том числе неоднозначные образы - Косинна, Рыбаков. Конечно, прекрасная научная атмосфера в Ленинграде-Петербурге, дискуссии с друзьями и студентами, успехи очень вдохновляли.

- Вы работали в науке еще при Советском Союзе. Расскажите, пожалуйста, каково было работать археологом в Советском Союзе? Что изменилось с тех пор?

- Как и многие другие науки, задействованные в социокультурной сфере, археология также испытала тяжелое притеснение со стороны догматических идеологий. Она была отрезана от мира науки и работала в изоляции. Многие вещи запрещены – например, иммиграция. Есть еще некоторые вещи, которые необходимы – матриархат, приоритет материи над духом и т д. Необходимо признать догму столетней давности, давно опровергнутую мировой наукой. Нам приходится работать в этих рамках – где-то между запретами и мандатами. Контакт с иностранными коллегами также запрещен.

С другой стороны, материалы из многих прилегающих территорий тогдашнего Советского Союза были открыты для археологов Москвы и Ленинграда, книги были дешевы, а государство щедро финансировало некоторые раскопки.

Лев Кляйн в молодости

Теперь, когда догматическое влияние советского марксизма было устранено, связи с мировой наукой были восстановлены, археологов больше не сгоняли в концентрационные лагеря за их научные взгляды, и люди могли работать более свободно. Но реставрация тоталитаризма возможна, силы, желающие этого, огромны, и перспективы еще не вполне радужны. В новой ситуации многое изменилось в худшую сторону. Не говоря уже о том, что жители Москвы и Санкт-Петербурга не имеют широкого доступа к украинским и закавказским древностям. Научные связи между Россией и ее бывшими соседями – Украиной, Закавказьем и Средней Азией – разорваны. Были уничтожены даже центры книгообмена с регионами собственно России, например, Сибирью. Финансирование археологии в нашей стране в целом значительно сократилось, учёные стали свободнее выезжать за границу, но делать это стало легче, если не сложнее в финансовом отношении.

- Если бы вы могли изобрести машину времени, которая позволила бы вам снова стать подростком.. вы бы вернулись в археологию или выбрали другую карьеру?

- не имеют ни малейшего представления о. Ведь выбор определяется способностями, склонностями и возможностями, причем последние не зависят от меня, а являются делом случая (по крайней мере, так определяется мой выбор). Сначала я изучал лингвистику и очень интересовался фольклором. Вот почему я борюсь за Проппа. Я выбрал археологию, исходя из интереса к истокам фольклорной тематики, и когда мой путь на лингвистический факультет был отрезан, по совету Проппа я подал документы на исторический факультет, археологический и долгое время много учился на обоих факультетах в то же время. В силу сложившихся обстоятельств в конечном итоге возобладала археология. Но, как вы знаете, я всю свою жизнь посвятил лингвистике, антропологии и истории.

В 1950 году Клейн выступил с докладом в Институте археологии АН СССР. Фото из профиля Льва Кляйна

- Как вы организуете свой день? Наверное, большая часть времени ушла на написание новых статей и книг?

- В разные периоды жизни мой день строился по-разному.

Обратите внимание: Профессия «Обмотчик»/ Интервью с лицензированным обмотчиком Сергеем Силиным.

Когда я работал в университете, естественно, все было в соответствии с учебной программой. Ведь лекционная нагрузка советских преподавателей была очень велика. Когда я был аспирантом, я делил свое время на дни. Мой день длится 36 часов: 24 часа подряд я сижу и читаю, 10 часов сплю и 2 часа занимаюсь другими делами. Это очень продуктивно, хотя и потенциально вредно для здоровья. Когда я ушла с преподавания, у меня тоже был свободный график, но каждый день был обычным. Я встаю в 7 часов и ложусь спать с 10 до 11 часов.

Не могу сказать, что все свое время уделяю написанию книг и статей. Пишу скупо и экономно. Большую часть времени, отведенного на занятие, уделяется обдумыванию задач, поиску необходимых материалов, систематизации материалов, анализу, расстановке таблиц и карточек, систематизации, составлению схем и таблиц, карт. Все может не появиться в книге, но определит ее содержание. Подводя итог, многие считают, что наша деятельность состоит из двух этапов: 1) задавание вопросов и сбор материалов и 2) написание работы. Для некоторых это, безусловно, так, если работа второстепенная и зависимая. Если серьезно, то между постановкой вопроса и написанием статьи или книги лежит главный этап – исследование. Это занимает большую часть моего времени.

Инспекторам сложно это обнаружить. На первый взгляд кажется, что ученый ничего не делает. Он думает, он думает.

— У многих учёных есть проблема — они застревают в повседневной работе и теряют вдохновение. Подскажите пожалуйста, как избежать такой ситуации.

- Ну, прежде всего, необходимо сохранить стимулы к научной работе, которые зависят от общего положения науки в стране или регионе, но и от индивидуального положения ученого. Но я могу предложить конкретные психологические приемы, которые помогут вам вернуть вдохновение, когда вы начнете работать. Это два фактора. Первое – это очень удобное расположение рабочего места, делающее его привлекательным для работы, а второе – непрерывный режим работы. Они позволяют развить условный инстинкт: присесть одновременно – сразу появится вдохновение.

- Помимо науки, чем вы интересовались раньше и что интересуете сейчас?

- Его интересовало разное: он много занимался музыкой - в детстве давал концерты, играл на фортепиано с оркестрами, в юности руководил оркестром. Я немного занимался современным танцем. Играл в волейбол. Он очень хорошо рисовал — был карикатуристом. Он активно занимался общественной деятельностью - в молодости был руководителем СНО университета. Но когда я стал старше, интересы сузились и сосредоточились на науке.

Лев Кляйн и кошки

- До недавнего времени вы активно полемизировали с псевдоучеными, такими как Анатолий Клёсов. Какие методы эффективной борьбы с лженаукой вы можете перечислить? Какие методы вы считаете неэффективными?

«Лучший способ борьбы с ними — это просветительская работа и публичное освещение в СМИ. Особенно важно доказать ложность и вредность их учений властям, которые ищут простые и легкие решения сложных проблем и когда эти ложные учения получить авторитет власти. Когда их поддерживают, это становится в геометрической прогрессии вреднее (помните Лысенко, я считаю, что политика молчания и запретов на публикации - неэффективные способы борьбы с тем, что они все равно найдут способы обойти эти запреты и даже будут подвергаться преследованиям, за что) это то, чего боятся ученые гильдии, потому что они правы.

- Если бы вас попросили назвать пятерку ведущих псевдоученых Советского Союза и России, кто бы оказался в списке?

- Помимо Клёсова, я упомяну еще Тюняева, Чудинова, Фоменко.

- Дайте, пожалуйста, совет молодым людям и девушкам, которые хотят связать свою жизнь с археологией. Какие качества нужны, чтобы быть хорошим археологом?

——Ровно полвека назад я опубликовал статью «Археология под золотой маской» в журнале «Юность» (выпуск 7) и задумался над этим вопросом.

Археологи должны представить, что романтика исследований — это всего лишь часть профессии и что она может надоесть. Он должен быть терпелив и готов к рутинной, скучной и монотонной работе, благородная цель которой придет к нему лишь позже. Желательны хорошее здоровье, выносливость и умение общаться с людьми. Также хорошо, если у вас есть хорошие навыки рисования. Конечно, он должен быть честным и бескорыстным. Если для других это просто привлекательные особенности, то для археологов это профессиональное требование, поскольку раскопки — это уникальный эксперимент. Это не только открытие памятников, но и их разрушение. Остальное — ваша живопись и сбор находок. Нечестность, какая-то фальшь в записи, скетче – идите проверьте! Это единственная новость!

Я бы также сказал, что у археологов должен быть широкий круг интересов, потому что археологам приходится решать самые разнообразные проблемы и привлекать на помощь разные науки. В идеале археологи должны уметь все.

[Моя] Борьба с лженаукой Научные исследования Наука Ученый-поп Лев Кляйн Антропология Антропология ru Антропогенез Интервью репортеру большая статья 3

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: «Мой день продолжался 36 часов»: интервью с Львом Клейном.